Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Современная таможенная служба выступает прежде всего как контрольно-финансовый орган, реализующий фискальные и правоохранительные функции, связанные с осуществлением валютного контроля, определением таможенной стоимости товара, взиманием всех налоговых сборов и платежей, борьбой с контрабандой и многими другими катастрофически важными функции которые будут рассмотрены в дальнейшей работе.

Содержание

Введение
1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов…………3
2. Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны………………………………….11
3. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач……………………………………………….……………...…………………17
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контр по тамож делу.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов.

Главным итогом проведенной работы за последние 2 года стало выполнение Государственным таможенным комитетом РФ плановых заданий по сбору таможенных платежей на 2008 - 2009 годы.

В 2008 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 436,1 млрд. долларов и по сравнению с 2007 годом вырос на 28,3%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья вырос на 28,7% - до 371,4 млрд. долларов, со странами СНГ - на 25,4%, до 64,7 млрд. долларов. Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2008 году пришлось 53,2% российского товарооборота (в 2007 году - 52,1%), на страны СНГ - 14,8% (15,3%), на страны ЕврАзЭС - 7,8% (7,8%), на страны АТЭС - 16,9% (16,1%).

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в 2008 году перечислила в федеральный бюджет 2 трлн.863 млрд.990 млн. рублей. В структуре платежей порядка 85% занимают экспортные пошлины, 15% - импортные пошлины. ФТС в 2007 году обеспечила 42% поступлений в федеральный бюджет.

В 2009 г. ФТС также справилась с плановым заданием по сбору платежей, несмотря на возникшие в начале года сложности с его выполнением. Годовой план составлял 3,1 триллиона рублей. В первом квартале 2009 года ФТС перечислила в федеральный бюджет 678,51 миллиарда рублей, за шесть месяцев - 1,4 триллиона рублей. За год Федеральная таможенная служба (ФТС) России перечислила в федеральный бюджет 3 трлн.253,82 млрд. рублей, что на 2,1% превышает годовое плановое задание.

За январь 2009 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей, что на 5,05 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 101,87%.

ФТС России сообщает, что за август 2009 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 429,51 млрд. рублей, что на 26,09 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 106,47%.

Таким образом, как сообщает пресс-служба ФТС России, за восемь месяцев 2009 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3 063,16 млрд. рублей, что составило 100,87% от планового задания.

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

-отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

-импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:

постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

 


Заключение

Сегодня таможенная политика и таможенная деятельность выступают в качестве важнейших организационно-экономических атрибутов развития государства.

Таможенная политика, отвечающая тенденциям современности, нацеленная на всесторонне развитие экономики, ограждение от внешних и внутренних угроз. Основы таможенной политики составляет стратегии государства в Согласованных и закреплённых государством рамках и процедурах.

Таможенная служба представлена совокупностью таможенных органов, структура которых рассматривается в качестве единой системы и одновременно включает анализ специфики её составных частей, то есть различных таможенных органов, в качестве подсистемы. Каждый из них в соответствии со своим местом и положением в данной системе играет определённую роль,  выполняя больший или меньший оббьем функций  и полномочий по непосредственному осуществлению таможенной деятельности.

В социально экономических условиях одним из ключевых ресурсов таможенных органов становятся кадровый ресурс. В связи  с этим подчёркивается все возрастающая роль профессионализма таможенных кадров, и, соответственно, профессионального обучения специалистов в области таможенной деятельности, основанная на учёте основных факторов развития профессиональной карьеры кадров таможенной службы.


Список литературы

1.Управление таможенной политикой и внешнеэкономический потенциал. Овчаренко А.Н., Перелыгин Н.М., Секач М.Ф. 2009г.

2.Таможенное дело: Учебное пособие. Коник М.В.2008г.

3.Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: Учебно-методическое пособие. Пансков В.Г Федоткин В.В. 2008г.

4. Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник.2008г

5.Таможенный кодекс Р.Ф. от 1 января 2009г. Статья 403. Функции таможенных органов

6.Эксперт№ 26 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ТАМОЖНЯ Ольга Заикина «Таможня простит. Но не всех»

.



[1] Таможенный кодекс Р.Ф. от 1 января 2009г. Статья 403. Функции таможенных органов

 

[2] Овчаренко А.Н.,Перелыгин Н.М.,Секач М.Ф. Управление таможенной политикой и внешнеэкономический потенциал. 2009г.

[3]Коник М.В. Таможенное дело:Учебное пособие. 2008г.

[4]ПансковВ.Г Федоткин В.В   Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: Учебно-методическое пособие.. 2008г.

[5] Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник.2008г.

[6]6 эксперт № 26 «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ТАМОЖНЯ» Заикина О. «Таможня простит. Но не всех»

 


Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики