Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти; на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…………………….2
2. Причины возникновения инфляции……….…………………………………………..5
2.1. Внешние причины …………………………………….……………………...……...6
2.2. Внутренние причины …………………………………………………….……..…...7
3. Теории инфляции………………………………………………………………………..…8
3.1. Инфляция спроса………………….……………………………………...……..….…..8
3.2. Инфляция предложения……………………………………………………….……10
3.3. Стагфляция……………………………………………………………..…………....13
4. Методы измерения инфляции ………………………………………………...16
4.1. Индекс цен …………………………………………………………………………...16
4.2. Уровень инфляции ……………………………………………………………….….16
4.3. Дефлятор ВНП ……………………………………………….....................................17
5. Виды инфляции…………………………………………..……………………………….19
5.1. Открытая и закрытая инфляция...…………………………………………..……….19
5.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция..……………………………………….19
5.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..……………………………..20
5.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………………………………...…….22
6. Социально-экономические последствия инфляции………………………………24
6.1. Последствия инфляции……………………………………………………………….24
6.2. Инфляция и доходы…………………………………………………………………..27
6.3. Инфляция и сбережения……………………………………………………………...27
6.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………………………….28
7. Выводы………………..…………………………………….………………………………..29
8. Антиинфляционная политика.………………………………………...………...31
8.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики………………………31
8.2. Антиинфляционная политика………………………………………………………..32
8.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией…………………………………….39
9. Заключение…………………………………………………..……………………………...41
10. Список использованной литературы…….………

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

3.1. Инфляция спроса.

              Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 1

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.

 

                Уровень цен

 

                                                                          III

 

                                                                    II                                       Потенциальный

                                                                                                              ВНП

                                                  I

                                                            

                                                                                      Реальный ВНП и занятость

                                                                   рис. 2

              На первом отрезке кривой общие расходы (C + I + G + X) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

              Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

              По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

              Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

              Условия инфляции спроса:

       рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.

       увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.

       рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

                                P

                              

 

 

   E1

                                                                                                     D1   

                                                                        E                                    

                                                                                             D                       

0                                                        Q

                                              рис. 3 (инфляция спроса)

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

3.2. Инфляция предложения.

              В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      рис. 4

              Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

              Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

              Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 5).

                               P

 

 

 

                                                                                                        

                                                                                                            

 

                                                              E1                                       

                                        S1                                    E

                                                                                        

                                             S    

                                                                                               

                                  0                                                               Q                               

                                                   рис. 5

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

Причины повышения средних издержек производства:

               Повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;

               Повышение цен на сырье и энергию;

               Увеличение налогов и рост “налогового клина“.

Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.

Этот тип инфляции имеет место в России.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются  в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек. Если правительство и Центральный банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали  “ заработная плата - цены “ возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, т.к. в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства и Центрального банка, характерная для многих переходных экономик, является подходящей “средой” для развертывания неуправляемой инфляции.

Опыт преобразований в России показывает, что макроэкономическая политика в реформенной России, несмотря на непоследовательность, была сориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т.е. ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетарными методами.

Между тем имеется немало оснований для вывода о существенном значении наряду с факторами на сторона денежной массы и скорости обращения денег значительной роли инфляции издержек в российской экономике. К ее причинам можно отнести следующие:

  Технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности общественного труда;

  Межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т.п.);

  Разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ;

  Высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках;

  Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики;

  Гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического, финансового характера и т.п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике;

  Резкий рост цен на энергоресурсы, неуклонное приближение (в частности, по нефти и газу) и превышение (в частности, по автобензину, дизельному топливу) уровня мировых цен.

3.3. Стагфляция.

              Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

              Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

              Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

              Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

4. Методы измерения инфляции.

 

4.1.           Индекс цен.

Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора (“ рыночной корзины “) для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

индекс цен            цена “ рыночной корзины  “ в данном периоде

в данном      =       _________________________________________      х  100

периоде, %               цена аналогичной “ рыночной корзины  “  в         

                                                        базовом периоде

 

На практике чаще используются индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен.

 

4.2.           Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

                                          ,

где Р – средний уровень цен в текущем году; - средний уровень цен в прошлом году.

Информация о работе Антиинфляционная политика