Таможенной союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4

1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8

2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37

3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49

Заключение………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

черновой.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

22 мая 2010 года В. В. Путин заявил, что Таможенный союз не сможет начать полностью работать 1 июля 2010 года, как это было запланировано ранее [113].

После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Решение о завершении формирования единой таможенной территории высшим органом таможенного союза к настоящему времени не принято, но в июле 2010 года таможенный союз вступил в действие.

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС — Киргизия и Таджикистан. На саммите ЕврАзЭС-2010, прошедшем в Астане, президенты Киргизии и Таджикистана заявили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.26 июля 2010 года Президент Сирии Башар Асад заявил про интерес Сирии создать зону свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии.

Казалось бы, три страны подписали соглашение относительно общего экономического пространства, а мы об этом слышим не только из официальных новостей дома по телевидению, но и, приобретая машины, выбирая обувь, одежду или банально - покупая продукты в магазине. И полнится слухами общество, что скоро жизнь станет еще дороже.

И проводятся один за другим круглые столы/конференции на тему, которую в целом можно сформулировать так: "Кому в Таможенном Союзе жить хорошо"?

Недавно Независимая Ассоциация Предпринимателей Казахстана организовала очередную полемику, куда пригласила представителей разных сторон интеграционного процесса: казахстанские бизнес-структуры; государственные органы в лице работников министерства индустрии РК; оппозиционные партии; представителя Торгово-Промышленной палаты России в Центральной Азии; представительства иностранных торговых палат. И вот какие мнения были высказаны спикерами мероприятия:

НАП РК - Таможенный Союз экономически нецелесообразен. Первый минус - пострадает потребитель - цены на товары и услуги будут однозначно повышаться. Однако, в долгосрочной перспективе с учетом расширения границ реализации продукции - с 16 до 180 млн человек - значительно увеличится рынок сбыта для отечественных предпринимателей. В то же время, пока Казахстану нечего предложить, кроме сырья, потенциальным покупателям такого большого рынка.

Официальные лица НАП РК высказали и такое мнение: процесс вступления в Таможенный союз ускорен искусственно. От введения единого таможенного тарифа в начале года пострадали важные отрасли всех трех государств. Пример - ситуация с поставками нефти в Россию и в Белоруссию, а также на Павлодарский НПЗ в Казахстане.

Партия Ак Жол: Главный недостаток - единый таможенный тариф, который отразится на товарах народного потребления - автомобилях, обуви, одежде, продуктах питания. Ужесточится контроль торгового потока из стран, которые традиционно обеспечивают доступным товаром нашего потребителя - например, из Китая. Как следствие, пострадают и все мелкие торговцы - порядка 300 тысяч человек.

Кроме того, Казахстан ожидает геополитический сдвиг в результате вступления в Таможенный союз. Если до этого Казахстан был некой буферной зоной, т.е. территорией, где встречался европейский капитал и китайский товар, а партнеры договаривались, что это всех устраивало. Теперь РК утратит роль партнерской площадки.

Кроме того, считают партийцы, партнерство с российскими предприятиями затормозит инновационную программу, поскольку, не считая сферы оборонной промышленности, российские технологии значительно отстают от мировых.

Представитель Торгово-промышленной палаты России, в состав которой входят порядка 40 тысяч предприятий, Константин Артюшин подтвердил, что Таможенный союз - это реальность, все документы уже подписаны руководствами трех стран и вступили в силу. Российский бизнес поддерживает полностью данную инициативу, так как факт наличия таможенного оформления служил барьером для развития бизнеса в соседних странах.

- Мы не придем вместо казахстанских предпринимателей, а мы предлагаем перейти от простой торговли с Россией к кооперации, причем российский бизнес полностью готов. В Казахстане наиболее благоприятный налоговый режим, например, НДС ниже. Поэтому надо не искать кто виноват, а решать как взаимодействовать в новых условиях.

Министерство индустрии и торговли РК в лице директора Департамента развития внешнеторговой политики Кушуковой Жанель считает, что Таможенный союз позволит развивать собственное производство. На открывающемся рынке со 170 млн населения - можно повысить казахстанское содержание. С ввозом текстиля из Турции и Китая - слабо развивается казахстанская текстильная промышленность. Однако, продукция местной компании удачно находит сбыт в России.

С 1 июля 2010 года исчезнет таможенное оформление, а с 1 июля 2011 - и сами таможенные посты. Относительно подорожания продуктов питания не стоит поднимать паники, т.к. из 30-40% импортируемых продуктов 70-80% завозится из соседних стран - Белоруссии, России, Кыргызстана - где пошлины не поднимутся [102].

Кроме того, в отношении ряда товаров определен переходный период, когда пошлины не будут устанавливаться на высоком уровне, для поддержания отечественного производства. Также будет действовать контракты "нулевых пошлин", которые будут заключаться через Министерство индустрии РК.

В задачу министерства входит восстановление птицеводства и животноводства республики. Да, сейчас распределяются тарифные квоты на определенные виды товаров питания из соседних стран, но этот опыт перенят у России, где в результате распределения квот на окорочка собственными силами стали обеспечиваться до 70% потребностей в мясе птицы в сравнении с 30% собственного производства.

Виктор Ямбаев Президент Алматинской Ассоциации Предпринимателей уверен, что Казахстан как и Россия зависят от импорта. Разница лишь в том, что Казахстан зависит на 80%, а Россия - на 60%. При вступлении в Таможенный союз производства в трех странах не смогут конкурировать с мировыми производителями. Нужно дать выбор покупателю что купить и за какую цену, а не искусственно закрывать границы и потоки товаров мировых производителей.

Таможенный орган, который ничего не производит, несомненно, останется в выигрыше. Однако, не нужно вводить в заблуждение покупателя - он должен четко знать станет завтра дешевле какой-то товар или нет, от того что Казахстан вступил в Таможенный союз.

На ближайшей встрече в рамках комиссии Таможенного союза главы правительств России, Белоруссии и Казахстана подпишут соглашение об освобождении от личного досмотра багажа высших чиновников трех стран. «Маркер» ознакомился с согласованной версией этого документа. Там есть любопытные моменты. Например, в список льготников включаются не только действующие, но и бывшие президенты государств–членов Таможенного союза. А круг освобождаемых от личного досмотра казахских чиновников гораздо шире, чем российских и белорусских. Этот момент вызвал удивление даже в российском МИДе.

 

 

3.1 Таможенный кодекс Таможенного союза

 

Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/.

Новый ТКТС со всеми поправками вступит в силу в России 1 октября 2010 года. До этого времени будет действовать Таможенный кодекс РФ, за исключением тех норм, которые противоречат кодексу Таможенного союза. Для России ТКТС кодекс означает изменение правил ввоза физическими лицами товаров, приобретенных за рубежом. Если раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров общей стоимостью в 65 тыс рублей, то теперь норма повышается до 50 кг, а общая стоимость товаров не должна превышает 1,5 тыс евро /примерно 57 тыс рублей/. Изменяются с 1 июля и правила ввоза алкоголя: 5 литров вместо прежних 10-ти, а объем беспошлинного алкоголя увеличился с двух до трех литров. Для декларирования товаров личного пользования теперь действует только один документ - пассажирская таможенная декларация; все остальные формы декларации упразднены.

Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии эти сборы ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки.

Таможенное оформление товаров на казахстанско-российской границе с 1 июля отменено, остается лишь таможенный контроль. Он сохранится на т.н. переходный период для товаров, по которым стороны договорились. Так, по просьбе Казахстана переходный период сохранен по 409 позициям Единого таможенного тарифа.

Таможенная граница и таможенное оформление между Белоруссией и Россией сохраняется, пока Белоруссия не ратифицирует ТКТС и не присоединится к союзу трех стран в полном формате. /ТАСС-ДОСЬЕ/               С 1 января производители трех стран СНГ получили возможность без ограничений перемещать свои товары в "треугольнике" этих стран - одежду, обувь, молоко, мясо, сахар, машины, газ, энергию, автомобили.

С 1-го июля этого года - дня вступления в силу союзного Таможенного кодекса (ТКС) -   между странами Таможенного союза  будет отменено таможенное оформление, останутся таможенный, санитарно-эпидемиологический, фитосанитарный, ветеринарный и транспортный виды контроля. Но уже с июля 2011-го года с внутренних границ таможенного союза будут убраны все виды контроля. Останется лишь пограничный. Что же представляет из себя правовая основа таможенного законодательства таможенного союза?

В основу Таможенного кодекса союза - ТКС заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), на которых базируются основные нововведения.

Кодекс состоит из 8 разделов, содержащих 50 глав, 372 статьи Общей и Специальной части.

Основные новшества введенного в действие Кодекса - (ТКС) заключаются в закреплении положений о таможенных процедурах, под которыми в таможенном законодательстве Беларуси, Казахстана и России понимались таможенные режимы. Данные изменения обусловлены применяемой терминологией Киотской конвенции.

Можно отметить еще несколько новелл Кодекса Таможенного союза - ТКС в сфере таможенного регулирования:

введение понятия единая таможенная территория таможенного союза;

создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза;

отмена таможенного оформления и таможенного контроля товаров, происходящих с территории государств-участников таможенного союза и иностранных товарами, выпущенных  для свободного потребления на единой таможенной территории стран-участников таможенного союза;

взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов на всей территории таможенного союза;

введение института уполномоченного экономического оператора, а также введение понятия таможенный представитель.

В таможенном кодексе союза имеются новые для России положения по задержанию товаров и документов на них, не являющихся предметами административных правонарушений и преступлений, при проведении таможенного контроля [104].

Таможенный союз означает создание единой таможенной территории стран-участниц союза с отменой таможенных барьеров внутри Таможенного союза. На сегодняшний момент уже сформированы основы правовой базы Таможенного союза. C 1 января 2010 года вступили в силу соглашения о едином таможенном тарифе Таможенного союза и о едином нетарифном регулировании.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – Кодекс), соглашение об определении таможенной стоимости, а также ряд других документов вступил в силу с 1 июля 2010 года. Новый Кодекс будет регулировать вопросы, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем на территории Таможенного союза.

При этом Кодекс предусматривает ряд существенных изменений в таможенное законодательство, которые могут как создать преимущества для бизнеса, так и повлечь за собой риски.

Изменения в таможенном законодательстве

В первую очередь необходимо обратить внимание на ряд изменений в таможенное законодательство, которые окажут положительный эффект на внешнеэкономическую деятельность компаний при торговле c третьими странами после вступления в силу Кодекса. Данные изменения включают в себя, в частности, следующие:

Вводится институт «уполномоченного экономического оператора», который позволит пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления (например, выпускать товары до подачи таможенной декларации).

Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров (т.е. товары, ввезенные с таможенными льготами, например, товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал) существует в течение 5 лет. Это означает, что по истечении пятилетнего срока импортеры могут свободно распоряжаться такими товарами.

Предусматривается возможность вносить изменения в таможенную декларацию после выпуска товаров, что может позволить решить проблемы, в случаях, когда количество и/или наименование товаров в транспортных документах отличается от количества и/или наименования фактически ввезенных товаров.

В таможенную стоимость будет необходимо включать расходы по транспортировке до места ввоза на территорию Таможенного союза, т.е. у компаний будет возможность уменьшить таможенную стоимость на сумму расходов по транспортировке по территории государств-участников Таможенного союза.

Информация о работе Таможенной союз