Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.
На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая из которых включает в себя два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие и классификация историко-культурных ценностей..…...……….....5
1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8

Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12

2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12
2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованных источников и литературы…………………………28

Работа содержит 1 файл

таможенные органы на страже культурного наследия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                 В статье 313 Таможенного Кодекса  Республики Беларусь «Основные  функции таможенных органов Республики  Беларусь» четко выделены задачи  таможенной службы в правоохранительной  сфере. Таможенные органы выполняют  следующие основные функции:

  • осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  • взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
  • осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  • осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
  • проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела [1, с. 277-279].

            В 1990-х годах в целях совершенствования законодательства об охране культурного наследия Республики Беларусь был принят ряд законодательных актов, позволивших укрепить национальную безопасность страны в гуманитарной сфере, сделать еще один шаг в создании комплексной системы обеспечения охраны и сохранения культурного наследия.

            В числе таких нормативных актов: закон «Об охране историко-культурного наследия» (2006 г.) с изменениями и дополнениями 2007 и 2009 г., постановления Совета Министров «Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь» (1997г.), «Об утверждении Положения о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь» (2000 г.), постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь « О вывозе культурных ценностей и копий архивных документов» (2005 г.) и многие другие.

            В связи с тем, что контрабанда художественных и историко-культурных ценностей носит транснациональный характер и находится в сфере пристального внимания правоохранительных  органов различных государств, республика Беларусь присоединилась и к существующим международным договоренностям в этой сфере. В том числе к «Положению о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей», принятому решением глав правительств государств- участников СНГ 9 октября 1997г. Этот документ был ратифицирован Беларусью Законом от 13 июля 2000г. Основные положения данного международно-правового акта имеют важнейшее значение для правоприменительной практики вообще и пресечения контрабанды культурных ценностей в частности.

                В настоящее время для обеспечения надежной охраны все историко-культурные ценности, находящиеся в стране учтены и внесены в ведущийся в республике Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Так, по состоянию на январь 2001г. В него было включено 26 движимых объектов (а именно они становятся целью преступных посягательств), т.е. историко-культурных ценностей, состоящих из 6 816 предметов.

                Кроме того, в Беларуси все  культурные ценности подразделяются на 4 группы:

  1. Историко-культурные ценности, т.е. включенные в Государственный список историко-культурных ценностей;
  2. Культурные ценности, составляющие музейные, библиотечные и архивные фонды Республики Беларусь;
  3. Культурные ценности, представленные в Департамент по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры для рассмотрения на предмет включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
  4. Культурные ценности, подпадающие под категории, установленные в Списке категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории Республики Беларусь ограничен.

                Подобные действия были крайне необходимы, т.к. с начала 1990-х гг. Беларусь становится не только главным транзитным коридором, но и источником контрабанды культурных ценностей. Об этом свидетельствовала криминальная хроника [4, с. 117-118].

                Сотрудники всех белорусских  таможен участвуют в спасении  культурного и исторического  наследия Беларуси и зарубежных  стран, смело противостоят международной преступности. История борьбы белорусских таможенников с контрабандистами в конце XX - начале XXI вв., также как и в начале прошлого столетия, полна примеров профессионального мастерства, самоотверженности и смекалки [4, с. 119].

                Брестская таможня. Сотрудники Брестской таможни вносят неоценимый вклад в дело спасения культурных ценностей Республики Беларусь и зарубежных стран. Многие обнаруженные при таможенном контроле предметы старины, искусства и культурного наследия украшают сегодня в Бресте стенды музея «Спасенные художественные ценности». Не одна сотня спасенных икон и предметов религиозного культа были возвращены сотрудниками Брестской таможни в церкви страны [4, с. 121].

               «Западный Буг». Именно на ее пограничных пунктах таможенного оформления (ППТО) постоянно происходит пресечение незаконных попыток перемещения уникальных культурных ценностей. Только за период с 1997 по 2004 гг.сотрудниками таможни выявлена и пресечена 31 попытка незаконного перемещения через таможенную границу Республики Беларусь историко-культурных ценностей на миллиарды белорусских рублей. По отдельным фактам возбуждены уголовные дела. Во всех случаях культурные ценности перемещались с сокрытием от таможенного контроля. Среди спасенных культурных ценностей:

  • старинные коллекционные золотые и серебряные монеты;
  • старинные изделия из серебра, золотые и серебряные часы;
  • статуэтки;
  • книги XIX в.;
  • иконы, складни, кресты;
  • ордена и медали;
  • предметы быта XIX - XX вв.;
  • старинная посуда.

                В последние годы сотрудники «Западного Буга» продолжают предпринимать все меры для защиты культурного достояния [4, стр. 122, 126].

                Гродненская региональная таможня. Уже в 1991 году, в первый год независимости страны, гродненские таможенники 51 раз задерживали историко-культурные ценности: 99 икон и различную церковную утварь; 45 серебряных монет России, Литвы, Австро-Венгрии, германии, Испании, Саксонии и СССР XVI- начала XX вв.; 82 российские медные монеты XVIII в.; 4 штуки серебряных карманных и наручных часов, производства России и стран Западной Европы XIX-начала XX вв. и многие другие предметы. В начале 1990-х гг. контрабандисты, почуявшие легкие заработки, буквально штурмовали участок границы, где последним заслоном стояла таможня.

                Для обнаружения незаконного перемещения через Государственную границу предметов контрабанды, немаловажным фактором для таможенных органов являлось звание лиц - возможных субъектов контрабандной деятельности. В связи с упрощением выезда за рубеж по частным и служебным делам, свободными туристическими поездками в Польшу и другие страны Европы, в начале 90-х годов возросло число лиц, стремившихся не только к посещению других государств, но и пытавшихся прихватить с собой в поездку предметы, запрещенные к вывозу из страны. Особое место в те годы занимала контрабанда антикварных и культурных ценностей, она приобрела массовый характер. Торговля историко-культурными ценностями, контрабандно вывезенными через границы Беларуси и стран Прибалтики, стала основным занятием и источником дохода для большинства небольших антикварных лавок Польши и Германии [4, с.128].

                Трудно точно подсчитать количество историко-культурных ценностей, спасенных сотрудниками Гродненской региональной таможни. Тем более, оценить в рублях или долларах материальную стоимость возвращенного народу культурного наследия. Несомненно, вклад таможенников в сохранение исторического и культурного наследия государства трудно переоценить. Достаточно сказать, что благодаря бдительности, мастерству и профессионализму гродненских таможенников, их личному мужеству, за последние 35 лет православным храмам, монастырям, музеям Беларуси и России возвращено в общей сложности более 4750 икон, складней, различных крестов, кадил и прочей церковной утвари [4, с.137].  

                 Ошмянская таможня. Надежно защищает северные таможенные границы белорусско-литовского участка [4, с. 138].

                 Полоцкая таможня. На белорусско-латвийском участке северной таможенной границы обеспечивает надежный контроль над перемещением культурных ценностей. Периодически полоцкие таможенники задерживают и передают в белорусские музеи раритетные и цененные предметы культурного значения [4, с.140].

                 Гомельская таможня. Успешно противостоит попыткам нелегального перемещения культурных ценностей на стыке юго-восточных границ страны. За период деятельности таможни с 1993г. По настоящее время ее сотрудниками предотвращены многочисленные попытки нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу и в последующем конфисковано 897 предметов, представляющих историко-культурную ценность. Среди них: 25 икон, 44 церковных книги и журнала, 269 денежных знаков и монет, 33 часов, 224 почтовых марки и карточки, 45 предметов военного снаряжения, медалей и орденов Первой и Второй мировых войн, 44 фотоаппарата, а также картины, изделия из фарфора и керамики, предметы археологии и ряд других художественных изделий и ценных антикварных предметов [4, с. 141].

                 Могилевская таможня. Не имеет столь частых и громких задержаний, как, к примеру, пограничная Гродненская таможня, т.к. является внутренней, однако и ее сотрудниками приходится задерживать контрабанду культурных ценностей [4, с. 144].

                 Мозырская таможня. Не остается без внимания работа по пресечению незаконного перемещения историко-культурных ценностей и в этой таможне, контролирующей свой участок южной таможенной границы Республики Беларусь. Так, в июле 2002 г. сотрудниками пункта таможенного оформления «Глушкевичи» был пресечен незаконный вывоза пределы Республики Беларусь уникальной скрипки Амати, 1721 г., которая была конфискована судом г. Мозыря и впоследствии передана в Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры [4, с. 145].

                 Пинская таможня. На украинско-белорусском участке южной таможенной границы страны бдительно несут службу сотрудники Пинской таможни. Многое из задержанного пинскими таможенниками передано в Музей белорусского Полесья г. Пинска. Например, икона Преподобного Серафима Соровского (к. XIX в.), икона Георгия Победоносца (1-я половина XIX в.), серебряные медали в честь 1000-летия России (1882г.), коллекция серебряных монет России и СССР (1814-1924 гг.) и др. За все время существования Пинской таможни в Музей белорусского Полесья было передано 17 историко-художественных раритетов [4, с.146].

                Минская региональная таможня. Также является внутренней и поэтому задержание культурных ценностей ее сотрудниками довольно редкая вещь [4, с.146].

                 Таможня «Минск-2». Охраняет воздушные ворота страны «Национальный аэропорт «Минск-2». За период с момента ее создания в 1993 г. и по 2006 г. ее сотрудниками была пресечена 51 попытка нелегального перемещения через таможенную границу Республики Беларусь культурных ценностей. В результате таможенники предотвратили незаконный вывоз 154 предметов, являющихся культурными ценностями: ордена и медали, картины, иконы и иные предметы религиозного культа, старинные монеты и т.п. [4, с.147].

                 Минская центральная таможня. Имеет особый статус и не проводит операции по таможенному оформлению и контролю. Однако в ее состав входят самые различные подразделения, которые совместно активно участвуют в защите культурного наследия [4, с. 148].

                 В результате напряженной работы белорусских таможенников во всех национальных, областных исторических, художественных, специализированных музеях, во многих районных музеях, а также некоторых библиотеках и церквях находятся тысячи предметов культурного и исторического значения, спасенных для людей белорусскими таможенниками. Задержанные культовые ценности таможенники часто передают верующим. Уникальные и древние предметы культа, конечно, остаются в музеях, но три четверти из задержанных икон, преимущественно XIX-XX вв., поступает в культовые учреждения, в первую очередь новостроящиеся храмы.

Информация о работе Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия