Таможенной союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4

1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8

2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37

3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49

Заключение………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

черновой.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 

 

2.1 Понятие и сущность интеграции

 

Актуальность проблем интеграции обуславливается сложившейся сегодня новой глобальной обстановкой, возникшей в результате краха двуполярного мира, появления новых независимых государств и глобализации мировых экономических отношений. Между тем, наряду с преимуществами как заметное снижение военно-политической напряжённости в мире, отказ многих стран от концепции сфер влияния и доминирования, расширившиеся возможности для экономического роста и культурного развития государств, усиление региональной составляющей международных отношений, она привнесла в международные отношения новый элемент, характеризуемый как новые вызовы и риски безопасности.

В противовес прежней практике, где каждое государство стремилось возвыситься над другими государствами, изолироваться от внешнего мира, что приводило к застою в экономике и напряжённости во внешней политике, современные страны изменили способы общения с внешним миром и активно включаются в международные отношения, создают различные межправительственные организации. Последним передаётся решение многих вопросов как внутренней, так и внешней компетенции отдельного государства.

Как отметил в одном из своих недавних интервью российским СМИ Президент Нурсултан Назарбаев: «Не только мы в СНГ ощутили влияние глобальных экономических процессов. Ипотечный кризис в США задел многие страны. Это еще раз говорит о том, что мы все стали частью мировой экономики. С другой стороны, это должно подталкивать нас на более тесную интеграцию в рамках СНГ» [82].

Мировая практика накопила значительный багаж инструментов, методов построения интеграционных объединений. При этом большое значение для стран СНГ имеет изучение как теоретических вопросов развития этапов интеграции, факторов, влияющих на данный процесс, так и анализ практики формирования интеграционных связей в СНГ.

Для Казахстана данная проблематика имеет особое значение, поскольку участие Казахстана в международной экономической интеграции является условием создания экономической основы суверенитета Республики Казахстан, обеспечения высокого экономического роста, вхождения его в мировое сообщество в качестве полноправного члена. Республика Казахстан является одним их первых лидеров и активным последовательным организатором интеграционных процессов . Развитие интеграционных процессов будет способствовать разрешению этих экономических, политических, социальных проблем, улучшению политического климата каждой из этих стран, укреплению дружбы народов их населяющих и имеющих много общего в истории [85].

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины [87].

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

Другая форма – таможенный союз - предполагает наряд с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

За последние полвека понятие «интеграции» стало неотъемлемой частью языка мировой политики и международных отношений. Появившись в политико-экономическом словаре современности, оно первоначально относилось к процессам объединения Западноевропейских государств. В настоящее время понятие «интеграция» находит свое применение для обозначения процессов активного и расширяющегося взаимодействия между государствами в различных регионах мира. Кроме широко известного Европейского Союза, существует несколько блоков интеграционного характера, которые могут быть отнесены к примерам региональной интеграции: НАФТА, МЕКОСУР, АТЭС, АСЕАН, в том числе и СНГ [85].

Особую важность исследованиям процессов интеграции придает тот факт, что в центре внимания оказываются такие существенные проблемы современности как обеспечение бесконфликтного сосуществования государств и развитие эффективного экономического сотрудничества, функции и судьба современного государства и взаимодействие политики и экономики. Процессы интеграции рассматриваются как положительные, с точки зрения их способности решить данные вопросы.

 

 

2.2 Правовая природа ЕврАзЭС

 

При создании Таможенного союза ЕврАзЭС печальный опыт российско-белорусской таможенной зоны должен быть учтен. Но на фоне очередной неудачи со вступлением России во Всемирную торговую организацию политическая целесообразность эффектной интеграционной инициативы в регионе явно возросла, и с весны 2008 г. проект создания Таможенного союза стал наивысшим приоритетом.

12 декабря 2008 г. учрежден наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия таможенного союза (КТС), который отсутствовал в российско-белорусской таможенной зоне. В июне 2009 г. участники согласовали единый таможенный тариф и утвердили график формирования единой таможенной территории: Таможенный союз с 1 января 2010 г. на основе единых таможенных тарифов, единый Таможенный кодекс с 1 июля 2010 г. 27 ноября 2009 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Дмитрий Медведев приветствовал подписание президентами России, Белоруссии и Казахстана документов о формировании Таможенного союза трех стран: «Это значимое, долгожданное событие, которое родилось в очень непростых переговорах… Несмотря на сложности, которые сопровождали этот процесс, мы сегодня вышли на новый уровень сотрудничества в ЕврАзЭС».

Один из вдохновителей идеи создания Таможенного союза Сергей Глазьев считает экономическую интеграцию с соседями по постсоветскому пространству условием спасения российской экономики. В частности, говоря о политике российского руководства в условиях кризиса, Глазьев заявил о необходимости «создать расчетно-платежную систему и единое платежное пространство стран - участниц ЕврАзЭС с участием Межгосударственного банка СНГ». То есть, по его мнению, следует фактически перешагнуть через три «ступеньки» экономической интеграции и приблизиться к валютному союзу - последнему этапу, за которым следует уже политическая интеграция.

В предложениях по выходу из экономического кризиса (январь 2009 г.) Сергей Глазьев призывает принять масштабные интеграционные меры. Предусматриваются устранение всех барьеров во взаимной торговле стран СНГ, отмена всех изъятий из режима свободной торговли в двусторонних соглашениях участников Содружества Независимых Государств, формирование единого транспортного и энергетического пространства. Предполагается исключить применение защитных мер во внутренней торговле СНГ, ввести единый железнодорожный тариф, обеспечить национальный режим трубопроводного транспорта для предприятий - резидентов государств ЕврАзЭС, взаимно признать национальные сертификаты в качестве товаров, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм. Большая часть вышеперечисленных мер и составили каркас Таможенного союза издания 2010 г. за исключением единого транспортного и энергетического пространства. Энергетическая интеграция, как было отмечено выше, является неотъемлемой частью Единого экономического пространства, то есть третьего этапа экономической интеграции. Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/ [89].

В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности. ЕврАзЭС с полным основанием можно охарактеризовать как правопреемника и продолжателя предшествующих ему интеграционных схем, наделенного к тому же целым рядом прогрессивных нововведений. Однако в первые годы своего существования Сообщество откровенно прозябало. Свидетельством тому может служить, например, подписание 19 сентября 2003 г. Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Основной целью этого соглашения являлось создание зоны свободной торговли между вышеназванными государствами (к чему всегда стремилась Украина), но в то же время соглашение предусматривало гармонизацию их макроэкономической политики и создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (т.е. создания таможенного союза и общего рынка, что всегда было задачей первой тройки государств). Факт заключения данного соглашения являлся, безусловно, позитивным, хотя бы в силу того обстоятельства, что оно объединяло все наиболее развитые в экономическом плане республики бывшего СССР. Однако оно также свидетельствовало и том, что прогресс, сделанный ЕврАзЭС, являлся несущественным. Если было бы иначе, речь могла бы только идти о договоре между ЕврАзЭС и Украиной о построении зоны свободной торговли [90].

Однако начиная с середины первой декады нового столетия ситуация резко изменилась. Оранжевая революция на Украине, с одной стороны, и стремительный рост цен на энергоносители, с другой, снова сделали ЕврАзЭС наиболее перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Не случайно государства-члены такой международной организации, как Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) /7/, после того как Узбекистан заявил о своем намерении вступить в ЕврАзЭС, приняли в октябре 2005 г. решение о самороспуске ЦАС и осуществлении всех своих интеграционных проектов под эгидой ЕврАзЭС. Еще одним значимым событием в истории развития интеграционных процессов на евразийском пространстве стало учреждение 12 января 2006 г. Евразийского банка развития – международной финансовой организации, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Наконец, необходимо отметить заседание высшего органа ЕврАзЭС – Межгосударственного совета (Межгоссовета), состоявшееся 6 октября 2007 г., на котором было принято решение завершить формирование таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса – Белоруссией, Казахстаном и Россией – до 2011 г. (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития).

В отличие от Устава СНГ, который, как и другие учредительные документы Содружества, не содержит положений, которые прямо бы определяли правовую природу СНГ, Договор об ЕврАзЭС закрепляет, что Сообщество является международной организацией (ст. 1 Договора) и пользуется правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач на территории каждого государства-члена (ст. 11 Договора) [98].

В качестве международной организации Сообщество ставит перед собой следующие четко обозначенные цели: 1) «повышение уровня жизни народов» государств-членов путем согласования проводимых социально-экономических преобразований и эффективного использования своих экономических потенциалов; 2) координация подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему /8/; 3) эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (Преамбула и ст. 2 Договора об ЕврАзЭС).

Таким образом, ЕврАзЭС, по сути, преследует те же самые цели, которые в 50-х гг. были поставлены перед европейскими сообществами (которые, трансформировавшись при этом в нынешний Европейский союз, последовательно прошли долгий путь от этапа построения таможенного союза в 1968 г., общего рынка в 1992 г. и полного введения единой наличной валюты в 2002 г.) [101].

Информация о работе Таможенной союз