Банковская система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Банковские и кредитные системы в любом государстве являются ключевыми звеньями экономики. От их успешного функционирования зависит ее общее состояние, экономический рост и другие важнейшие категории. Несмотря на то, что каждой банковской системе мира присущи общие элементы, каждая банковская система отличается от другой, является неповторимой в своем роде, обладает уникальными свойствами.

Содержание

Введение 2
1 История становления банковской системы Японии 3-6
2 Структура банковской системы Японии 7-15
2.1 Центральный банк Японии 7-9
2.2 Денежно-кредитная политика банка Японии 10-11
2.3 Второй уровень финансово-кредитной системы Японии 12-15
3 Тенденции развития банковской системы Японии 16-24
3.1 Международная деятельность 16-17
3.2 Кризис банковской системы, пути его преодоления 18-24
3.2.1 Кризис 1990 - 2004 годов 18-20
3.2.2 Кризис 2008 года 21-24
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

ДКБ.docx

— 232.58 Кб (Скачать)

    Фаза 3 (1997 - 1999 гг.). В начале 1997 г. обострилась проблема невозвратных кредитов у городских банков и банков долгосрочного кредитования.

    Денежными властями Японии были приняты следующие меры:

    - Во-первых, была создана новая система надзора за финансовыми учреждениями. С 1 апреля 1998 г. в Японии была объявлена реформа банковского законодательства. Вступил в силу новый Закон «О Банке Японии», который предоставил центральному банку значительную степень независимости.

    - Во-вторых, скорректирована монетарная политика Банка Японии.

    - В-третьих, расширены права и виды деятельности коммерческих банков. Реформа совпала с либерализацией валютного законодательства. Было отменено большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала.

    - В-четвертых, для проведения реорганизации банковского сектора начали выделяться бюджетные ассигнования.

    - В-пятых, начала создаваться правовая база по реструктуризации банковского сектора. В октябре 1998 г. парламентом было принято два новых закона: закон «О финансовом оздоровлении» (Financial Revitalization Law) и закон «О своевременном укреплении финансовых функций» (Financial Function Early Strengthening Law).

    Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков.

    Однако принятие стандартных общепринятых в мире методов оздоровления банковского сектора (списание «плохих» долгов и рекапитализация банков) не принесли желаемых результатов. Кризис выявил несовершенство структуры банковской системы Японии, ее замкнутость, недостаточность собственного капитала у банков, отсутствие квалификационного менеджмента и слабость системы надзора за банками.

    Фаза 4 (2000 - 2004 гг.). Разработанная правительством программа финансового оздоровления на период 2001 - 2003 гг. предполагала проведение фундаментальных изменений, как в структуре, так и в деятельности банковского сектора. Ключевым звеном была признана очистка балансов банков от «плохих» долгов.

    Были сделаны следующие серьезные шаги.

    - Создан постоянный правовой механизм по выходу банков из кризиса.

    - Состав участников программы санации банковской системы был расширен. В нее были включены не только коммерческие банки, но и частные депозитные учреждения кооперативного типа.

    - В марте 2001 г. Банк Японии объявил о введении политики количественного смягчения (quantitative easing policy). В период 2001 - 2006 гг. основные усилия центрального банка были направлены на борьбу с дефляционными процессами в экономике.

    - С целью повышения капитализации банков Банк Японии начал использовать экстраординарные меры. В период 2002 - 2004 гг. он скупал акции крупных корпораций из инвестиционных портфелей банков на фондовом рынке.

    Предпринятые правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних рынках (особенно США) привел к росту экспорта товаров. Он стал движущей силой восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе. Этому способствовало усиление контроля за банками и совершенствование регулирования их деятельности со стороны надзорных органов.  
 
 
 
 

3.2.2. Кризис 2008 года. 

    Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В условиях относительной стабильности в финансовом секторе реальный сектор экономики Японии демонстрировал снижение темпов роста. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.

    В отличие от финансового кризиса 90-х годов этот кризис был вызван не внутренними, а внешними факторами, связанными с развитием процесса финансовой глобализации, а также с крахом рынка недвижимости и рынка секьюритизации в США. Сложность поиска путей по выходу из него связана с его многогранностью и необходимостью решения проблем как внешнего, так и внутреннего характера. К началу кризиса 2008 г. Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, сформированную систему страхования вкладов населения, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 г. надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.

    С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 г. нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того, в качестве временных были приняты меры по рекапитализации банков, реструктуризации долгов и финансовой поддержке корпоративного сектора.

    Антикризисные меры включали три основных направления:

    1)Использование политики процентной ставки. С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %.

    Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке (около 0,5%) и действующий уровень базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся экономической ситуации. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении целевого ориентира краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.

    В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.

    2) Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций.

    С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн. иен, что выше исторического среднего уровня.

    Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:

    - были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций.

    - стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн. иен.

    В конце 2008 г. в список контрагентов Банка Японии по операциям РЕПО с краткосрочными обязательствами крупных корпораций был включен Банк Развития Японии.

    3) Меры по стабилизации банковского сектора.

    С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн. иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.

    Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность.

    С начала 2009 г. был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции.

    В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности привлечения городскими и региональными банками дополнительных ресурсов в рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн. иен (лимит на один банк составляет 350 млрд. иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения.

    Вместе с тем, учитывая глобальный характер кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремился координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:

    - заключение двусторонних валютных своп-соглашений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд. дол. США В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд. дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;

    - взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд. дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд. дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.

    В настоящее время японская банковская система движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского сектора, способного противостоять внешним рискам, и банков, способных координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса.

Процесс реформирования банковского сектора  Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

  1. Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами;
  2. Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами.

Информация о работе Банковская система Японии