Анализ организационной структуры и функций Банка Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит именно в изучении функций и организационных структур коммерческих банков на территории РФ.
Задачи данной работы заключаются в: 1) изучении основных понятий и терминов; 2) рассмотрении сущности коммерческих банков как части экономической системы; 3) изучении и анализе основных функций коммерческих банков: 4) изучении организационных структур коммерческого банковского сектора; 5) проведение анализа на примере современного, ныне функционирующего банка и др.

Содержание

Введение 3
1. Сущность коммерческих банков 4
1.1. Понятие и сущность коммерческого банка 4
1.2. Функции коммерческого банка 7
1.3. Организационная структура коммерческого банка 11
1.3.1. Типы организационных структур коммерческого
банка 11
1.3.2. Новые типы организационных структур 15
2. Анализ организационной структуры и функций Банка Москвы 20
2.1. Краткая характеристика Банка Москвы 20
2.2. Анализ организационной и функциональной структуры
ОАО «Банк Москвы» 21
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной и функциональной структуры Банка Москвы 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая ОДКБ.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

       Виртуальный банк предполагает отказ от традиционной стационарной филиальной сети сбыта банковских продуктов и переход на виртуальные каналы сбыта, а также полное изменение структуры банка и форм его взаимодействия с клиентами. Иными словами, отсутствие расходов, связанных с приобретением офиса, небольшой штат сотрудников и самостоятельное управление клиентом своими операциями — основные преимущества такого банка, что создает основу для достижения конкурентоспособности благодаря низким издержкам деятельности.

     Важнейшими  стратегическими задачами виртуальных банков являются совершенствование системы управления рисками (основная причина отказа от услуг виртуальных банков, как правило, отсутствие безопасности сделок) и системы управления взаимоотношениями с клиентами (имеется в виду оказание клиентоориентированного сервиса).

     Накопившийся  опыт функционирования виртуальных  банков уже нашел свое отражение в законодательстве отдельных государств. Так, согласно требованиям законодательства Гонконга виртуальный банк может быть учрежден только путем преобразования из действующего традиционного банка, который обладает надлежащими финансовыми средствами, действует в течение 10 лет, является финансово-надежным банком, и его доля в капитале виртуального банка составляет не менее 50%. В США законодательство не делает различий между традиционными и виртуальными банками (в вопросах лицензирования и надзора) и особое внимание уделяет оценке бизнес-планов виртуальных банков, а также решению вопросов информационной безопасности.

     В качестве примера структуры с горизонтальными связями может служить такой вид банка, как малый банк. Председатель правления одного из мелких российских банков (КБ “Инкредбанк”) отмечает следующие преимущества своего банка: 1) система управления таким банком предполагает наличие командного ядра; 2) наличие принципа тесного взаимодействия по горизонтали становится серьезным конкурентным преимуществом: четкое представление о возможностях смежных структур позволяет оперативно реагировать на внезапно возникшие запросы клиентуры; 3) карьера сотрудников банка развивается не столько по вертикали, сколько по горизонтали — через освоение новых инструментов и направлений деятельности. Отсюда главная содержательная составляющая мотивации: преимущество малого банка в том, что он предоставляет возможность постоянно осваивать новое.

     В последнее время специалистами, исследующими процессы, происходящие в обществе под влиянием Интернет-технологий, современное или достаточно скоро ожидаемое состояние экономики обозначается термином “сетевая экономика”. В организационном аспекте этот термин тесно связан с появлением так называемых сетевых структур, характеризующихся потенциальными связями между всеми участниками, отдельные из которых могут актуализироваться на время решения стоящих перед системой задач, а затем разрушаться до момента появления новых задач.

     Двумя основными достоинствами сетевых  структур считаются высокая компетентность (как следствие привлечения лучших специалистов) и эффективность (как следствие низкого уровня занятости, рациональной структуры издержек и распределения ресурсов).

     В качестве примера сетевой структуры можно привести получающее все большое распространение явление аутсорсинга (от англ. outsourcing — заимствование ресурсов извне, то есть передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса банка), то есть переноса некоторых функций и операций банков за рубеж. Сегодня банками практикуется аутсорсинг не только ИТ-функций, контакт-центров, функций учета и администрирования, но и финансовый анализ, перспективные исследования, публикации, работа с кадрами. Например, к концу 2003 года число сотрудников бэк-офиса HSBC (британский банковский холдинг) в Китае, Индии и Малайзии составило 8000. По некоторым оценкам, к середине 2005 года число выносимых за рубеж функций вырастет с двух до четырех на одну финансовую компанию. Передача части функций внешним исполнителям может рассматриваться как сетизация деятельности банка, то есть организация бизнеса банка в качестве компании-сети.

     Исходя  из того, что важнейшим фактором выбора организационной структуры банка является его стратегия, дальнейшее развитие имеющих место в финансово-банковском секторе тенденций сформирует новый тип организационной структуры. О том, за какой моделью банка будущее (модель банка в контексте рассматривается как результат реализации банком стратегии развития), единого мнения не существует. Одни специалисты видят будущее за мини-банками, другие считают, что оно принадлежит крупным банкам со сфокусированной стратегией, третьи отводят эту роль виртуальным банкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ  организационной структуры и  функций Банка Москвы

     2.1. Краткая характеристика Банка  Москвы

     Банк  образован весной 1994 года как акционерный  коммерческий «Московский муниципальный  банк «Банк Москвы» с контрольным пакетом столичного правительства в целях обслуживания соответствующих финансовых потоков.

     Сейчас  департамент государственного и муниципального имущества владеет 46,465% акций, еще 13,477% находятся у «Московской Страховой Компании», также подконтрольной правительству столицы. Среди акционеров банка «Мосэнерго», «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и другие известные российские компании, а также ведущие мировые инвестбанки: JP Morgan Chase, Bear Stearns, Goldman Sachs, которые выкупили около 3,9% капитала Банка Москвы в рамках недавней допэмиссии (всего более 700 акционеров). С 1995 года президентом банка является Андрей Бородин.

     Владеет мажоритарными пакетами акций (долей) в БМ Банке (Украина), банке «Заречье» (Татарстан), Бизнес-Банке (Латвия), банке «Москва-Минск» (Белоруссия), Мосводоканалбанке, РНКБ, Русском Земельном Банке и др.

     Банк  претендует на статус универсального. Является практически монополистом по обслуживанию московского бюджета и муниципальных предприятий, в связи с чем традиционно высок объем операций со связанными сторонами. Имеет 45 филиалов, 164 дополнительных офиса и 37 операционных касс на территории РФ, 427 мини-офисов в Москве и 1 050 банкоматов. В банке обслуживаются свыше 88 тыс. корпоративных клиентов и свыше 1 млн. физических лиц. Выпущено примерно 6,5 миллиона пластиковых карт. Численность персонала - 7 200 человек. По данным BussinessWeek Russia, стоимость бренда «Банк Москвы» превышает 7,3 млрд. рублей.

     Занимает 4-е место по активам (более 310 млрд. рублей) рядом с частным Альфа-Банком, 6-е место по капиталу (27,3 млрд. рублей) и 3-е место после государственных Сбербанка и Внешторгбанка по объему депозитов физических лиц Банк Москвы предлагает различные виды срочных вкладов для размещения свободных денежных средств и создания накоплений.

     Все вклады отличаются выгодными условиями  размещения и обслуживания: 1) конкурентоспособные процентные ставки, фиксированные на весь срок вклада; 2) возможность накопления средств в рублях, долларах США и евро; 3) различные сроки размещения вклада от 91 дня; 4) капитализация процентов по выбору клиентов; 5) возможность снять накопленные проценты; 6) автоматическая пролонгация вклада; 7) в случае досрочного расторжения договора вклада, заказ денежных средств в сумме, превышающей 10 000 долл. США (или эквивалент в другой валюте по курсу Банка России на дату уведомления) производится клиентом за 3 дня до даты получения денежных средств, по телефону, указанному в договоре банковского вклада. 

     2.2. Анализ организационной и функциональной структуры ОАО «Банк Москвы»

     Рейтинг коммерческих банков России, ведущая 5-ка:

  1. ОАО «Альфа-Банк» за свою почти 20-ю историю существования сумел стать не только одним из лидеров в России по собственному капиталу и размерам активов, но и смог стать верным и надёжным помощником по финансовым вопросам для своих клиентов — 2,5 миллионов физических и юридических лиц.
  2. ОАО  «Банк Москвы» является одним из крупнейших банков на территории России и входит в пятёрку крупнейших кредитных организаций и в тройку лидеров по обороту денежных средств в России. На территории страны Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» имеет 364 представительства. На сегодняшний день, банк обслуживает около 104 тысяч корпоративных клиентов и 8,5 тысяч частных лиц и предоставляет широкий спектр услуг, начиная от расчётно-кассовых операций и выдачи пластиковых карт и заканчивая кредитованием малого и среднего бизнеса, а также управлением паевыми инвестиционными фондами.
  3. ЗАО «Банк Русский Стандарт» открылся в 1999 году. Организаторами банка являются ведущие российские финансисты и предприниматели, основным акционером – холдинговая компания ЗАО «Русский стандарт». На сегодняшний день «Банк Русский Стандарт» является лидером среди частных банков по объёму кредитования населения. С 1999 года кредитными программами банка воспользовались свыше 23 миллионов граждан России
  4. ОАО АКБ «АВАНГАРД» открылся в 1994 году. На сегодняшний день банк является одним из крупнейших в России по размеру чистых активов и собственного капитала. Основными направлениями банка является кредитование, лизинг, работа с драгоценными металлами. Банк активно сотрудничает с иностранными финансовыми организациями из Италии, США, Швейцарии, Дании и др. Офисы банка «АВАНГАРД» есть во всех крупных российских городах.
  5. Основанный в 1993 году, АКБ «Абсолют Банк», сегодня является одним из крупнейших в России. Услугами банка пользуются более 30 тыс. компаний и более 100 тыс. частных лиц по всей стране. Одним из приоритетных направлений банка является развитие отдела, работающего с частными лицами (ипотека, автокредит и пр.). Что касается надёжности и финансовой стабильности банка, то рейтинги и отчёты ведущих деловых изданий говорят сами за себя. На сегодняшний день АКБ «Абсолют Банк» входит в ТОР-10 самых динамично развивающихся банков России, в ТОР-15 самых надёжных банков России.

    В этом рейтинге ОАО «ВТБ-24» (Внешторг банк) занимает 7 место, а ОАО «Сбербанк России» лишь 16 место.

     Большинство этих банков  начинали свою деятельность еще  в начале 90-х годов, когда  главенствующей являлась линейно - функциональная организационная структура. Это имело решающее значение в выборе типа организационной структуры вновь созданных банков. В процессе своего развития, многочисленных слияний коммерческие банки увеличивали размеры своих уставных фондов, расширяли свои филиальные сети, что неотложно требовало изменения и корректировки имеющейся системы управления. Однако и в настоящее время, несмотря на произошедшие изменения, господствующей в банках РФ остается линейно-функциональный тип структуры управления, при котором подразделения банка наделены только функциями организации (линейными), а функции управления реализуются на руководящем уровне, и который эффективен лишь в условиях слабо меняющейся конъюнктуры рынка, когда основную долю в общем числе сотрудников банка составляют простые исполнители (около 80%) и нет необходимости в быстрой и эффективной оценке результатов деятельности его подразделений.

     В условиях быстро меняющейся ситуации на рынке данный тип структуры  управления становится неэффективным  вследствие, во-первых, медлительности принятия решений, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической  цепочке снизу вверх внутри каждого  функционального подразделения; во-вторых, качества принятия решений на высшем уровне, поскольку оно определяется не столько компетентностью самих  руководителей (они могут быть весьма компетентными), сколько надежностью  и достоверностью поступившей к  ним информации. В связи с тем, что у руководителей среднего звена появляются возможности влиять на решения вышестоящих менеджеров в собственных интересах или  в интересах своей функциональной службы, линейно-функциональная структура  порождает "ведомственность" внутри банка.

     Теперь  попробуем рассмотреть организационные  структуры коммерческих банков на примере  крупного банка ОАО «Банк Москвы»

     Банк  образован 1994 г. как акционерный коммерческий «Московский муниципальный банк «Банк Москвы» с контрольным пакетом столичного правительства. Сейчас департамент государственного и муниципального имущества владеет 46,465% акций, еще 13,477% находятся у «Московской Страховой Компании» (под контролем правительства) Среди акционеров банка «Мосэнерго», «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и другие известные российские компании, а также ведущие мировые инвестбанки. Задача, создать крупный финансовый институт, в целях обслуживания соответствующих финансовых потоков.  В целом создан достаточно мощный банк, собственный капитал которого по состоянию на 1 января 2010 года составил 27,3 млрд.руб.  По этим показатели ОАО "Банк Москвы" входит в первую пятерку банков страны. Банк претендует на статус универсального. Является практически монополистом по обслуживанию московского бюджета и муниципальных предприятий, в связи с чем традиционно высок объем операций со связанными сторонами.. Также банк расширяет свое присутствие на рынке международных карточек. Все виды международных расчетов осуществляются с использованием системы SWIFT. Банк осуществляет продажу дорожных чеков компании American Express, а также коммерческих чеков банков - корреспондентов. ОАО "Банк Москвы" участвует в развитии региональной инфраструктуры. Всего на территории РФ располагается 45 филиалов, 164 дополнительных офиса, 37 операционных касс, в Москве и Московской области расположено еще 427 мини-офисов.

     Организационная структура:

     Возглавляет банк управляющий, который уполномочен: 1) представительствовать в отношениях с государственными и иными органами и учреждениями, юридическими и физическими  лицами на территории РФ; 2) совершать  иные действия и формальности для  осуществления отделением его функций.

     Заместитель управляющего наделен следующими правами: 1) заключать договоры и совершать  иные действия для осуществления  отделением следующих операций: привлечение  денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц за исключением банков-корреспондентов; предоставление кредитов за счет собственных и привлеченных средств, включая приобретенные на межбанковском рынке; эмиссия и эквайринг банковских пластиковых карточек; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов; осуществление операций с ценными бумагами, номинированными в белорусских рублях.

     Юрисконсульт  непосредственно подчиняется управляющему, заместителю управляющего, главному бухгалтеру и выполняет следующие  функции: 1) рассматривает договоры на предмет соответствия требованиям  законодательства, содержат ли они  все существенные условия, необходимые  для обеспечения выполнения обязательств по договорам, имущественные санкции; 2) подготавливает и подает исковые  заявления в судебные органы для  получения исполнительных документов, на основании доверенности осуществляет представительство в судах; 3) анализирует и обобщает практику заключения и исполнения договоров банков с целью выявления причин и условий, оказывающих негативное влияние на исполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств для их устранения; 4) ведет справочно-информационную работу нормативной документации; 5) участвует в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в ходе осуществления деятельности банка; 6) готовит заключения при открытии счетов клиентами по материалам представленных документов; 7) подготавливает договоры залога; 8) дает заключение о правоспособности заемщиков при выдаче кредита.

     Сектор  планирования, экономического анализа  и коммерческой деятельности выполняет  следующие функции: 1) прием и проверка документов на получение кредитов на предмет законности, правильности составления, анализ эффективности и целесообразности выдачи кредита; 2) контроль и анализ на стадии выдачи кредита достоверности представленных материалов субъектами хозяйствования, проверка на месте у заемщика состояния учета, достоверности балансовых данных, условий хранения; 3) экономическая экспертиза кредитуемых проектов; 4) оформление кредитных договоров, договоров залога, поручительств; 5) контроль за выданными кредитами: оплата в соответствии с контрактами и лимитом кредитования, проверки материального обеспечения, целевого использования, своевременность погашения основного долга и процентов за пользование кредитом; 6) установление лимитов остатков касс, способов и сроков сдачи выручки, норм расходования выручки путем анализа представляемых обслуживаемыми хозорганами заявок-расчетов; 7) проверка ведения кассовых операций обслуживаемых субъектов хозяйствования; 8) составление календаря выдачи средств на заработную плату в разрезе предприятий, учреждений, организаций; 9) осуществление контроля за выдачей средств на командировочные расходы; 10) работа на рынке ресурсов и ценных бумаг (привлечение и рациональное размещение свободных кредитных ресурсов, в т. ч. в ценные бумаги); 11) проведение операций по денежным переводам в системе Western Union.

Информация о работе Анализ организационной структуры и функций Банка Москвы