Роль таможенных платежей в пополнении федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных платежей в РФ и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение
1 Таможенные платежи: понятие, сущность и значение
1.1 Понятие и значение таможенных платежей
1.2 Классификация таможенных платежей
2 Пополнение федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей
2.1 Роль таможенных пошлин в пополнении федерального бюджета
2.2 Объемы налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию
2.3 Значение таможенных сборов в объеме таможенных платежей
3 Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

- предметы  МТС и т. д. для судов, зафрахтованных  Российской Федерацией за рубежом,  вывозимых через таможенную границу  РФ для их нормального функционирования  и продукты их промысла, ввозимые в Россию;

- товары  для личного пользования дипломатических  и иных учреждений и физических  лиц, действующих на территории  РФ в рамках международных  соглашений;

- российская  и иностранная валюта (кроме нумизматических  ценностей) и ценные бумаги;

- товары, подлежащие последующему обращению  в государственную собственность;

- гуманитарная  и благотворительная помощь по  признанным государством программам;

- товары  третьих стран, транзитно пересекающие  таможенную территорию РФ под  таможенным контролем;

- товары, пересекающие таможенную границу  по целевым социально-экономическим  программам (например, строительные  материалы по программам жилищного  строительства для военнослужащих).

НДС. Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость».

Ставки  НДС не подлежат изменению в зависимости  от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию РФ, видов сделок, страны происхождения товаров, кроме случаев, указанных в законодательстве. По всем товарам НДС установлен в размере 18%. По определенному списку продовольственных товаров первой необходимости – 10%.

Не облагаются НДС:

- дипломатические  грузы;

- валюта, ценные бумаги;

- гуманитарная  помощь;

- оборудование  и приборы для научно-исследовательских  целей;

- конфискованные, бесхозные ценности, перешедшие  государству;

- особые  виды технологического оборудования;

- транспорт  общественного пользования;

- специальный транспорт для медицинских целей.

Акцизы. Применение акцизов к товарам, ввозимым на территорию РФ, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об акцизах». Исчисление акцизов, подлежащих оплате при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, производится в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товаров.

Сборы за таможенное оформление. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены в соответствии со статьями ТК и Постановлением Правительства РФ №863 от 28.12.2004 г. «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для  этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации  таможенные сборы взимаются в  двойном размере.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации  в праве уменьшать размеры  таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях  – изменять валюту, в которой  должен быть уплачен дополнительный сбор.

За  хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Взимание  сборов за таможенное сопровождение происходит в порядке, установленном ФТС совместно с Министерством финансов РФ в размере средней стоимости оказанных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Пополнение  федерального бюджета за счет  взимания таможенных платежей

2.1 Роль таможенных  пошлин в пополнении федерального  бюджета

Одной из основных функций таможенных органов, наряду с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля и обеспечения  соблюдения порядка перемещения  товаров через таможенную границу, является взимание таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Согласно Целевой  программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы, основными направлениями деятельности таможенной службы являются повышение  эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг и на этой основе обеспечить:

всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России;

таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в  объеме, необходимом и достаточном  для соблюдения законодательства Российской Федерации и зашиты отечественного товаропроизводителя:

своевременное и полное наполнение доходной части  федерального бюджета Российской Федерации.

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на двух источниках - системе  налогов и таможенных платежах.

Таможенные платежи  представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  Российской Федерации.

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Новая редакция Таможенного кодекса РФ имеет  целью повысить роль таможенных органов  в регулировании внешнеторговой деятельности для формирования нормального делового климата в России. Фискальная же функция таможенных органов должна отойти на второй план.

На сегодняшний  день роль таможенных платежей трудно переоценить. Таможенные платежи играют исключительно важную роль в формировании доходной части бюджета.

В 2003 году таможенные органы перечисли в федеральный  бюджет 757 644 020 рублей, что составило 37,6 % доходной части бюджета. В 2004 году таможенные платежи составили 1 219 541 650 (41,6 % доходной части бюджета). (Рис. 1.1.) 

1991г. 1992г. 1993г.  1994г. 1995т. 1996г. 1997г. 1993г. 1999г. 2000г. 3001г. 2003г. 3003г. 2004г

Рис. 1.1. Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 1991-2004 гг. 

Таможенные платежи, взысканные при экспорте товаров  в 2004 году, составили 62% от всех взысканных в этот период времени. Учитывая тот факт, что основным товаром, формирующим вывозную таможенную пошлину является нефть (91,3 % от всех экспортируемых товаров), можно предположить, что в ближайшее время уровень таможенных поступлений не уменьшится. Во многом это обеспечивается высокими ценами на нефть. 2

Таблица 1

Динамика взимания таможенных платежей в период 2005-2010 гг. (план, прогноз) 3

Вид платежа Отчетный  период Плановый  период (прогноз)
  2005 г., млн. руб. 2006 г., в % к  2005 г. 2007 г., в % к 2005 г. 2008 г., в % к  2005 г. 2009 г.. в % к  2005 г. 2010 г.. в% к  2005 г.
НДС 262 973,6 121,9 142.2 165,9 190,4 219,5
Акциз при ввозе 4421,6 168,9 155.3 200 237.5 275
Вывозная  пошлина 294 786,9 222,4 210.3 227 261,9 275,6
Ввозная пошлина 158 002,2 129,2 160,2 184,5 207,4 238,9
Сборы и иные платежи 37 459,6 84,7 78,2 85,9 90,8 96,4
Всего 757 644 160,9 169,3 !89,7 216,9 239,4
 

Как показывает табл. в ближайшем будущем таможенные платежи не перестанут играть важной роли в наполнении федерального бюджета. Напротив, государство возлагает на таможенную службу все большую ответственность по перечислению денежных средств в казну государства. 
 
 
 
 
 

2.2 Объемы  налогов, взимаемых при ввозе  товаров на таможенную территорию

Основную роль в российской налоговой системе  играют косвенные налоги, к которым  относятся НДС, акцизы, налог с  продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов  или оборота товаров, работ и  услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также  тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства  с точки зрения их взимания, но также  достаточно сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для  государства эти налоги имеют  ещё и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций [32].

Наиболее существенным из применяемых в Российской Федерации косвенных налогов является налог на добавленную стоимость.

При решении  задачи развития рыночных отношений  в России возникла необходимость  реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года, который  более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными ценами и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета в значительной степени за счет налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость [20].

Налог на добавленную стоимость заменил два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя - покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности. Введение налога на добавленную стоимость, а так же акцизов, означает признание косвенного обложения [27].

Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения  следующих задач: ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран  Европы; обеспечения стабильного  источника доходов в бюджет; систематизации налогов [12].

Основная функция НДС - фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

К достоинствам НДС западные эксперты традиционно  относят, прежде всего, его нейтральность  по отношению к сложившейся в  стране системе производства и распределения  товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов [26].

Информация о работе Роль таможенных платежей в пополнении федерального бюджета