Таможенные органы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

Содержание

Введение……………………………………………………………..……3
1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция………………………………………………………………..……7
1.1. Единая система таможенных органов РФ……………………….....9
1.2 Основные функции таможенных органов РФ……………………..11
2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус…...13
2.1. Региональное таможенное управление…………………………....13
2.2. Таможня, таможенный пост………………………………………..19
3. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц…...25
Заключение……………………………………………………………....33
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

откорректированная курсавая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     -организует  и проводит обучение специалистов  в области таможенного дела  для государственных органов,  коммерческих и некоммерческих  организаций; 

     -вносит  в вышестоящий таможенный орган  предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов;

     -проводит  аттестацию сотрудников таможни  и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и  др.

     Поставленные  перед ними задачи и возложенные  на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

     Таможня является юридическим лицом со всеми  присущими юридическим лицам  атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и  иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

     Таможенный  пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим  лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

     Типовая структура и штатная численность  таможни и таможенного поста  утверждается ФТС России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

     Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни  осуществляет ФТС России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

     Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного  поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного  поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ФТС России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ФТС России, — ФТС России.

     Территориальный принцип организации и функционирования таможен не исключает возможность их специализации — специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах.

     Не  занимаются таможенным оформлением  и контролем, но являются также специализированными  созданные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном  и ряде других) так называемые «оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях реализации Федерального закона РФ №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 

     Таможенные  органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного  права, также, как и участники  внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Основанием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ФТС РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».

     Понятие вреда охватывает всякое умаление личного  или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.

     Лица, которым или имуществу которых  причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников, вправе согласно ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными органами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно действующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противоправно, т. е. посредством решений, действий или бездействия, совершенных неправомерно.

     Неправомерными  признаются решения, действия или бездействие  таможенных органов и их должностных  лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности  таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела).

     Материальная  и иная ответственность государства  в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо - уже нет.

     В соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:

     а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;

     б) наличии вреда или убытков, причиненных  лицам или их имуществу;

     в) причинной связи между неправомерным  решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и  наступившим вредом (убытками).

     Как уже отмечено, непосредственно перед  потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

     За  неправомерные решения, действия или бездействия работники таможенных органов, в том числе должностные лица, несут дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность в зависимости от совершенного ими правонарушения (ст.456 ТК РФ).

       Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.

     Каждый  из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.

     Представляется  в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. И вот почему. Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов — нормами административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нормами гражданского и трудового права. А вот дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

     Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

     Правовую  основу дисциплинарной ответственности  государственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные  законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ФТС России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

     В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

     Правом  наложения дисциплинарного взыскания  на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможенных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.

     Увольнение  из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается еще в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

     К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:

     1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказа и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

     2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.

Информация о работе Таможенные органы РФ