Система показателей деятельности Федеральной таможенной службы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании системы показателей эффективности деятельности Федеральной таможенной службы России.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;
- рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;
- исследовать структуру и основные показатели Федеральной таможенной службы России;
- рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2010 году.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности таможенной службы…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие эффективности таможенной службы…………………………….5
1.2 Критерии показателей эффективности таможенной службы…………….7
1.3 Элементы и методы оценки эффективности таможенной службы……....9
2. Показатели оценки деятельности ФТС России……………………………..14
2.1 Общая характеристика ФТС России………………………………………..14
2.2 Цели, задачи, показатели деятельности ФТС России…………………….16
Выводы и предложения………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………. 37
Приложения ………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Система показателей деятельности Федеральной таможенной службы России.docx

— 79.85 Кб (Скачать)

     В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов  таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный  бюджет) к общим фондам, которым  располагают таможенные органы для  осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда7, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника8, либо другие аналогичные показатели.

     Существенным  недостатком такого метода является то, что его можно применять  только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать  и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного  влияния таможни, и лишь в малой  степени они зависят от самой  таможни. В условиях финансового  кризиса таможенные платежи упали  на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

     В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при  оценке эффективности внедрения  работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом  работы ИДК является выявление контрабандных  товаров, которое  можно выразить в денежном измерении, а именно в  виде сумм таможенных платежей, которые  взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно  оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку  и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки  окупаемости ИДК.

     Данный  подход можно применить и при  расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной  границе9. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

     Другим  подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного  дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком  подходе эффективность оценивается  как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко10.

     Исходя  из таможенного законодательства и  на основании Положения о таможенной службе11, у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

     Потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой  вклад она вносит в решение  стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы  народного хозяйства страны. А  это значит, что её целевые установки  и соответственно деятельность в  стратегическом, тактическом и оперативном  разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах  деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

     Исходя  из народнохозяйственных целей, можно  выделить, как минимум, шесть элементов  оценки эффективности таможенных органов:

  • эффективность таможенной политики;
  • эффективность таможенного администрирования;
  • эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
  • эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
  • эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
  • эффективность человеческого фактора таможни.

     Особо следует отметить, что критерии и  показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы  их расчетные величины за анализируемый  период позволяли сопоставить целевые  установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.

     Оценка  эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.

     Показатель  эффективности таможенного администрирования  должен ответить на вопрос, правильно  ли выбраны цели таможенного администрирования  и насколько правильно выбраны  пути их достижения, насколько качественно  осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования  и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного  администрирования должны быть непротиворечивы  и совместимы с целями таможенной политики.

     Оценка  эффективности административно-управленческого  потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность  на составные части в разрезе  структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы  проанализировать результативность каждого  подразделения таможенной службы как  взятого по отдельности, так и  в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для  достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

     Оценка  эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить  сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации  при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей  таможенной политики и таможенного  администрирования.

     Оценка  эффективности материально-технической  базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого  рубля, вложенного в таможенную систему  из средств федерального бюджета.

     Оценка  эффективности использования человеческого  фактора должна исходить из сопоставления  объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного  персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду. 

 

2. Показатели оценки деятельности Федеральной таможенной службы России

2.1. Общая характеристика Федеральной  Таможенной Службы России

    Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции  в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции  агента валютного контроля и специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями.

     ФТС России реализует свои полномочия и  функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Таможенного кодекса  Российской Федерации, других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области таможенного  дела, а также Положения о Федеральной  таможенной службе.

      Исполнение  функций ФТС России осуществляется через систему таможенных органов, в которую, по состоянию на 1 января 2010 года входят          7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 106 таможен, 527 таможенных постов, 8 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, 10 представительств ФТС России за рубежом. Общая фактическая численность таможенных органов составляет                 68 062 единицы.

     Деятельность  ФТС России, в рамках установленных  полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач12. Стратегические цели и тактические задачи                     ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

       ФТС России в 2010 году в целях оптимизации  структуры и штатной численности  таможенных органов проведены мероприятия  по реформированию территориальных  таможенных органов и расширению практики таможенного оформления в  приграничных субъектах Российской Федерации.

       В рамках реализации Концепции таможенного  оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к  государственной границе Российской Федерации, ФТС России участвует  в решении проблемных вопросов, связанных  с развитием таможенно-логистической  инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, перераспределением таможенных операций между внутренними и  приграничными таможенными органами,  а также в решении вопросов, связанных с чрезмерной транспортной нагрузкой на крупные российские города.

       В ходе проведенных в 2010 году организационно-структурных мероприятий высвобождаемая штатная численность и бюджетные средства реорганизуемых таможенных органов перераспределялись в таможенные органы, расположенные на государственной границе Российской Федерации, а также в таможенные органы, деятельность которых имела высокую степень напряженности.

    В ходе работы по оптимизации структуры  и местонахождения таможенных органов  было ликвидировано 22 таможни и 118 таможенных постов, было открыто 3 представительства ФТС России за рубежом. 

    2.2 Цели, задачи, показатели деятельности  ФТС России

     Стратегическая  цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты  и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов13.

     Актуальность  цели определяется тем, что стабильное исполнениедоходной части федерального бюджета зависит от обеспечения  полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в федеральный  бюджет при одновременном повышении  уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и таможенного  администрирования в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности  и полноты их взимания, принятия необходимых мер по сокращению задолженности  по их уплате. Дополнительные возможности  увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики  в международное экономическое  пространство.

     Основные  нормативные правовые акты, определяющие сферу деятельности              ФТС России и являющиеся основанием для формулирования данной цели:

     1. Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон                   от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);

     2. Постановление Правительства Российской  Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

     3. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая (Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ). Часть  вторая (Федеральный закон от  
5 августа 2000 г. № 117-ФЗ);

     4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ);

Информация о работе Система показателей деятельности Федеральной таможенной службы России