Таможенная система как международная сеть поставки товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Особенности международного подхода к понятиям «таможенная услуга», «сфера таможенного обслуживания» и «сфера таможенных услуг» связаны с рядом причин, прежде всего, уровнем экономического развития стран, разной скоростью интеграции в мировой экономике и фазой развития таможенных систем. Проблема развития сферы таможенных услуг является одной из приоритетных в мировых научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела. Современная таможня – это, прежде всего, услуги, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле.1
Понятие «таможенная услуга» находятся на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги рассматриваются только как экономическая категория. Это связано с тем, что научная правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге

Содержание

Введение 4
1 Таможенные услуги в международной цепи поставки товара 5
1.1 Понятие «таможенная услуга» 5
1.2 Классификация таможенных услуг 10
1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг 17
2 Мировой опыт и практика предоставления таможенных услуг 20
3 Рынок таможенных услуг Российской Федерации 28
3.1 Анализ проблем формирования и предоставления таможенных
услуг 28
3.2 Разработка стратегии повышения качества предоставления услуг таможенными органами РФ 35
Заключение 49
Библиографический список 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таможенные услуги.docx

— 67.87 Кб (Скачать)

- образовательные  учреждения;

- прочие.

К пятой группе услуг следует отнести взаимодействия и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела:

- услуги  в экономической деятельности;

- услуги  в правовой деятельности;

- услуги  в организационно-технологической  деятельности;

- услуги  в социальной деятельности.

К шестой группе относятся услуги, связанные с обслуживанием различных видов транспортных средств:

- услуги  для железнодорожного транспорта;

- услуги  для автомобильного транспорта;

- услуги  для морского и речного транспорта;

- услуги  для воздушного и космического  транспорта;

- услуги  для трубопроводного и энергетического  транспорта.

К седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета:

- услуги, рассчитываемые по стоимости  товара;

- услуги, рассчитываемые по весу товара;

- услуги, рассчитываемые по расстоянию  таможенного сопровождения;

- услуги, рассчитываемые по твердо установленным  ставкам;

-услуги, рассчитываемые по количеству  времени;

-бесплатные таможенные  услуги.

К восьмой группе относятся услуги, подразделяемые по признаку осязаемости:

- осязаемые  таможенные услуги (экспертные услуги, реестровые услуги, информирование  и консультирование в письменном виде, компьютерные программы, таможенные карты и т.д.);

- неосязаемые  (информирование и консультирование  в устной форме или по телефону, таможенное оформление, хранение  на складе, сопровождение товара  и т.д.).

Для большинства  предоставляемых таможенных услуг  характерным свойством является неосязаемость. Данные услуги невозможно продемонстрировать, ощутить или  показать участнику ВЭД как материальный результат. Это, несомненно, отражается на решении участника ВЭД – воспользоваться этой услугой или отказаться. Зачастую, если участнику ВЭД необходимо получить какую-либо устную информацию или консультацию по вопросам таможенного дела, он обращается в таможню, таможенную инфраструктуру или к таможенным посредникам. При этом он заранее не знает, какого качества консультации или информацию он получит, каков объем этой консультации или срок, когда он получит ту или иную услугу, необходимую для решения его проблемы.

Деятельность, касающаяся таких основных таможенных услуг, как хранение или сопровождение  товаров, также является неосязаемой  и носит нематериальный характер. Оценить данные виды услуг участник ВЭД может только после их выполнения. Для участника ВЭД размещение товаров на таможенных складах или СВХ в случаях, необходимых при таможенном оформлении, является неосязаемой услугой. Это связано с тем, что он не может практически проконтролировать процесс хранения товаров и оценить стандарт этих услуг. Таможенное сопровождение неосязаемо в силу того, что участник ВЭД не принимает в этом процессе непосредственного участия, ему не могут продемонстрировать данный вид услуг.

Основное  таможенное оформление, являясь главной таможенной услугой и важнейшим системообразующим видом таможенной деятельности, также имеет нематериальный характер и выполняется в электронной форме на базе электронного декларирования. Участник ВЭД, уплачивая сборы за таможенное оформление до или во время подачи электронной декларации, не может заранее знать, как быстро (в основном в пределах времени, установленного ТК РФ) будет произведено таможенное оформление, какие трудности могут возникнуть в этом процессе. От него требуется лишь представление декларации и полного достоверного электронного пакета документов. Конечным результатом данной услуги, по существу, является электронный штамп (или электронная подпись) «Выпуск разрешен» на ГТД. Для участника ВЭД это означает, что услуги по таможенному оформлению товара были оказаны, и он может распоряжаться этим товаром (либо вывозить из страны, либо реализовывать на территории страны). Предоставление отсрочки и рассрочки платежа как услугу нельзя попробовать, нельзя упаковать, хранить и т.д. Здесь нет присутствия товара, чтобы сделать услугу более осязаемой. Получая отсрочку или рассрочку платежа, участник ВЭД просто пользуется предоставленной возможностью по уплате таможенных платежей.

Процесс включения субъекта ВЭД в государственный  реестр или банка в реестр кредитных  учреждений также можно условно  назвать государственной услугой. В данном случае появляется условно  осязаемый документ – приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России), что является подтверждением оказания услуги. Имеют определенную осязаемость услуги по предварительному решению, которые связаны с запросами заинтересованных лиц, при которых появляется товар или элемент товара и оформляется документ, имеющий юридическую силу.

Вторая  особенность характеристики таможенной услуги – неразрывность технологии производства и потребления, то есть услуга оказывается тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. В сфере таможенного дела, если нет факта перемещения груза через таможенную границу РФ, то нет, как правило, предварительных операций, предварительных решений, таможенного оформления, отсрочки и рассрочки платежа.

Изменчивость  – третья характеристика, также присущая тем видам деятельности таможенных органов, которые определены как услуги. Во-первых, это связано с большой изменчивостью нормативно-правовой базы; во-вторых, данные услуги оказываются разными людьми, отличающимися друг от друга опытом, квалификацией, личными качествами. Это определяет качество профессиональных услуг. В таможенном деле качество услуг также зависит от полноты и актуальности информации, которой владеет сотрудник при выполнении своей работы, и во многом -от наличия современных программных средств и технической оснащенности рабочего места. Третьим источником изменчивости услуг является сам потребитель этих услуг. Для каждого участника ВЭД необходим индивидуальный подход, конечно, в разумных пределах, что объясняется не только разнообразием контрактов и особенностями поставки, оплаты товаров и другими причинами, но и включает законопослушность клиента, личностный фактор и т.д. Для уменьшения изменчивости услуг должны существовать стандарты обслуживания, которые реализуются благодаря разработке единых принципов и требований, предъявляемых как к таможенной системе, таможенной инфраструктуре, так и к участникам ВЭД.

Таможенные  услуги также обладают такой характеристикой, как невозможность их хранения. Нереально  заранее подготовить консультации для участников ВЭД, экспертные услуги, оформить декларацию и т.д., а затем использовать их в тот момент, когда спрос на эти услуги возрастет. Колебание спроса присуще почти всем видам услуг, оно характерно и для услуг, оказываемых таможенной службой. Факторами, влияющими на спрос, могут быть: сезонность, экономическая ситуация в стране или регионе, изменчивость нормативно-правовых актов ФТС России и т.д. Наконец, особенность предоставления прямых услуг таможенными органами заключается в том, что участник ВЭД не может воспользоваться услугами других организаций, так как эти услуги предоставляются таможенными органами в зоне деятельности которых участники ВЭД осуществляют свою деятельность (монопольные услуги). Поэтому потребитель этих услуг, несомненно, заинтересован в том, чтобы эти услуги были ускоренными и качественными. Надо отметить, что услуга может достаточно легко стать материальным товаром и наоборот. Граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем как материальный товар, так и услуга.

Осуществление группировки  и классификации таможенных услуг имеет актуальное значение в формировании сервисной таможни для содействия международных цепей поставок.

1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг

На сегодняшний  день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности. В результате этого в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами. В конечном итоге деятельность таможенных органов в новых условиях приобретает совершенно новую философию и становится целесообразным введение такого понятия, как «сервисная таможня»4. Безусловно, содержание концепции «сервисной таможни» (реализующей инновационный и синергетический подходы) имеет некоторые нововведенческие особенности и отличия по сравнению с Концепцией развития таможенных органов до 2010 г., Положением о ФТС России (2005 г.) или с отдельными положениями административной реформы в Российской Федерации. Поэтому она не заменяет какие-либо устоявшиеся понятия и не может претендовать на обобщение всех современных тенденций развития таможенной системы.

«Сервисная  таможня» - это федеральная служба или государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Помимо этого, «сервисная таможня» - это элемент международной организации, главной целью ее является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур. В данном случае таможня работает в то время, когда формируется новая философия таможенного контроля, основанного на принципе выборочности контроля и сервиса, в условиях системы управления рисками и международного обмена информацией.

Результатом деятельности «сервисной таможни» являются таможенные услуги, под которыми следует понимать комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД. При этом большинство данных услуг, несмотря на свою разнородность, строго регламентируется законодательством. Иными словами, «сервисная таможня» выступает как государственное образование, результатом функционирования которого выступают таможенные услуги, составляющие сферу таможенного обслуживания.

Возрастающее  значение развития таможенных услуг  и сервисного обслуживания цепей поставок обусловливают следующие устойчивые объективные тенденции в таможенном деле:

- возрастание  сложности (наукоемкости и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого – появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и развитию таможенной инфраструктуры;

- динамика  и интеграция внешней и внутренних экономико-правовых сред, особенно в нормативно-правовой сфере, которая приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности и ее регулирования;

- повышение  требований к качеству внешнеторговых, в том числе таможенных, услуг  вследствие быстроизменяющихся  требований поставок и ситуаций в отношениях между таможней и участниками ВЭД;

- возрастание  роли метода электронной торговли, в том числе электронных услуг  и услуг на базе информационных  технологий.

Выходящие на рынок сервисные службы таможенной инфраструктуры, а также специалисты  по этому сервису являются не только операторами или субъектами мер, оказывающих содействие развитию внешней торговли, но и одним из основных источников международной маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров, услуг и модификаций уже производимых. Современные высококачественные услуги являются неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики и международных цепей поставок товара.

В настоящее  время таможенное обслуживание является непременным условием рыночного успеха импорта или экспорта товаров. В отсутствие современного таможенного сервисного обслуживания, особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, цепь поставок становится неконкурентоспособной, а товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее) и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения позволяет импортеру/экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодного выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.

Таким образом, можно отметить, что понятие «таможенные услуги»  является более широким, нежели понятие  «таможенный сервис. Вместе с тем  сервис является понятием, по большей  части неразрывно связанным с  реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности и т.д. В современных условиях развитие таможенных услуг становится важным фактором повышения качества и эффективности обслуживания международных цепей поставок, что вызывает потребность в поиске адекватных моделей.

 

 

 

3 РЫНОК ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

3.1 Анализ проблем формирования и предоставления услуг

Переход экономики страны на рыночные отношения, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, развитие таможенной инфраструктуры и появление многочисленных таможенных посредников потребовали адекватного развития статистического учета и анализа таможенных услуг. Сегодня как работники таможенной службы, таможенной инфраструктуры, так и другие субъекты внешней торговли должны обладать большим объемом знаний, методиками и практическим опытом оказания таможенных услуг во внешнеторговой деятельности. Особенно это касается основных услуг, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.

Важность  исследования основных таможенных услуг  связана, с одной стороны, с требованиями статьи VIII ГАТТ по соответствию стоимости услуг за таможенное оформление затратам на содержание таможенной службы; с другой стороны, это обусловлено величиной таможенных сборов, собираемых в федеральный бюджет страны. Как отмечают некоторые исследователи, «на сегодняшний день остается актуальным вопрос, каким образом ресурсы консолидируются в «конечных продуктах», во сколько обходится государству предоставление таможенных услуг и как «увеличить отдачу от использования затрат в таможенной системе»5.

Информация о работе Таможенная система как международная сеть поставки товаров