Таможенные органы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

Содержание

Введение……………………………………………………………..……3
1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция………………………………………………………………..……7
1.1. Единая система таможенных органов РФ……………………….....9
1.2 Основные функции таможенных органов РФ……………………..11
2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус…...13
2.1. Региональное таможенное управление…………………………....13
2.2. Таможня, таможенный пост………………………………………..19
3. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц…...25
Заключение……………………………………………………………....33
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

откорректированная курсавая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     1.1. Единая система  таможенных органов  Российской Федерации 

     Единую  систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

     Эта система имеет четыре звена: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не являются юридическими лицами и, следовательно, не обладают правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ст. 8 ТК РФ.

     Взаимоотношения в системе таможенных органов  основываются на принципе сочетания  централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

     Таможенные  органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

     Деятельность  таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 

     1.2 Основные функции  таможенных органов  Российской Федерации 

     Деятельность  таможенных органов как органов  исполнительной власти выражается в  выполнении возлагаемых на них государством функций.

     Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

     Классификация функций управления в научной  и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

     Объектом  управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

     Субъектами  управления в сфере таможенного  дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую  входят:

     • ФТС РФ

     • региональные таможенные управления Российской Федерации;

     • таможни Российской Федерации;

     • таможенные посты Российской Федерации.

     Единство  системы таможенных органов определяется единством их целей и задач  по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

     Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

     Основные  функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:

     • участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

     • защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России;

     • содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

     • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

     • осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

     • ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

     • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

     • борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

     • выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

     К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

     Перечень  функций таможенных органов конкретизирован  и детализирован в Положении  о ФТС России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации

     Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так  и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами. 

     2 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ  РФ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА,  ПРАВОВОЙ СТАТУС 

     2.1 Региональное таможенное управление 

     Региональное  таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему  таможенных органов Российской Федерации  и осуществляет непосредственное руководство  таможенным делом на территории подведомственного  ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями др.)

     Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена в  первую очередь огромными размерами  таможенной территории России. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать,

так и  не совпадать с границами субъектов  Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

     Правовой  статус РТУ закреплен в Общем  положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.

     Основными задачами РТУ являются:

     -реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

     -разработка  и реализация в пределах своей  компетенции в подведомственном  регионе мер, направленных на  обеспечение единства таможенной  территории Российской Федерации; 

     -разработка  и реализация в пределах своей  компетенции в подведомственном  регионе мер, направленных на  обеспечение экономической безопасности  страны;

     -обеспечение  в подведомственном регионе защиты  экономических интересов России  в пределах компетенции таможенных органов;

     -организация  таможенного дела в подведомственном  регионе; 

     -обеспечение  соблюдения единообразного применения  и осуществление контроля за  исполнением в подведомственном  регионе законодательства о таможенном  деле и других правовых актов,  контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

     -организация  и осуществление в подведомственном  регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере  таможенного дела, а также с  нарушениями таможенных правил;

     -руководство,  обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов;

     -обеспечение  своевременности и полноты поступления  таможенных платежей; 

     -содействие  развитию внешнеэкономических связей  на территории подведомственного  региона; и ряд других.

     Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ФТС условно можно разделить на девять основных направлений:

     1. функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

     2. функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;

     3. функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

Информация о работе Таможенные органы РФ