Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти; на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…………………….2
2. Причины возникновения инфляции……….…………………………………………..5
2.1. Внешние причины …………………………………….……………………...……...6
2.2. Внутренние причины …………………………………………………….……..…...7
3. Теории инфляции………………………………………………………………………..…8
3.1. Инфляция спроса………………….……………………………………...……..….…..8
3.2. Инфляция предложения……………………………………………………….……10
3.3. Стагфляция……………………………………………………………..…………....13
4. Методы измерения инфляции ………………………………………………...16
4.1. Индекс цен …………………………………………………………………………...16
4.2. Уровень инфляции ……………………………………………………………….….16
4.3. Дефлятор ВНП ……………………………………………….....................................17
5. Виды инфляции…………………………………………..……………………………….19
5.1. Открытая и закрытая инфляция...…………………………………………..……….19
5.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция..……………………………………….19
5.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..……………………………..20
5.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………………………………...…….22
6. Социально-экономические последствия инфляции………………………………24
6.1. Последствия инфляции……………………………………………………………….24
6.2. Инфляция и доходы…………………………………………………………………..27
6.3. Инфляция и сбережения……………………………………………………………...27
6.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………………………….28
7. Выводы………………..…………………………………….………………………………..29
8. Антиинфляционная политика.………………………………………...………...31
8.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики………………………31
8.2. Антиинфляционная политика………………………………………………………..32
8.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией…………………………………….39
9. Заключение…………………………………………………..……………………………...41
10. Список использованной литературы…….………

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.

 

 

 

             

 

9. Заключение.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

10. Список использованной литературы:

1.     Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

2.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1998. - Т. 1.

3.     Долан Э. Дж. и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М., 1994, гл. 17.

4.     Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.

5.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999.

6.     Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 1996.

7.     П. Хейне. Экономический образ мышления. - М., 1991.

8.     Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. , 1996.

9.     Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.

 

30

 



Информация о работе Антиинфляционная политика