Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.
На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая из которых включает в себя два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие и классификация историко-культурных ценностей..…...……….....5
1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8

Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12

2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12
2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованных источников и литературы…………………………28

Работа содержит 1 файл

таможенные органы на страже культурного наследия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

              Значительная часть культурных ценностей продолжает вывозиться гражданами, убывающими за границу на постоянное место жительства. О масштабах их контрабандной деятельности свидетельствуют оперативные и следственные материалы о наличии в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Италия, Франция и др.) более 40 организованных групп контрабандистов, специализирующихся по странам СНГ. В свою очередь, в СНГ, по информации Киевской международной конференции по проблемам организованной борьбы с контрабандой (1999г.), действуют 30 преступных группировок, “работающих” по контрабанде и торговле культурными ценностями.

               Подавляющее большинство членов этих группировок - выходцы из республик бывшего Советского Союза, оставившие в стране разветвленные связи и сообщников, которые обеспечивают поиск, скупку и вывоз ценностей из страны. Для реализации поступающих по нелегальным каналам культурных ценностей на Западе преступниками создана целая сеть специализированных магазинов “антиквариата”. Успешно функционируют подпольные фирмы, привлекающие опытных экспертов-искусствоведов для оценки, экспертизы и оформления необходимых легализующих документов на ценности, вывезенные незаконным путём.

                К сожалению, результаты раскрываемости подобных преступлений крайне низки. Правоохранительным органам удается вернуть не более 10-15% объявленных в розыск исторических и художественных ценностей [4, с. 114-115].

 

2.2. Охрана  историко-культурных ценностей в  БССР

 

                В начале XX в., особенно после окончания Первой мировой войны, человечество стало задумываться о своем наследии и уже не спешило делить его на «поделки дикарей» или «шедевры мастеров». Люди поняли, что подобные предметы хранят в себе нечто большее, чем примитивную материальную ценность. Они сберегают частички культуры народа, создавшего их. Началось формирование системы государственной охраны культурных и исторических ценностей.

                Богато национальное историко-культурное  наследие и у белорусского  народа. В XIX веке одним из собирателей белорусских древностей был граф Я.П. Тышкевич, уроженец Логойщины. В его личной коллекции, кроме двухсот картин итальянской живописи, большого собрания этрусских ваз, редких находок из Помпеи, имелась и богатая коллекция белорусско-литовских редкостей: древние рукописи, исторические карты, археологические находки из курганов.

                В начале XX в. для поддержки усилий национальных правительств лидерами ведущих государств мира было решено придать защите культурных ценностей международный статус. Первым многосторонним международно-правовым документом в этой области стала Гаагская конференция 1907г. «О законах и обычаях сухопутной войны». В статье VI Конвенции запрещались захват, истребление или повреждение исторических памятников, художественных и научных произведений.

                После Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 г., в сложнейших экономических и политических условиях, таможенные учреждения бывшей царской России продолжали выполнять свои обязанности, но уже в соответствии с указаниями новой Советской власти. Правительство Советской России – Совет народных комиссаров (СНК РСФСР), заботясь о защите экономических интересов страны на границе, в скором времени издало ряд постановлений, регулирующих перемещение товаров через таможенную границу. Первым подобным документом стало постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». Оно в немалой степени было направлено и на урегулирование ситуации на западной границе, однако на тот момент это было осложнено оккупацией германскими войсками значительной части Беларуси.

                Но к весне военные действия  несколько поутихли, и по белорусской  территории пролегла временная  демаркационная разграничительная  линия между российскими и  германскими войсками. В марте 1918 г. после подписания Брест-Литовского мирного договора стали обсуждаться и варианты организации на этой линии таможенной охраны.

                В связи с этим, по указанию Наркомфина РСФСР директором департамента таможенной службы В. Копайтичем был подготовлен циркуляр № 37/1 от 27 мая 1918 г. «Об открытии таможенных действий на нашей временной западной границе». Через два дня, 29 мая 1918 г. был подписан Декрет СНК Советской России «О таможенных сборах и учреждениях», который стал точкой1 отсчета деятельности советской таможенной службы [4, с. 14].

                1 октября 1918 г. был принят циркуляр  Главного управления таможенного  контроля (ГУ ТК) № 718/1 «О воспрещении вывоза за границу предметов особого художественного исторического значения». В нем указывалось, что СНК Декретом от 19 сентября 1918г. в целях «прекращения вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения, угрожающего утратой культурных сокровищ народа» постановил воспретить вывоз из всех мест республики и продажу за границу кем бы то ни было предметов искусства и старины без разрешения Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в Петрограде и Москве при Народном комиссариате просвещения РСФСР или органов, Коллегией на то уполномоченных [4, с.15].

                Важной мерой, направленной на  предотвращение контрабандного  вывоза за границу произведений  искусства и предметов старины,  явилось принятие СНК РСФСР ряда декретов о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находившихся во владении частных лиц, обществ и учреждений. К примеру, Декретом СНК от 5 октября 1918 г. было постановлено произвести первую государственную регистрацию всех сокровищ искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, кто бы ни был их владельцем [4, с. 16].

                 Стоит отметить, что в довоенный период и в 1920 – х, и в 1930 – х гг., основная масса контрабандистов не стремилась провезти художественные раритеты. Этим промыслом занимались в основном иностранные граждане, работавшие в СССР, и. несмотря на решительную борьбу с контрабандным вывозом из СССР произведений искусства и предметов старины, злоумышленникам все же удавалось иногда нелегально вывезти через «западные ворота Советского Союза» - Негореловскую таможню отдельные произведения искусства и предметы старины, пополнявшие частные коллекции европейских и американских миллионеров. Нередки были случаи вывоза ценных произведений искусства почтой дипломатических представительств иностранных государств, а также самими иностранными дипломатами, которые, злоупотребляя дипломатической привилегией, освобождающей их от таможенного досмотра, провозили в своих чемоданах предметы, запрещенные советским законодательством к вывозу за границу [4, с. 17].

                 В первые годы после войны  контрабанда была в большей  степени ввозной и характеризовалась  задержанием в первую очередь  потребительских товаров. Хотя известны факты попыток ввоза по отдельным документам из Германии в СССР машинами, а то и вагонами, для личного пользования и продажи различных товаров, начиная от мыла и заканчивая шедеврами средневековых мастеров. В 1950-е гг. начала набирать обороты вывозная из Советского Союза контрабанда культурных ценностей. Учитывая относительно небольшой туристический поток, тайком культурные ценности пытались провести бывшие советские граждане, выезжавшие на постоянное место жительство за рубеж, а также различные категории иностранцев, в том числе традиционно «преуспевающие» в этом отдельные нечистоплотные дипломатические представители [4, с. 19].

                 С 1960-х гг., когда значительно возрос поток пассажиров и грузов, следующих через советскую западную границу, увеличилось количество и размеры задержаний исторических и культурных ценностей. Нарушителями правил перемещения через таможенную границу культурных ценностей как и прежде были иностранцы, работники дипломатических миссий, различных зарубежных торговых фирм, члены их семей, туристы, и в меньшей степени выезжающие советские граждане. Так, в декабре 1970 г. сотрудником Гродненской таможни В.С. Тихомировым было заведено контрабандное дело по факту незаконного перемещения через Государственную границу двумя гражданами СССР двух картин, написанных маслом и представлявших историко-культурную ценность. Контрабандисты пытались переместить картины из СССР в ПНР в канале вентиляционного устройства служебного купе вагона пассажирского поезда [4, с. 20].

                 Достаточно часто использовался способ перемещения ювелирных изделий в банках с мясными, рыбными и молочными консервами. Предварительно упакованные кольца, серьги, цепочки, кулоны и пр. закладывались в металлические банки, которые закатывались в заводских условиях. Происходило это, как правило, на рыбозаводах Калининграда, Клайпеды, Лиепаи.

                 Во второй половине 70-х гг. на  помощь таможенникам пришла досмотровая  техника, и тогда сразу возросло  число случаев выявления подобной  контрабанды [18, с. 46].

                 В конце 1979 г. в Советском Союзе был принят ряд новых дополнительных законодательных мер по усилению охраны памятников истории и культуры [4, с.26].  

                 В начале 1980-х гг. на таможенные посты стали поступать стационарные и портативные рентгеноустановки и другие переносные приборы, позволявшие повысить эффективность обнаружения сокрытой контрабанды [4, с. 26].

                 Так, в начале 1983 г. с помощью рентгеновской установки было выявлено место сокрытия золотых изделий в консервных банках на сумму около 4 тыс. руб. (курс рубля, установленного Госбанком СССР по отношению к доллару США в тот период: 1 долл. США – 65 копеек).

                 Не менее оригинальными были  и способы ввоза контрабанды  в СССР, отличался только ассортимент. К примеру, в 70-е гг. самыми популярными предметами нелегального ввоза были женские парики, а в 80-е – женские головные платки с люрексом и электронные часы [18, с. 47].

                 С конца 1980-х гг. в Советском  Союзе начинается экономический кризис, понижается жизненный уровень населения, и некоторые граждане вынуждены продавать предметы старины из своих семейных реликвий, частных коллекций, как когда-то в 1920-х годах. В то же время за рубежом уже давно наблюдали за «перестройкой» и проявляли повышенный интерес не только к старому дореволюционному искусству, но и к работам советских мастеров. Начался настоящий антикварный бум.

                 Вывозом подобных культурных ценностей в условиях отсутствия надлежащей правовой базы внешнеэкономической деятельности стали заниматься иностранцы, имевшие родственников в советских республиках, лица, ранее многократно посещавшие страны Восточной и Центральной Европы и хорошо ориентировавшиеся в обстановке и конъюнктуре рынка антиквариата и в целом искусства. Покупателями были и многочисленные иностранные «туристы» - коммерсанты. Европейские антикварные магазины и мелкие лавочки получили мощный источник поступления товаров и доходов. К примеру, в конце 1987 г. старший инспектор Брестской таможни А. Савостьянов из ручной клади гражданина одной из африканских стран, выезжавшего в Западный Берлин, изъял 23 иконы и 100 кг черной икры [4, с.31].

                 В последний год существования  СССР борьба с контрабандистами  еще более усилилась. Только гродненские таможенники за 1991 г. произвели 51 задержание историко-культурных ценностей [4, с. 36].

                 Самоотверженная и организованная  борьба за спасение культурных  и исторических ценностей от  незаконного вывоза за рубеж  давала свои плоды. Одним из ярких примеров успешной деятельности таможенников БССР стала выставка «Сокровища, возвращенные народу», развернутая в июне-июле 1988 г. в Минске в помещении Дворца искусств. Ее экспонаты объединяла трагическая судьба: все они в недалеком прошлом были добычей «любителей» древностей и контрабандистов. И настоящую, новую жизнь им вернули сотрудники Брестской и Гродненской таможен, уголовного розыска республики, а также реставраторы Брестского областного краеведческого музея истории религии и атеизма в Гродно, Музея древнебелорусской культуры Института искусствоведения Академии наук БССР, где находились многие из представленных ценностей [4, с. 39-40].

                 Белорусские таможенники прекрасно  осознавали свою ответственность  перед людьми за спасение исторических и культурных ценностей и не жалели в этом противоборстве своих сил.

                 XX век сделал нормой мировой обмен культурными ценностями, обеспечив их охрану и сохранность. Именно в прошлом столетии впервые на самом высоком уровне были предприняты конкретные действия по недопущению их нелегального ввоза и вывоза. Ведущую роль в этой борьбе суждено было сыграть таможенной службе.

 

2.3. Деятельность  таможенных органов Республики  Беларусь по противодействию  контрабанде культурных ценностей

 

                 Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. была создана национальная таможенная служба. Таможенникам страны, которая издревле находится на стратегических транзитных путях с запада на восток и с севера на юг пришлось вступить в бескомпромиссную борьбу с организованными преступными группировками, занимавшимися контрабандой культурных и исторических ценностей, продажей раритетов в Западную Европу и США [4, с.114].

                 На протяжении последних пятнадцати лет таможенные органы Беларуси постоянно совершенствовали формы и методы противодействия контрабанде и другим правонарушениям в таможенной сфере, защищая национальную безопасность страны. Они прошли путь от осознания своей недостаточной силы перед волнами «коммерсантов» и контрабандистов в начале 1990-х гг. до уверенного контроля над таможенной границей в наше время. Особое влияние оказало на эффективность деятельности таможенников получение ими прав оперативно-розыскной деятельности в 1999г. [4, с. 117].

Информация о работе Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия