Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Таможенный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Работа содержит 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

              лицами и таможенными                                   интересованным лицам использовать

              органами в целях обеспе-                                 товары в соответствии с условиями

              чения соблюдения тамо-                                   заявленной таможенной процедуры

              женного законодательства

              таможенного союза

 

Также в ТК ТС в сравнении с ТК РБ используются иные определения терминов “ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза”, “вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза”, “незаконное перемещение товаров через таможенную границу”, “перевозчик” [1].

 

Например, под ввозом товаров предлагается рассматривать не только сам факт пересечения таможенной границы, но и длящийся процесс, т.е. действия по дальнейшей доставке товаров до пункта ввоза, их таможенному декларированию, а также выпуску таможенным органом в заявленной таможенной процедуре. Данный подход позволяет при выявлении правонарушения чётко увязать ввоз товаров с их возможным сокрытием от таможенного контроля или незаконным перемещением через таможенную границу [5].

 

Кроме того, в ТК ТС есть понятия, не закреплённые в ТК РБ: “оператор почтовой связи”, “ таможенное декларирование”, “меры нетарифного регулирования”, “запреты и ограничения” и некоторые другие [1].

 

Таможенные процедуры

 

   ТК ТС предусматривает наличие 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС), из них:

14 определены непосредственно в кодексе;

              2 (свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;

              1 (специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).

              В настоящее время ТК Республики Беларусь предусмотрено 14 таможенных режимов, из них:

              13 определены кодексом;

              1 (свободный склад) Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005г. № 545 «Об утверждении  Положения о свободных складах» [11].

 

Различия в названиях некоторых таможенных процедур и их определениях приведены в сравнительной таблице [Прил. Б].

 

Таким образом, для Республики Беларусь ТК ТС вводятся две новые таможенные процедуры – специальная таможенная процедура и процедура переработки товаров для внутреннего потребления [10].

 

Процедура переработки товаров для внутреннего потребления заимствована из Киотской конвенции и допускает использование в установленные сроки иностранных товары в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих без уплаты ввозных таможенных пошлин, но с уплатой налогов и применением запретов и ограничений. Полученные в этой процедуре продукты переработки, подлежит помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к этой продукции [1].

 

Таможенная процедура таможенного транзита

 

Новым для Республики Беларусь подходом является обязательность помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Пунктом 5 статьи 215 ТК ТС определено, что такие товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено  кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.

 

Таможенная процедура таможенного транзита осуществляется в определённый срок. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчёта двух тысяч километров за один месяц. Нужно отметить, что в ТК РБ предельный срок таможенной процедуры таможенного транзита не превышал пяти календарных дней, если перевозка осуществлялась автомобильным транспортом. При перевозке и использованием водных судов и железнодорожного транспорта – 30 календарных дней, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, - трёх календарных дней со дня получения разрешения на таможенный транзит [7].

 

Временное хранение товаров

 

Среди отличий можно отметить увеличение срока временного хранения товаров. (Справочно: в соответствии со статьей 125 ТК Республики Беларусь срок временного хранения составляет шестьдесят календарных дней, без возможности продления).

 

Согласно ТК ТС (ст.170), срок временного хранения составляет два месяца и по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя продлевается таможенным органом. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев [1].

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Деятельность в области таможенного дела. Отличия данных положений ТК ТС от ТК РБ

 

Одним из наиболее серьёзных отличий ТК ТС от ТК РБ являются вопросы, связанные с деятельностью лиц в сфере таможенного дела.

 

ТмК и ТКТС определены категории лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

 

(ТмК)                                                             (ТКТС)

 

таможенные агенты (представители)                          таможенные представители

таможенные перевозчики                                             таможенные перевозчики         

владельцы складов временного хранения                  владельцы складов временного хранения

владельцы таможенных складов                                владельцы таможенных складов

владельцы магазинов беспошлинной торговли         владельцы магазинов беспошлинной торговли

добросовестные участники ВЭД                                  уполномоченные экономические операторы

 

Существенными отличиями от действующих в Республике Беларусь требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение статуса таможенного представителя, таможенного перевозчика и уполномоченного экономического оператора, является введение на уровне норм ТК  ТС обязательного требования по предоставлению этими лицами конкретных сумм обеспечений уплаты таможенных пошлин, налогов, в частности:

в сумме 1 миллион евро для получения статуса таможенного представителя (ТК Республики Беларусь подобных требований не установлено);

в сумме 200 тыс. евро для получения статуса таможенного перевозчика (ТК Республики Беларусь предусмотрено поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин, что составляет порядка 187 тыс. долл.);

в сумме 1 миллион евро для получения статуса уполномоченного экономического оператора (Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» предусмотрено наличие удовлетворительной в соответствии с законодательством структуры бухгалтерского баланса за год, предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 тыс. базовых величин (для юридических лиц), что составляет порядка 1 млн. долл., а для индивидуального предпринимателя – наличие в собственности основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 10 тыс. базовых величин.).

 

Такое обеспечение может быть представлено в виде залога имущества, банковской гарантии, поручительства либо внесения денежных средств на счета таможенных органов.

 

Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, можно отметить такое условие включения в реестры, как наличие договоров страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся на хранении на соответствующих складах.

 

В частности, установлено требование о предоставлении соответствующих договоров страхования для следующих категорий лиц:

 

Категория лиц

Договор страхования

Таможенный представитель

Договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами

Владелец склада временного хранения

Договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора

Владелец таможенного склада

Договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора

 

В настоящее время в Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.

 

Размер страховой суммы таких договоров страхования будет определен дополнительно законодательством Республики Беларусь [1].

 

Новации в отношении таможенных представителей

 

Различия в условиях получения статуса таможенного представителя:

 

1.               Наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям законодательства (ст. 13 ТК ТС).

 

В соответствии со ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также должен иметь в штате специалиста по таможенному оформлению [4].

 

Таким образом, в сравнении с ТК РБ минимальное количество сотрудников таможенного представителя, которое должно быть в штате таможенного представителя, возросло до двух [12].

 

2.               Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. Размер страховой суммы определяется государством-членом таможенного союза (ст. 13 ТК ТС).

 

Согласно ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также должен иметь договор страхования своей гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 10 000 базовых величин [4].

 

3.               Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 13 ТК ТС).

 

В законодательстве Республики Беларусь требование о предоставлении таможенным агентом (представителем) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отсутствует [1].

 

4.               Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 13 ТК ТС).

 

ТКТС не устанавливает требований к материально техническому оснащению таможенного представителя, в то время как ст. 85 ТК РБ определяет, что таможенный агент (представитель) должен иметь в наличии материально-техническое оснащение (наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, комплекта мебели, средств связи, программного обеспечения, информационных технологий) [4].

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза