Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.
На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая из которых включает в себя два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие и классификация историко-культурных ценностей..…...……….....5
1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8

Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12

2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12
2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованных источников и литературы…………………………28

Работа содержит 1 файл

таможенные органы на страже культурного наследия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

 

Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5

 

1.1. Понятие и  классификация историко-культурных  ценностей..…...……….....5

1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8

 

Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12

 

2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12

2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14

2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19

 

Заключение………………………………………………………………………...26

 

Список  использованных источников и литературы…………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            

            Веками предметы искусства – артефакты и древности представляли лишь утилитарный интерес для грабителей и покупателей, интересовавшихся только тем, сколько в нем имелось золота, серебра или драгоценных камней, а участники религиозных войн вообще ставили перед собой «священную» цель уничтожения предметов культуры и культа «неверных». В огне пожаров гибли тысячи городов и десятки цивилизаций с бесценными сокровищами человеческого гения.

           Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.

           Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обмен культурными ценностями для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает уважение и понимание между странами.

            Произведения искусства всегда были лакомым куском и источником доходов для контрабандистов. Они стоят дорого, и на них всегда найдется покупатель. Поэтому изобретальность «путешественников», пытающихся вывезти предметы искусства, не имеет предела.

            Охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и международном масштабах, требует тесного сотрудничества между государствами. Эта задача приобретает особую актуальность в современном мире, когда многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую. Все больше развивается международная торговля антиквариатом. Но наряду с законным вывозом культурных ценностей из страны имеет место теневой бизнес оборота культурными ценностями. К сожалению, продолжается массовый нелегальный вывоз культурных ценностей из страны. Продолжается массовый нелегальный вывоз произведений искусства, подлинных шедевров человеческого таланта. По мнению специалистов, подобный бизнес сопоставим с нелегальной торговлей наркотиками и оружием.

            Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей приобретает международный характер. Многие государства все чаще сталкиваются не с отдельными преступниками, а с хорошо организованными транснациональными преступными группировками, специализирующимися на хищениях, незаконном вывозе за рубеж и нелегальной продаже произведений искусства.

            Сложившаяся ситуация требует принятия комплексных мер по противодействию контрабанде культурных ценностей. Среди них немаловажное значение играют уголовно-правовые средства борьбы с их незаконным оборотом. Все это свидетельствует об актуальности избранной темы.

            Объектом данной работы является проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей.

            Предметом исследования является деятельность таможенных органов по обеспечению сохранности культурных ценностей.

            Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.

            На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.

            Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая  из которых включает в себя  два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.

           Для изучения поставленной передо  мной темы курсовой работы  были использованы следующие  доступные источники: Таможенный  Кодекс Республики Беларусь, учебные  пособия по основам таможенного  дела и таможенному праву для  выявления теоретических основ, периодические издания «Таможенный вестник» и «Таможня и ВЭД», что сделало изучение наиболее интересным. Также была использована такая литература, как «На страже культурного наследия: Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой культурных ценностей» под общ. ред. А.Ф.Шпилевского.

           Последние сведения об охране историко-культурных ценностей были получены с помощью электронных ресурсов, в частности с помощью электронного сайта Государственного Таможенного Комитета.

           Таким образом, будет сделана попытка наиболее полно раскрыть тему и достигнуть обозначенной цели данной курсовой работы.

Глава 1. Историко-культурные ценности как  объекты таможенного контроля

 

            Охрана историко-культурного наследия, рациональное использование культурных ценностей – неотъемлемые условия устойчивого социального развития государства. После провозглашения независимости Беларуси с особой остротой встала проблема формирования собственной законодательной базы, нормативно-правовых актов, направленных на сбережение и восстановление историко-культурного наследия. И такие нормативные акты были приняты в законе Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия». Данный закон регулирует отношения с целью сохранения, надлежащего    содержания, соответствующего  рационального использования, восстановления  и  приумножения историко-культурного наследия.

 

1.1. Понятие  и классификация историко-культурных  ценностей

 

            Нормативные акты дают следующее  определение историко-культурного  наследия (ст.1 закона «Об охране историко-культурного наследия»):

  • «Историко-культурное наследие – это совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.
  • Историко-культурные ценности – это наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в установленном порядке».

  Культурные ценности делятся на следующие виды:

1.Материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность:

а) Недвижимые материальные ценности, перемещение которых связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств;

б) Движимые материальные ценности, перемещение которых в  пространстве не связано с изменениями  их сущности и технического состояния.

2.Духовные ценности, возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность:

а) Фиксированные  духовные ценности, сущность которых  может быть полностью зафиксирована  и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;

б) Воплощенные  духовные ценности, сущность или отличительные достоинства которых полностью или частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.

             В зависимости от их свойств  ценности делятся на следующие  категории:

1. Материальные историко-культурные ценности:

  • Категория «0» - ценности, включенные или предложенные для включения в Список всемирного наследия (например, замковый комплекс «Мир» в Кореличском районе);
  • Категория «1» - наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес (например, башенные часы Фарного костела в г. Гродно);
  • Категория «2» - достопримечательные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики (например, памятник воинам-интернационалистам в Троицком предместье г. Минска);
  • Категория «3» - ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики (например, здание Национального академического театра им. Я. Купалы).

2. Духовные историко-культурные  ценности:

  • Категория «А» - ценности, полная аутентичность и точность которых безусловна и неизменна;
  • Категория «Б» - ценности, содержание которых полностью или частично восстановлено по вторичному материалу, и ценности, которые по своему существу объективно могут со временем меняться (например, герб г. Борисова, 1792 г.).

             Историческим и культурным наследием являются документы Национального архивного фонда Республики Беларусь. Организационно-правовые и экономические основы накопления, учета, хранения и использования Национального архивного фонда регулируются законом «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь». Согласно ст. 5 названного закона, Национальный архивный фонд Республики Беларусь – это совокупность документов, созданных в Республике Беларусь в процессе экономической, общественно-политической, социально-культурной и иной деятельности государства на различных этапах его развития и отражающих материальную и духовную жизнь белорусского народа.

              Национальный архивный фонд Республики  Беларусь состоит из документов, собранных в процессе деятельности  государственных органов, предприятий,  учреждений, организаций независимо  от форм собственности, общественных  объединений, существовавших и существующих на территории Республики Беларусь и за ее пределами, физических лиц независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности.

              Отнесение документов к составу  Национального архивного фонда Беларуси производится на основании экспертизы их ценности. [3, с. 17-19]

              Историческую и культурную ценность имеет Музейный фонд Республики Беларусь, состав и порядок формирования которого определен законом «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь».

              Музей является научно-исследовательским  и просветительным учреждением  культуры, доступным для посещения  гражданами, иностранными гражданами  и лицами без гражданства. Музей  собирает, изучает, экспонирует,  популяризует и сохраняет движимое и отдельно недвижимое историко-культурное наследие, содействует повышению образованности населения, распространению знаний о человеке и его среде, служит духовному развитию общества.

              Задачами Музейного фонда Республики  Беларусь являются наиболее полное выявление, централизованный учет, комплектование, изучение, обеспечение надлежащей сохранности и надлежащего использования движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей в целях развития культуры, науки, знаний о природе и окружающей среде, искусства, литературы, нравственного и эстетического воспитания. [3, с. 22]

              В соответствии с законом «О  библиотечном деле в Республике  Беларусь»  особым объектом  историко-культурного наследия является  фонд Национальной библиотеки Беларуси (ст.23), который находится на особом режиме охраны. Национальная библиотека Беларуси формирует, сберегает, постоянно сохраняет и представляет наиболее полное собрание отечественных и научно-значимых зарубежных документов; является депозитарием материалов ООН и ЮНЕСКО.

              Одним из основных принципов  организации библиотечного дела  является содействие возрождению  и развитию культурных ценностей,  белорусской нации, других национальностей,  которые проживают в стране, сохранению  историко-культурного наследия. Общее руководство библиотечным делом осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь, одной из функций которого является (ст.6) обеспечение регистрации и контроля за соблюдением особого режима содержания и использования библиотечных фондов, которые относятся к историко-культурным ценностям Республики Беларусь.

              Библиотечным фондам, которые содержат  особо ценные и редкие документы,  может быть придан статус историко-культурной  ценности с включением в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Информация о работе Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия