Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.
На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая из которых включает в себя два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие и классификация историко-культурных ценностей..…...……….....5
1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8

Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12

2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12
2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованных источников и литературы…………………………28

Работа содержит 1 файл

таможенные органы на страже культурного наследия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

              Физические и юридические лица, которые владеют частными коллекциями  документов, отнесенных в соответствии  с законодательство к историко-культурным  ценностям, имеют право на государственную поддержку в целях обеспечения сохранности коллекций при условии включения этих документов в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь [3, с. 25-26].

 

              Итак, в настоящее время законодательство  об охране историко-культурного наследия активно развивается, для того чтобы обеспечить сохранность историко-культурных ценностей нашей страны.

 

1.2. Перемещение  историко-культурных ценностей через  таможенную границу

 

              Республика Беларусь, выгодно используя свое географическое положение и проводя политику открытости, является активным участником процесса взаимного культурного обмена со странами не только Европы, но и Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии. Доброй традицией стал обмен визитами национальных театрально-художественных и спортивных коллективов, выставочных экспозиций. Делегаций представителей культуры, искусства и спорта. При пересечении товаров в рамках указанных мероприятий зачастую возникают вопросы, связанные с таможенным оформлением таких товаров при пересечении таможенной границы республики Беларусь

              В соответствии с положением ст. 49 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, установленных ТК и иными актами таможенного законодательства, за исключением случаев, когда в отношении таких товаров таможенное оформление не производится и (или) они освобождены от отдельных операций таможенного контроля в соответствии с ТК, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

              Для товаров, временно ввозимых  на таможенную территорию Республики  Беларусь с целью демонстрации на выставках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых в целях продажи ввезенных товаров), а также театральных (цирковых) костюмов, сценического оборудования и реквизита, товаров для произведения спортивных соревнований таможенным режимом, наиболее полно отражающим цели ввоза таких товаров на таможенную территорию, является таможенный режим временного ввоза, допускающий использование на такой территории иностранных товаров в течение срока действия таможенного режима. В свою очередь, при временном вывозе указанных категорий товаров применяется таможенный режим временного вывоза.

              Положениями ст. 190-196 ТК определены условия помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, ограничения, а также порядок прекращения его действия (соответственно, для таможенного режима временного вывоза – положениями ст. 197-202 ТК). Для осуществления обратного вывоза вышеуказанные товары подлежат помещению под таможенный режим реэкспорта в соответствии со ст. 212-214 ТК (соответственно, при обратном ввозе – под таможенный режим реимпорта согласно положениям ст. 210-211 ТК) [1].

              Декларирование вышеуказанных товаров может быть осуществлено путем представления таможенному органу таможенной декларации в виде письменного документа (ст. 74-75 ТК), либо в качестве таможенной декларации могут быть использованы коммерческие и транспортные (перевозочные) документы в соответствии с положениями постановления ГТК Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 90 «Об использовании в качестве таможенной декларации коммерческих и иных документов». При этом коммерческие и транспортные (перевозочные) документы должны содержать сведения, предусмотренные п. 4 ст. 75 ТК, в том числе, помимо наименования, описания и количества товаров в штуках, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и других единицах измерения, статистическую и таможенную стоимость этих товаров, наименование страны происхождения, а также классификационные коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь. В случае отсутствия в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах указанных сведений такие сведения допечатываются или дописываются печатными буквами от руки декларантом либо по его поручению таможенным агентом (представителем) в свободном месте указанных документов либо на отдельном листе и заверяются подписью и печатью (если в соответствии с законодательством лицо, внесшее такие сведения должно иметь печать) [12, с. 22-23].

              Порядок вывоза историко-культурных ценностей (далее – ИКЦ) отличается от порядка вывоза товаров, которые не являются таковыми, но обладают отличительными духовными, художественными и (или) документальными особенностями.

              Список категорий культурных  ценностей, вывоз которых ограничен,  определен постановлением Совета  министров Республики Беларусь  от 18 июля 2006 г. № 906 (далее – Постановление). Так, например, к данной категории товаров относятся художественные ценности, антиквариат, старинная мебель, музыкальные инструменты, печатные издания, ордена и нагрудные медали, иные старинные предметы более чем столетней давности. Однако принятие решения о принадлежности товара к категории ИКЦ находится в компетенции Министерства культуры республики Беларусь (далее – Министерство).

              Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 218 «Об установлении запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь» определено, что перемещение ИКЦ через таможенную границу Республики Беларусь с целью постоянного размещения за границей запрещено. После данного постановления имеет место добавить о следующем Постановлении Совета Министров «О некоторых вопросах и порядке перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» от 23 сентября 2008 г. № 1397 (в ред. от 29 июня 2009 г.). Также вывоз историко-культурных ценностей регулирует Постановление ГТК №56 от 23 августа 2005 г. (ред. от 24 октября 2006г. №103) «О вывозе культурных ценностей и копий архивных документов».  Однако можно временно вывезти данные товары за пределы Беларуси при получении разрешений государственных органов. Под временным вывозом понимается перемещение ИКЦ юридическими и физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь при условии их обязательного обратного ввоза в оговоренный срок. Целью временного вывоза культурных ценностей может быть международный культурный обмен или необходимость их сохранности в случаях вооруженных конфликтов.

              Согласно постановлению органом государственного регулирования вывоза ИКЦ является Министерство в пределах своей компетенции при содействии искусствоведов-контролеров управлений культуры облисполкомов. Для рассмотрения вопроса о вывозе ИКЦ за границу и получения письменного разрешения на это в Министерство подается заявление субъекта хозяйствования или гражданина установленной формы.

              В случае принятия экспертом решения о том, что перемещаемый предмет не относится к категориям ИКЦ, вывоз которых за границу Республики Беларусь ограничен, в частности, сели он является детским рисунком, экспертом на представленных фотографиях предмета либо на списке (описании) предметов проставляется штамп «Разрешено к вывозу из Республики Беларусь» с указанием даты принятия решения и подписью эксперта.

              Необходимо учитывать, что условием  временного вывоза за пределы  таможенной территории Республики  Беларусь оригиналов ИКЦ, которые составляют музейный, библиотечный или архивный фонды, является наличие разрешения учреждения Государственной архивной службы Республики Беларусь, согласованного с Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции.

              Следует отметить, что вывоз за границу Республики Беларусь историко-культурных ценностей без соблюдения порядка, установленного законодательством, запрещен и является основанием для инициирования процедуры их возврата в Республику Беларусь. За нарушение данного порядка Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь определены наказания в виде штрафа или лишения свободы с конфискацией или без конфискации имущества [20, с. 28-30].

 

              Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» регулирует правила ввоза и вывоза историко-культурных ценностей и сохраняет культурное наследие нашей страны в безопасности, тем самым расставляя преграды для контрабандистов и преступников, стремящихся незаконно вывезти  предметы культуры и искусства из нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль таможенных органов в области  защиты культурного наследия

 

             Современный мир полон опасностей и вызовов. После исчезновения в конце XX века угрозы III Мировой войны, человечество стоит перед другими глобальными проблемами. Одной из наиболее опасных проблем становятся активные деструктивные действия преступного мира. По данным ООН, за последние 30 лет уровень преступности на планете вырос в 30 раз. С конца 1990-х гг. число преступлений растет в среднем на 5% в год. В час совершается до 200 тысяч правонарушений. Глобальный оборот криминальной индустрии ныне оценивается примерно в 1 триллион долларов в год. Современная открытость границ, свобода перемещения граждан, активное трансграничное движение капиталов, товаров и услуг создали благоприятные условия не только для законопослушных граждан, но в определённой мере и для развития преступности, ее трансформации в международную преступность [4, с.114].

              Согласно статьи 228 Уголовного Кодекса (УК) Республики Беларусь «контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием» [5, с. 408].

               Незаконный вывоз предметов старины и искусства наносит невосполнимый урон историческому и художественному наследию всех стран и народов. Перед таможенной службой любого государства всегда стояла и стоит благородная и ответственная задача – спасение культурного достояния человечества [16, с. 54].

 

2.1. Контрабанда  историко-культурных ценностей как  мировая проблема

 

              Согласно исследованиям историков и археологов таможенное дело на нашей планете существует уже около 5 тысяч лет. Но нелегальный провоз такого вида товаров, как культурные и исторические ценности, появился гораздо позже, максимум 100-200 лет назад.

               Прошли столетия, прежде чем в  Европе в эпоху Возрождения  и Великих географических открытий XV - XVI вв. начал проявляться интерес к культурным ценностям прошлого [17, с.45].

               В сфере незаконного оборота культурных ценностей функционируют особо подготовленные преступные группировки, действующие со строгим распределением криминального труда по следующей схеме: заказ → хищение → доставка к границе → контрабандный вывоз → передача заказчику. Все это совершается в условиях глубокой конспиративности и с использованием коррумпированных связей по обе стороны границы. Причем в этой сфере разработаны и, к сожалению, успешно внедрены несколько преступных технологий [3, с. 188-189].

              На сегодняшний день в мире сложился огромный, по своему размаху, нелегальный рынок художественных и исторических ценностей. Кражи произведений искусств и старины из музеев, церквей, монастырей, дворцов, замков, частных коллекций приняли характер глобальной проблемы. По доходности контрабандная торговля культурными ценностями стоит на втором месте - сразу после торговли наркотиками.

              Согласно полицейской статистике, ежегодно для продажи на мировом рынке похищается произведений искусства на сумму около 4,5млрд. долларов. В настоящее время в розыске находятся более 45 тысяч произведений искусства, причём ежемесячно этот список пополняют 2 тысячи новых украденных предметов. Уникальные вещи, раритеты, представляющие собой историческую и художественную ценность, оказываются в частных, зачастую не афишируемых закрытых коллекциях. Иногда проходят годы, десятилетия и более, прежде чем эти украденные вещи удается найти.

              Статистика свидетельствует, что 50% хищений происходит из частных коллекций, 35% из церквей и различных общественных мест, банков, учебных заведений и т.д., 10% составляют кражи из государственных и 3 % из личных музеев. Наибольшему риску быть украденными подвергаются ценности, находящиеся в церквях и частных коллекциях, т.к. они, как правило, не имеют должной охраны.

              Чаще всего похищаются драгоценности, в 20% случаев - античные изделия, в 15% - картины, в 13% - иконы и церковная утварь, в 10% - предметы из археологических раскопок, в 7% - изделия нумизматики, в 5% случаев - скульптура, книги. Наибольший интерес для преступников представляют иконы, живопись и скульптура. Это предметы визуального восприятия, они всегда понятны и интересны. Злоумышленнику даже неважно, греческая надпись на иконе или кириллическая. Главное, чтобы было экзотично и оригинально. Книги крадут реже - не всегда язык написания понятен. Нумизматику трогают тоже достаточно редко - ее полно в антикварных магазинах и это часто не столь уникально. В последнее время участились случаи краж военно-исторических раритетов, особенно периода Второй мировой войны.

Информация о работе Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия