Таможенное регулирование. Понятие и сущность таможенного режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:40, реферат

Описание работы

Именно таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны – путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

виды там.режимов.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
 

Таможенное  регулирование.

Понятие и сущность таможенного  режима. 

      Как, суверенное государство Россия активно  нарабатывает и проводит внешнеэкономическую  политику, уверенно шагает к мировому экономическому содружеству. Идет процесс  создания правовой основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее неотъемлемого элемента - таможенного регулирования.

      Именно  таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны – путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

      Одним из основных и наиболее важных аспектов таможенного регулирования является таможенный режим. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 22) все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

      Таможенный  режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимосвязанных между собой дозволений и запретов, а так же позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае – направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).

      Таможенный  кодекс РФ определяет понятие таможенного  режима как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

В системе  таможенного режима условно можно  выделить три составляющие части  – подсистемы:

1) нормативно-регулятивную;

2) организационную;

3) материально-техническую.

Рис.1. Схема системы таможенного режима. 

Выбор  же того или иного таможенного  режима является прерогативой лица, перемещающего  товары, и оказывает влияние как  на возможности либо невозможности  перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров.

Таким образом,  С помощью таможенного  режима определяется:

а) порядок  перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации в  зависимости от его предназначения (цели перемещения);

б) условия  нахождения товара и допустимое использование  его на (вне) таможенной территории;

в) права  и обязанности заявителя (бенефициара) таможенного режима;

г) в  отдельных случаях дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица, перемещающего его через таможенную границу Российской Федерации. 
 

Содержание  таможенного режима. 

      Таможенный  режим имеет свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.

      Условия. Под условиями таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств.

      Одним из условий помещения товаров  под конкретный таможенный режим является их статус.

      Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под  таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не могут помещаться товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации (ст. 53 ТК РФ).

      Не  допускается помещение под таможенный режим временного ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах; квотируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение № 4 к указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).

      Условием  помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных предусмотренных ограничений (ст. 31 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1002 установлено также, что помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения допускается только при условии погашения задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил.

      Для того, чтобы поместить товар под  любой из таможенных режимов переработки (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории), необходимо получение лицензии на переработку, выдаваемой таможенным органом организации-переработчику (ст. 60, 66 и 90 ТК РФ).

      Помещение товаров под ряд таможенных режимов  допускается только с разрешения таможенного органа (таможенные режимы транзита, временного ввоза (вывоза), реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства), получение которого также является условием данных таможенных режимов. Такое разрешение выдается при соблюдении определенных предписаний. Например, получение разрешения на реэкспорт товаров связано с внесением на депозит таможенного органа сумм таможенных пошлин и иных налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске предполагаемых к реэкспорту товаров для свободного обращения (распоряжение ГТК России от 24 марта 1998 г. № 01-14/327 «О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта»). Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется только при наличии возможности обеспечения надежной идентификации товаров. Таможенный орган не дает разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров может принести существенный вред окружающей природной среде, а также если уничтожение товаров влечет или может повлечь расходы для государства.

      Ограничения.  Под ограничениями понимают прямые, либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий. Примером ограничения может служить положение таможенного режима временного ввоза товаров, согласно которому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ).

      Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспортировке. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, погрузку, операции, связанные с доукомплектованием или приведением в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны менять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД на уровне девятого знака цифрового кода.

      Таможенный  режим магазина беспошлинной торговли предполагает, что заявленные под этот режим товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу и т.д.

      Требования. Под требованиями понимаются действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима. В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Оно вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается такой режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).

      Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это связано с тем, что все товары, находящиеся на территории Российской Федерации, являются либо российскими, либо иностранными. Иностранные товары могут находиться на территории Российской Федерации ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпуска для свободного обращения (при помещении под этот режим товары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режимом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на таможенном складе, предназначены для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.

      Требованием таможенного режима экспорта товаров  считается зачисление на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций.

      Следует отметить, что в рамках одного таможенного  режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения и не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров. Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада. Данное требование распространяется только на указанную категорию товаров.

Таким образом, помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством условия,  ограничения и требования, которые представляют  собой внутреннюю структуру таможенного режима. 
 

Виды  таможенных режимов. 

      В Таможенном кодексе РФ содержится перечень, включающий 15 таможенных режимов:

1) выпуск для  свободного обращения;

2) экспорт;

3) реимпорт;

4) реэкспорт;

5) транзит;

6) временный  ввоз (вывоз);

7) переработка  на таможенной территории;

8) переработка  под таможенным контролем;

9) переработка  вне таможенной территории;

10) магазин  беспошлинной торговли;

11) свободная  таможенная зона;

12) свободный  склад;

13) таможенный  склад;

14) уничтожение;

15) отказ  в пользу государства.

В основе выделения таможенных режимов лежит ряд так называемых режимообразующих признаков:

Информация о работе Таможенное регулирование. Понятие и сущность таможенного режима