Таможенной союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4

1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8

2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37

3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49

Заключение………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

черновой.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

По итогам семинара состоялось тестирование его участников и вручение сертификатов о прохождении дополнительного профессионального образования.

- Первоначальные навыки и знания вами получены. Подход к применению нормативных актов таможенного союза и механизма их применения выработан. Теперь ваша задача – донести знания до всех сотрудников региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, - сказал на итоговом заседании "круглого стола" К. Чайка. – В этом вам поможет изучение принимаемых изменений нормативной базы, решений Комиссии таможенного союза. Вся эта информация будет представлена в свободном доступе на официальных сайтах ФТС России и Комиссии таможенного союза. Ссылка на последний имеется на главной странице сайта ФТС России и в разделе сайта "Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

 

Таможенный союз - это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд.

Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек [47.3].

На первый взгляд, оснований для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:

- товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее;

- откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси;

- станут дешевле энергоносители;             

- во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.

Для Украины появление в непосредственной близости единого таможенного пространства уже в ближайшее время приведет к резкому осложнению ведения бизнеса в этих странах. Создание Таможенного союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать возможные проблемы Украины в связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного союза, в связи с сокращением экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены ЕС (например, прибалтийские страны).

Руководитель землячества трейдеров и инвесторов Академии Masterforex-V, Сергей Овсиенко, добавляет, Таможенный союз будет способствовать образованию внутри таможенных замкнутых технологических звеньев производства и сбыта продукции и услуг, как например, это происходит внутри Европейского союза (ЕС). Учитывая, что украинская экономика по-прежнему связана с Россией, это серьезно ударит по кооперации предприятий. Секретарь Комиссии Таможенного союза, С. Глазьев напомнил, что украинская экономика неразрывно связана с Россией: это украинская металлургия, "сидящая" на российском газе, украинское машиностроение, "сидящее" на российских комплектующих и российском рынке, и агропромышленный комплекс Украины, "сидящий" на российских потребителях [50].

Потери экономики Украины от создания Таможенного союза могут составить десятки миллиардов долларов, поскольку:

- усилится конкуренция за рынки стран-участниц, прежде всего, по продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, машиностроению, металлургии. Украина также может потерять часть рынка сбыта. А тот же Казахстан по объемам торговли Украины со странами СНГ занимает почётное 2 место и 5 место среди всех украинских партнеров (товарооборот составляет почти $3,5 млрд.);

- возможная денонсация договоров о свободной торговле, приведет к падению украинского экспорта. Едва возникнув, Таможенный союз уже "ударил", например, по украинским производителям и экспортерам алкогольной продукции, теперь требуется новая, «союзная», лицензия;

- затруднит торговые отношения Украины с Беларусью и Казахстаном. Ограничения экспорта украинского металла, аграрной продукции, которые прежде были на украинско-российской границе, расширятся теперь и на две другие страны таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса [52].

Стоит напомнить, что до создания ТС между Украиной и Беларусью не было ограничений по основным статьям украинского экспорта - металлопродукции, электроэнергии, сельскохозяйственной продукции, кондитерским изделиям. Теперь, российские ограничения будут распространяться на Беларусь и Казахстан, что приведет к повышению цены на украинский металл на 30%;

- возможны потери от унификации таможенных правил, скоординированной политики, направленной на увеличение грузопотоков через территорию Таможенного союза. Учитывая, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию составляют российские грузы, то объемы транзита Украины могут упасть в разы.

- можно также прогнозировать снижение потока инвестиций в экономику Украины. Трудно конкурировать за инвестиции с огромным рынком в 180 млн. человек.

На стороне Таможенного союза и общественное мнение в Украине. Данные опроса киевского института проблем управления им. Горшенина, свидетельствуют, что 81,4% опрошенных выступают за ТС. Более того, 48,2% уверены, что Украина должна вступить в ТС даже, если это помешает Украине стать ассоциированным членом ЕС и закроет ей путь в ЕС.

Такой на первый взгляд странный приоритет симпатий простых украинцев Таможенного союза перед вступлением Украины в ЕС объясняется даже не "братскими узами" внутри бывшего СССР (хотя они так же существенны для людей среднего и пожилого возрастов), сколько разумным прагматизмом большинства украинцев, прекрасно понимающих, что двери Украины перед Европейским союзом (ЕС) могут быть закрыты еще год... два... пять... десять (может и больше). А двери Таможенного союза с РФ, Беларусью и Казахстаном могут открыться уже в этом году.

Надо учитывать и очень тяжелое экономическое наследство, которое досталось новому президенту Украины Виктору Януковичу. В этих условиях ТС с его широким внутренним рынком мог бы иметь для Украины и серьезный антикризисный эффект, стать толчком для экономического роста.

К вступлению в Таможенный союз В. Януковича подталкивает и крупный украинский бизнес - Ринат Ахметов, Виктор Пинчук и другие, для которых Россия является основным рынком сбыта. Ведь на украинские трубы в России введены пошлины (до 55%). Богатства недр Украины и географическое положение дали бы ей неоспоримые конкурентные преимущества в Таможенном союзе. А в противном случае, украинский рынок может потерять перспективность не только для РФ, но и для ВТО. Как известно, транснациональные корпорации часто рассматривают Украину не просто как отдельный рынок, а как составную часть рынка СНГ [54].

Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить на экономические и политические. Имеет смысл в первую очередь осветить политические вопросы, так как они быстро приобрели характер межгосударственных кризисов. Особую активность с целью извлечь немедленную выгоду из Таможенного союза проявило белорусское руководство. Так Минск потребовал от Москвы поставок 21,5 млн тонн сырой нефти, свободной от экспортной пошлины, что составляет сырьевую дотацию со стороны России в 5,5-6 млрд долларов.

Вопросы регулирования экспорта энергоносителей не входят в сферу действия Таможенного союза. На первом этапе его создания и с учетом разницы внутренних и мировых цен такая торговля энергоносителями и стратегическим сырьем, включая цветные металлы, выльется в скрытое субсидирование Россией стран ближнего зарубежья. Согласно ноябрьским и декабрьским соглашениям 2009 г., «углеводородная тема» вынесена в ЕЭП, что не помешало Астане и Минску поставить вопрос о немедленном резком снижении транзитных тарифов на поставку казахстанской нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам. «Казахстан подтверждает, что с созданием Таможенного союза открываются широкие возможности для транспортировки казахстанской нефти на два белорусских нефтеперерабатывающих завода», - заявил в январе 2010 г. посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов [56].

27 января Минск согласился подписать протоколы о поставке в Белоруссию нефти и транзите российской нефти по белорусской территории на российских условиях. Однако белорусская сторона предполагает пересмотреть эти договоренности после 1 июля 2010 г., когда утвердят единые таможенные тарифы и введут в действие единый Таможенный кодекс. Минск рассчитывает, что Таможенный союз все-таки обеспечит условия для реэкспорта российских углеводородов. «Мы должны развивать дружественные отношения с Республикой Беларусь и в рамках тех решений, которые были приняты нашим Таможенным союзом, союзом между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, - заявил в связи с подписанием протоколов Дмитрий Медведев. - Мы сейчас готовимся к целому ряду новых процедур: у нас будет действовать и унифицированный таможенный тариф, будет действовать Таможенный кодекс, а в конечном счете мы работаем на то, чтобы создать основу для деятельности единого экономического пространства».

Факт вхождения Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз вызвал активизацию оппозиционных и националистических антироссийских сил в этих республиках. В частности, в Белоруссии высказываются опасения в связи с тем, что участие в Таможенный союз приведет к сужению перспектив Минска на европейском направлении, ограничению статуса республики в программе Евросоюза «Восточное партнерство», участницей которого Белоруссия стала с 7 мая 2009 г. В Казахстане утверждают, что республика не готова ко второму этапу экономической интеграции. «Предприятия Казахстана должны принимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие три или четыре года», - полагает казахстанский аналитик Досым Сатпаев.

Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент - согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза , а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша» [58].

Судьба единого Таможенного кодекса неясна. Формально, согласно Плану мероприятий по введению Таможенного кодекса, утвержденному на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., документ должен быть введен в действие 1 июля 2010 г. До намеченного срока таможенные службы стран - участниц Таможенного союза должны руководствоваться национальным законодательством в таможенной сфере. Иными словами, единой политики в рамках таможенной территории нет.

К примеру, появление с 1 июля 2010 г. единого таможенного пространства означает, что на российско-белорусской и российско-казахстанской границах должны быть сняты все посты. Таможенный контроль переводится на внешние границы Таможенного союза, что должно бы привести к смешанному контролю с российским участием. Однако, как оказалось, внешние границы стран-участниц пока охраняют белорусские и казахстанские специалисты, что повторяет ситуацию второй половины 1990-х гг. в рамках российско-белорусской таможенной зоны. Фактически Россия в очередной раз передает контроль над внешними рубежами соседям, рассчитывая на их добросовестность.

Доступ России к базам данных национальных таможенных комитетов Белоруссии и Казахстана - видимо, в рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) - не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза с запада и востока [60].

К концу января 2010 г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом негативные и даже опасные для российского бюджета. Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России - 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.

Информация о работе Таможенной союз