Роль таможенных платежей в пополнении федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных платежей в РФ и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение
1 Таможенные платежи: понятие, сущность и значение
1.1 Понятие и значение таможенных платежей
1.2 Классификация таможенных платежей
2 Пополнение федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей
2.1 Роль таможенных пошлин в пополнении федерального бюджета
2.2 Объемы налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию
2.3 Значение таможенных сборов в объеме таможенных платежей
3 Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 210.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение

1 Таможенные  платежи: понятие, сущность и  значение

1.1 Понятие  и значение таможенных платежей

1.2 Классификация  таможенных платежей

2 Пополнение  федерального бюджета за счет  взимания таможенных платежей

2.1 Роль таможенных пошлин в пополнении федерального бюджета

2.2 Объемы налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию

2.3 Значение  таможенных сборов в объеме  таможенных платежей

3 Факторы,  влияющие на начисление таможенных платежей

Заключение

Список  используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

На  сегодняшний  день  в структуре внешнеэкономической деятельности  Российской  Федерации,  как  и  во  всей  экономике  страны, происходят  глубокие  изменения.  Если  раньше внешнеэкономическая  деятельность,  а значит  и  импорт  товаров  и  услуг,  была  монопольной  сферой  деятельности  государства,  то  сегодня  ситуация  изменилась:  Российская  Федерация пошла  по  пути  либерализации  внешней  торговли,  открыв  свободный  доступ  к  участию  в  ней  предприятий,  организаций  и  других  хозяйствующих  субъектов. 

Предприятие,  желающее  “раздвинуть”  рамки  своей  хозяйственной  деятельности  за  территорию  Российской  Федерации, сталкивается  с  такими  вопросами,  как правила  экспорта-импорта  товаров  и  услуг,  порядок  валютных  операций  при  экспорте-импорте,  процедура  выхода  на  мировой  рынок.  Немаловажную  роль  здесь  играют  и  вопросы,  связанные  с  порядком  налогообложения  внешнеэкономической  деятельности.  От  государства  в  данной  ситуации  требуется  создание  таких  условий  функционирования,  которые  бы  способствовали  реализации  целей  внешнеэкономической  политики  страны. 

Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    окажут  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц. Таким  образом,  налогообложение  является  одной  из  важнейших  составляющих  внешнеэкономической  политики  государства.

Цель  курсовой  работы  -  рассмотреть виды таможенных платежей в РФ и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

1 Таможенные  платежи: понятие, сущность и  значение

1.1 Понятие  и значение таможенных платежей 

Статьей 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы.

Перечисленные в ст. 318 ТК РФ платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).

Термин  «таможенные платежи» используется не только в таможенном законодательстве. Он встречается, например, в Налоговом кодексе РФ (ст. 2, 38, 188, 346.16 и др.), Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 16.2, 16.20, 16.21), Уголовном кодексе РФ (ст. 194).

Контроль  уплаты таможенных платежей при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ осуществляют таможенные органы. В правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения) предусмотрено взимание таможенной службой пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе и вывозе. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами Налогового кодекса РФ.

Уплата  таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

Таможенный  кодекс РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл. 30). Нормы Налогового кодекса РФ в этих случаях не применяются.

Согласно  п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения).

Понятие таможенной пошлины содержится в п.5 ст.5 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». В соответствии с данной нормой таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В соответствии с последней редакцией Бюджетного кодекса РФ таможенным пошлинам и таможенным сборам придан статус неналоговых доходов федерального бюджета. На наш взгляд такое решение принято в связи с желанием законодателя сделать так, чтобы взимание таможенной пошлины регулировалось не налоговым, а таможенным законодательством. Таможенная пошлина имеет исключительное значение в доходах федерального бюджета, а таможенное законодательство дает больше полномочий должностным лицам таможенным органам и меньше прав плательщикам таможенных платежей. Если бы таможенные платежи регулировались бы налоговым законодательством, то, например, действовала бы норма п.2 ст.40 НК РФ «...для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен». То есть обязанность по доказыванию неправильности цены легла бы на таможенные органы. Как известно, налоговые органы проигрывают большинство таких дел налогоплательщикам.

Таким образом, целесообразно дать определение  таможенной пошлины. Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый таможенными органами при пересечении товаров таможенной границы РФ с целью финансового обеспечения деятельности государства и таможенного регулирования внешней торговли.

Следовательно, понятие таможенных платежей объединяет различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации.

Прежде  всего, они различаются по функциональному назначению. Таможенная пошлина ориентирована на выполнение регулирующей и защитной функций. Однако не стоит умалять ее фискальное значение, особенно применительно к вывозной пошлине.

НДС и акцизы тоже имеют определенную регулирующую составляющую, но она носит иной характер — предоставить иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны.

Таможенные  сборы выполняют функцию оплаты услуг, оказываемых таможенными  органами. Однако эти услуги в большинстве носят нерыночный характер, что подразумевает их безальтернативность и отсутствие цены как таковой. Статьей 8 Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) предусматривается ряд принципов в области установления и применения таможенных сборов при импорте. В частности, ставка таможенных сборов должна соответствовать среднему уровню затрат на оказание таможенными органами соответствующих услуг. Кроме того, таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.

Безальтернативность означает, что услуги по таможенному оформлению не может оказать никто, кроме таможенных органов. Что касается цены, то таможенные органы не могут заниматься коммерческой деятельностью, получать прибыль, и, соответственно, реализовать услуги.

Единственная  услуга, имеющая рыночный характер — это хранение товаров. Участника ВЭД не принуждают обязательно хранить товары на складе временного хранения и таможенных складах таможенных органов. Однако сборы поступают в доходную часть федерального бюджета и выполняют фискальную функцию. Нет прямой связи между издержками по оказанию данных услуг конкретной таможней и выделением ей бюджетных ассигнований за счет таможенных сборов. Более подробно вопрос о функциях таможенных платежей будет рассмотрен в дальнейшем.

Таким образом, таможенные платежи — федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Классификация  таможенных платежей 

При перемещении  через границу РФ и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уплачиваются таможенные платежи. Классификация видов таможенных платежей представлена в таблице.

Классификация видов таможенных платежей

Код вида платежа Название вида платежа
Таможенная  пошлина  
020 Ввозная таможенная пошлина
021 Ввозная таможенная пошлина на бензин моторный и тяжелые  дистилляты
040 Вывозная таможенная пошлина
Налог на добавленную стоимость  
028 Налог на добавленную  стоимость
Акцизный  сбор  
027 Акцизный сбор
271 Акцизный сбор на бензин моторный и тяжелые дистилляты
Таможенные  сборы  
001 Таможенный  сбор за нахождение товаров и иных предметов под таможенным контролем
003 Таможенный  сбор за таможенное оформление товаров  и иных предметов в зонах таможенного контроля на территориях и в помещениях предприятий, хранящих такие товары и иные предметы, или вне рабочего времени, установленного для таможни.
010 Таможенный  сбор за таможенное оформление товаров  и иных предметов
012 Таможенный  сбор за таможенное оформление товаров и иных предметов в соответствии с режимом временного ввоза (вывоза)
014 Таможенный  сбор за таможенное оформление товаров  и иных предметов в соответствии с режимом транзита
015 Таможенный  сбор за таможенное оформление товаров  и иных предметов в соответствии с режимом таможенного склада
Прочие  
 

Таможенные  пошлины. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и периодически пересматриваются и изменяются. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению ни в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, ни от видов сделок и других факторов, кроме случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».

По способу  исчисления выделяют:

- адвалорные  ставки – начисляются в процентах  к таможенной стоимости товаров;

- специфические  ставки – начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого товара;

- комбинированные  ставки – сочетают оба названных  вида таможенного обложения.

Кроме единых ставок таможенных пошлин применяются  следующие их виды, использование  которых зависит от ситуации на рынке  и интересов государства:

- компенсационные  пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации;

- сезонные  пошлины – для оперативного  регулирования на рынке сезонных  товаров, период их применения  не должен превышать шесть  месяцев в году;

- специальные пошлины – применяются в качестве защитных мер от поступления на российский рынок чрезмерного количества импортных товаров, способных подорвать отечественную промышленность или в ответ на дискриминирующие российский экспорт действия некоторых стран;

- антидемпинговые  пошлины – применяются во избежание  ввоза на таможенную территорию  РФ товаров со слишком низким  для внутреннего рынка ценам,  что может неблагоприятно сказаться  на деятельности отечественных  производителей.

Таможенный  кодекс предусматривает список товаров, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Далее приведены некоторые из них:

- транспортные  средства, осуществляющие международные  перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического  снабжения, снаряжение, топливо, продукты и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации;

Информация о работе Роль таможенных платежей в пополнении федерального бюджета