Создание таможенной службы в РФ. Сущность контрабанды и мера ответственности за неё

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Содержание

ведение.
1. Создание таможенной службы РФ.
1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела. Цели и элементы таможенного дела РФ.
1.2. Таможенная политика РФ, цели и методы её осуществления.
2. Сущность контрабанды и меры ответственности за неё.
3. Тест.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    План

   Введение.

  1. Создание таможенной службы РФ.
    1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела. Цели и элементы таможенного дела РФ.
    2. Таможенная политика РФ, цели и методы её осуществления.
  2. Сущность контрабанды и меры ответственности за неё.
  3. Тест.

   Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

      В процессе развития мировой экономики  был разработан перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные  потоковые процессы, большая часть  из которых используется во всех цивилизованных странах мира. К числу этих инструментов, безусловно, относятся и методы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуемые посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для проведения активной и целостной таможенной политики Российской Федерации, способствующей увеличению объемов и улучшению структуры экспортно-импортных товарных потоков и повышению результативности внешнеторговых операций отечественных предпринимателей. В этой связи актуальное значение приобретает таможенное дело как учебная дисциплина. Её изучение позволит будущим специалистам получить широкий комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с внешнеэкономической деятельностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Создание  таможенной службы РФ.
    1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела.                      Цели и элементы таможенного дела РФ.
 

      Таможенная  политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. 

      В Конституции РФ содержится понятие  «таможенное регулирование». Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ (ТК), оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного регулирования – это деятельность по установлению таможенных правил. 

      Международная торговля предполагает перемещение  грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. Итак, таможенное дело неразрывно связано с областью внешней торговли и обслуживает её участников. Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно вне применения основ таможенного дела, так как пересечение границы и перемещение через неё различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней торговли. 

      Согласно  ч. 2 ст. 1 ТК, таможенное дело представляет собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. 

      Данное  определение позволяет уяснить, что при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу должны соблюдаться  меры таможенно-тарифного регулирования, а также установленные запреты  и ограничения. 

      Дело  в том, что любые операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут так нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определённых рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Чаще всего такие препятствия применяются при ввозе товаров на территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом.

      Таможенно-тарифное регулировании выступает в качестве одного из таких барьеров и основано, в первую очередь, на взимании таможенных платежей. Иными словами, участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым, формируя доходную часть федерального бюджета.  

      Запреты и ограничения являются также  определённым препятствием на торговых путях. Но это препятствие вынужденное, так как основано на ряде интересов  государства и его граждан. Например, при ввозе товара в страну предприниматель получает на него сертификат, который означает, что данный товар безопасен и может быть использован без нанесения вреда или ущерба. Кроме того, в традициях таможенного законодательства различных стран мира – установление перечня товаров, запрещённых к перемещению через границу (оружие, наркотики и т.д.). Следует отметить, что в определённых случаях лицо освобождается от соблюдения конкретных требований. Так, гражданин, ввозящий в страну товар для личного пользования, не должен уплачивать таможенные платежи. Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения есть те барьеры, препятствия, через которые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств. Какими же методами и средствами обеспечивается их соблюдение? 

      Метод всегда показывает, как происходит регулирование, какие способы и  приёмы используются в правовых отношениях. Средство же – это то, что связывает  объект и субъект деятельности, цель и результат. С помощью средств удовлетворяется интерес субъектов прав. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таким образом, таможенное дело – это деятельность по обеспечению соблюдения таможенных правил. 

      Элементы  современного таможенного дела можно  представить следующими основными  блоками:

    • принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
    • таможенные режимы;
    • таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
    • таможенное оформление;
    • таможенный контроль;
    • предоставление таможенных льгот;
    • ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
    • правовая регламентация ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела.
 

      Любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы является весьма условной, поэтому рассматривать эти элементы необходимо через призму их единства и тесной взаимосвязи. Различные по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, социальных и правоохранительных целей таможенного дела.

      Экономические цели подразделяются на две составляющие: фискальную и регулятивную, которые  должны дополнять друг друга и  обеспечивать развитие национальной экономики. Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путём установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников – это именно платежи в сфере внешней торговли. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, сохраняя вместе с тем их полную оперативную самостоятельность. 

      Социальная  цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без  гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. 

      Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей во ввозимых товарах; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. 

      Для этого применяются разнообразные  юридические средства, к которым  можно отнести процедуру таможенного  оформления, ограничения перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, таможенный контроль и др. Например, запрет провоза через границу оружия основан на защите безопасности государства.

    1. Таможенная политика РФ, цели и методы её осуществления.
 

      Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению её фискальной задач. 

      Таможенная  политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объёмов внешнеторговых связей, увеличению объёма внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е. всего того, что, так или иначе, опосредуется в деятельности таможенных органов государства. 

      Таможенная  политика реализуется посредством  разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, и политики фритредерства (свободной  торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда. 

      Протекционизм предусматривает увеличение уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных  товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и, следовательно, ограничение иностранной конкуренции. 

      Политика  свободной торговли (фритредерство) достигается путём установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство  – политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счёт импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация внешнеэкономической деятельности начала 90-х гг. 20 в. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешёвым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течении полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того, как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнёрами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике. 

      В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом. 

      Таможенная  политика России в первую очередь  должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики. 

      Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. 

      Основа  таможенной политики проявляется в  таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных таможенных зон и т.д. 

      Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых – создание благоприятных условий для партнёрских  отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. 

      Важным  шагом на этом пути является совершенствование  нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. Так в РФ в 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс, который заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учётом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса. К числу достоинств нового кодекса также следует отнести минимизацию барьеров во внешней торговле РФ, а также тот факт, что теперь Таможенный кодекс во многом становится документом прямого воздействия. 

      Таможенная  политика непосредственно связана  с проблемой экономической безопасности, которая для России по-прежнему остаётся одной из самых серьёзных, так как всё ещё велико преобладание в отечественном экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции и т.д. 

      Другое  направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных  инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение  таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые  способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и её практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Создание таможенной службы в РФ. Сущность контрабанды и мера ответственности за неё