Банковская система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Банковские и кредитные системы в любом государстве являются ключевыми звеньями экономики. От их успешного функционирования зависит ее общее состояние, экономический рост и другие важнейшие категории. Несмотря на то, что каждой банковской системе мира присущи общие элементы, каждая банковская система отличается от другой, является неповторимой в своем роде, обладает уникальными свойствами.

Содержание

Введение 2
1 История становления банковской системы Японии 3-6
2 Структура банковской системы Японии 7-15
2.1 Центральный банк Японии 7-9
2.2 Денежно-кредитная политика банка Японии 10-11
2.3 Второй уровень финансово-кредитной системы Японии 12-15
3 Тенденции развития банковской системы Японии 16-24
3.1 Международная деятельность 16-17
3.2 Кризис банковской системы, пути его преодоления 18-24
3.2.1 Кризис 1990 - 2004 годов 18-20
3.2.2 Кризис 2008 года 21-24
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

ДКБ.docx

— 232.58 Кб (Скачать)

2. Структура  банковской системы Японии.

2.1. Центральный  банк Японии. 

    Банковская система Японии представлена двумя звеньями:

    1) центральный банк (Банк Японии) в организационную структуру, которого входят - политический совет (председатель, два заместителя, шесть членов), три исполнительных аудитора, три исполнительных директора, восемь советников;

  2) коммерческие банки: городские банки, региональные банки, траст банки, банки долгосрочного кредитования, иностранные банки.

    На 1 апреля 2009 года институциональная  структура банковской системы  Японии выглядела так:

Рис. 1. Институциональная  система банковской системы Японии. 

    Эмиссионный институт - Банк Японии был учрежден в 1882 году сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызывало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты. По закону 1889 года он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Затем срок функционирования банка продлили еще на 30 лет, и в 1942 году был издан закон, согласно которому Банк Японии стал подконтролен правительству.

    С 1 апреля 1998 году вступил в силу новый закон о Банке Японии, согласно которому банк стал независимым от Министерства финансов. По своему статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной компанией, 55% его капитала принадлежат правительству, 45% - финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, в случае получения банком высокой прибыли они могут быть увеличены до 5%.Остальная прибыль взимается в государственный бюджет.

    Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также кассовое обслуживание казначейства.

    Итак, Банк действует на базе закона 1942 года, который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 году был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, - представители министерства финансов и Управления экономического планирования. 
    Вопросы, находящиеся в ведении Политического комитета, определяются законом о Банке (ст. 13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, учитываемых Банком Японии, а также видов, условий и оценочной стоимости залогов кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке и время начала и окончания операций. Политический комитет по согласованию с министерством финансов решает вопрос об изменении максимального процента на рынке на основании Временного закона о регулировании процентов, с разрешения министерства Финансов устанавливает коэффициенты резерва на основании Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним же Банк Японии отчитывается перед парламентом.

    Банк Японии возглавляется президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор по надзору за ведением дел и директор.

    Банк Японии лицензирует банковскую деятельность, устанавливает минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение фирменного наименования банка, слияние банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.

    Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 г.). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности) они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Денежно-кредитная  политика банка Японии. 

    Инструменты денежно-кредитной политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 70-х годов положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе. 
    Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»). Основные методы регулирования:

    - установление нормы ссудного процента;

    - административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему;

    - система обязательных резервов;

    - операции на открытом рынке и с иностранной валютой.

    Если до '70-х годов преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 г.) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.

    Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 г. Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

    Банк Японии на двухдневном заседании в апреле 2010 года оставил без изменений монетарную политику перед выходом оценки центрального банка эффективности своих шагов по денежно-кредитной политике. Центральный банк пообещал поддерживать экономику и предпринимать своевременные и соответствующие меры. Решение по ставке было принято единогласно, она осталась без изменений 0,1%, такая ставка держится уже с декабря 2008 года. Банк Японии подчеркнул, что экономика "демонстрирует новые признаки умеренного восстановления". На чрезвычайном заседании правления банка Японии на прошлой неделе, Банк принял решение о выделении финансовым институтам кредит объемом 10 трлн. йен на шесть месяцев. Банк Японии может начать агрессивное смягчение денежно-кредитной политики, если замедление восстановления экономики США, спровоцирует рост йены.

    На двухуровневом заседании 4 октября 2010 года Банк Японии  решит, будет ли он менять  валютную политику и продолжать  количественное смягчение, сообщает  агентство Kyodo.

    На фоне укрепления курса иены и замедления активности американской экономки источники говорят, что Центральный банк может предпринять шаги по увеличению финансовых фондов на рынке, если опасения по поводу перспектив японских экспортеров усилятся.

    Возможные дополнительные ослабления кредитных условий в сочетании с планом правительства по созданию дополнительных мер стимулирования, по-видимому, должны показать решительность японских властей на снижение роста иены против доллара. Банк Японии, как ожидается, примет решение относительно своей денежно-кредитной политики, учитывая результаты отчета Tankan о настроениях в деловых кругах, а также изменения на валютном рынке, сообщает Kyodo.

    Как полагают некоторые эксперты, если Банк Японии не сообщит о мерах по ослаблению денежно-кредитной политики на заседании и не понизит оценку экономики в полугодовом докладе о перспективах экономической активности и цен 28 октября 2010 года, это будет большой ошибкой.

    Банк Японии также может учитывать, что покупки иены увеличиваются на фоне слухов, что Федеральная резервная система США может принять решение в целях дальнейшей реализации кредитно-денежной либерализации на своем заседании 2-3 ноября 2010 года. Среди возможных вариантов дальнейшего ослабления монетарной политики - Банк Японии может увеличить кредитование по низкой процентной ставке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Второй  уровень финансово-кредитной системы  Японии. 

    В настоящее время кредитную систему Японии можно рассматривать как сложившуюся и включающую в себя две основные группы учреждений - коммерческие банки и прочие финансовые компании. Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом:

    1. Городские банки. Эти 11 частных  банков играют ведущую роль  среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых  средств постоянно увеличивается.  Они также играют ведущую роль  в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных  концернов. На долю городских  банков приходится значительная  часть зарубежных операций японских  банков.По операциям городских банков за рубежом лидирует «Банк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

    В апреле 1982 года вступил в  силу новый банковский закон,  который отменил действовавший  до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом  коммерческим банкам разрешено  осуществлять в качестве вспомогательных  операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки  получили прямой доступ к торговле  ценными бумагами на японской  бирже, что до тех пор было  монополией специализирующихся  на торговле ценными бумагами  брокерских фирм. Таким образом,  был начат процесс универсализации  городских банков Японии. В настоящее  время городские банки завоёвывают  новые рынки, расширив кредитное  меню долгосрочными кредитами  и кредитами частным лицам,  конкурируя соответственно с  банками долгосрочного кредитования  и специализированными финансовыми  обществами «Саракин». И наконец,  в силу своей специализации  городские банки не могут сами  управлять портфелем ценных бумаг  частных лиц.

    2. Региональные банки. 64 региональных  банка функционируют в масштабе  одной из префектур, имеют меньший,  по сравнению с городскими  банками, объём операций, но широкую  сеть небольших по размеру  филиалов. В своей деятельности  региональные банки ориентируются  на кредитование малых и средних  предприятий, некоторые из них  принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются  кредиторами. Региональные банки  играют важную роль в финансировании  органон местного управления. Ряд  этих банков имеет значительные  по размерам активы, хотя и  уступающие активам городских  банков.

    3. Три банка долгосрочного кредитования, которые были учреждены в. 1952 году  специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

    4. Траст-банки. Первоначально создавались  для управления имуществом, но  после второй мировой войны  получили банковские функции.  Преимущественно осуществляют долгосрочное  финансирование предприятий и  частных лиц, а также занимаются  финансовым управлением. В качестве  ресурсов траст-банки имеют срочные  вклады и займы. Пять из них  фигурируют среди пятидесяти  крупнейших мировых банков.

Информация о работе Банковская система Японии