Финансовые услуги коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена следующим. Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.

Содержание

Введение 2
1. Лизинг: понятие, механизм, разновидности 3
1.1 Преимущества лизинга
1.2 Основные виды лизинга
2. Факторинг, характеристика его видов 13
3. Трастовые услуги, виды траста 16
4. Стоимость финансовых услуг коммерческих банков.
Заключение 24
Литература 25
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Финансовые услуги коммерческих банков.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Договор финансирования под уступку денежного  требования является новым для нашего правопорядка. В его основе лежат  хорошо известные практике развитого  рыночного оборота отношения  факторинга.

     Речь  идет о предпринимательских отношениях, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидаясь его исполнения, уступает данное требование банку или иной коммерческой организации (финансовому агенту - фактору) в обмен на получение денежных средств. Разумеется, фактор оплачивает такое требование кредитору не в полной сумме (имея в виду риск его возможной неоплаты должником) или предоставляет кредит, рассматривая данное требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата. При этом учитывается и необходимое вознаграждение фактору.

     Факторинговые операции возникли на основе коммерческого  кредита, который предоставляется  продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

     В операции факторинга обычно участвуют  три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

     Операция  факторинга заключается в том, что  факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной  оплаты до 80% стоимости отфактурованных  поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. 
 
 
 
 

     3. Трастовые услуги, виды траста 

     Эволюция  понятия "траст". В недавнем прошлом  это английское слово в русском  языке звучало как "трест". Концепция  доверительной собственности зародилась в гражданском праве, где исторически  ею пользовались для регулирования  отношений в ходе управления, которое осуществлял опекун в отношении имущества недееспособного лица, например ребенка. Чтобы сохранить это имущество и обеспечить получение от него дохода, опекун должен совершать такие действия, которые обычно присущи собственнику. Но при этом ему следовало иметь в виду не собственную выгоду, а выгоду своего подопечного. (Именно такие отношения побудили некоторых специалистов переводить слово "траст" как "опека"; этот термин встречается в литературе и поныне.)

     За  неправильные, а тем более недобросовестные свои действия, а равно за бездеятельность опекун должен был отвечать своим имуществом либо перед опекаемым (например, когда опекаемый ребенок подрастет), либо перед государственным опекунским органом, который назначил опекуна.

     Траст может учреждаться не только в отношении имущества недееспособного лица. Он может возникать также по договору между собственником имущества и выбранным им лицом, которому первый поручает управление своим имуществом. Например, в США и ряде других западных стран институт траста используют некоторые состоятельные лица, желающие сохранить благоприятные природные особенности принадлежащих им лесов, земель и вод. Они передают эту недвижимость хорошо зарекомендовавшим себя профильным общественным организациям, с тем чтобы те бессрочно управляли ею при соблюдении известных правил охраны природы, допуская посетителей и проведение научных исследований (нередко договор траста заключается завещателем - лицом-учредителем).

     Некоторые общественные фонды с той же целью  получают от любителей природы пожертвования: деньгами и недвижимостью. В этом случае жертвователи могут оказаться лишь номинальными участниками договора траста. Например, если на пожертвованные ими деньги соответствующий фонд выкупит ценное природное угодье и возьмет его в свое управление, то при этом денежное пожертвование должно "раствориться" в той недвижимости, которую приобретет фонд, а права жертвователя как учредителя фонда окажутся практически недействующими.

     В роли доверительного собственника могут  выступать органы власти разного уровня, которые расходуют на цели охраны природы как частные пожертвования, так и бюджетные деньги. При этом не только выкупаются новые (ценные в природном отношении территории), но и приобретаются сервитуты на частных землях с целью предохранить эти земли от застройки и другой нежелательной трансформации.

     Чтобы обойти антимонополистические законы, участники треста (траста) формально  не сливались в одну компанию, а  передавали управление своим имуществом ими же создаваемому обществу. Но последнее  в этом случае не было независимой компанией; под ее видом учредители фактически создавали лишь правление для своего объединенного предприятия, которое они, однако, наделяли правами юридического лица (создавая тем самым видимость отказа от слияния учредителей в единую монополию и сохранения каждым учредителем своей самостоятельности). Таким путем они обходили запреты против слияния конкурирующих предприятий, ведущего к монополизации рынка. Как известно, подобные "тресты" вызвали негативную реакцию в американском обществе и побудили Конгресс США принять в первые десятилетия XX в. специальное антитрестовское законодательство.

     В современной России ГК РФ предусмотрен весьма близкий к трасту институт доверительного управления. Этим институтом нередко пользуется государство, обладающее в смешанных предприятиях пакетом акций, который требует специального управления. Обычно государство выбирает для этого доверенное лицо (или компанию), которому и поручает осуществление своих прав и обязанностей, связанных с владением определенной долей акций. Но доверительное управление в надлежащих случаях не запрещается учреждать и частным лицам.

     Траст в экономической политике. Гражданско-правовую концепцию траста своеобразно восприняли некоторые страны англосаксонского права, перенеся ее в политическую область и распространив некоторые ее правила на сферу государственной деятельности. В области государственного (конституционного) права доктрина траста стала означать, что правительство страны (или орган власти иного уровня) управляет своей собственностью, в том числе принадлежащими ему природными ресурсами, не с целью пополнения казны, а в интересах народа. При этом коммерческие (и иные) сделки с государственным имуществом признаются незаконными, если они лишают народ традиционных видов пользования природными ресурсами.

     Принадлежащие государству (местным властям) ресурсы  могут передаваться в пользование  за плату, но которая, как правило, не должна превышать затрат соответствующих  властей на хозяйственное управление, она не должна исходить из рыночной конъюнктуры (позволяющей повышать эту плату).

     Вместе  с тем если за ценные природные  ресурсы конкурируют крупные  частные компании, то признание договора траста не препятствует государству  сдавать их в аренду (разработку) за наиболее высокую цену.

     Тогда же обнаружилось хищническое (бесплатное) использование частными лицами государственных  лесов. Все это побудило государство  оставить в своей собственности  не розданные еще земли, включая  лесные массивы; в лесах было организовано хозяйство, предусматривающее получение коммерческих прибылей от заготовок древесины (поскольку во многих районах страны она стала дефицитной). Тем не менее крупные лесные массивы предназначались для бесплатного пользования (национальные парки); на вырубку некоторых лесов был наложен запрет ради сохранения обитающих в них редких видов животных или в интересах туристов.

     Надо  сказать, что если коммерческие доходы государства от принадлежащих ему  ресурсов считаются общественностью  в США подозрительными и требующими специального обоснования, то у местных властей в отличие от этого более либеральные позиции. Так, при первоначальной нарезке земель, предназначавшихся для раздачи фермерам, на выделенной для этой цели территории выделялся свободный участок, не подлежащий передаче в частную собственность. Право собственности на такие участки получали местные власти. Предполагалось, что когда население уплотнится и спрос на землю возрастет, органы самоуправления будут сдавать эти участки в аренду, а на вырученные средства содержать школы. Таким образом, получение местными властями коммерческих доходов ради финансирования школьного образования считалось оправданным. (По-видимому, как хозяйственное мероприятие идея сдачи в аренду свободных земельных участков, находящихся в публичной собственности, себя не оправдала, поскольку в настоящее время свои расходы на школы местные власти покрывают с помощью налога на недвижимость).

     В СССР по отношению к государственной  собственности возможность заключения договора доверительного управления официально никогда не признавалась и формально даже не обсуждалась. Она не поддерживалась и судебной системой, поскольку споры по ценообразованию (а точнее, жалобы на неправильные розничные цены, установленные государством) рассматривали органы ценообразования, а не суды. Что касается споров об уровне оптовых цен между хозяйствующими субъектами, то их нередко разрешали государственный арбитраж или те же органы ценообразования.

     Тем не менее идеологически и фактически государственная система в СССР - осознанно или неосознанно - во многих случаях исходила именно из этой доктрины. Факты извлечения государственными предприятиями коммерческих прибылей из своей хозяйственной или производственной деятельности, если они были предметом рассмотрения органов ценообразования, признавались неправильными и подлежащими исправлению. Идеологически неприемлемыми считались бы и коммерческие доходы государства от принадлежащих ему земель и других природных ресурсов, если бы таковые проявились в хозяйственной практике. Получение государственными предприятиями и организациями избыточных доходов, сверхприбылей считалось предосудительным.

     Наоборот, от государства ожидали бескорыстного  управления принадлежащими ему природными ресурсами. Так, немалая часть земель лесного фонда была недоступна для  лесозаготовок, поскольку на них размещались заповедники и заказники, создавались зоны отдыха и другие "бездоходные" объекты. Молевой сплав на многих реках прекращался ради сохранения рыбных запасов.

     Все эти устоявшиеся представления  о недопустимости получения кем-либо избыточных доходов от хозяйственной деятельности подверглись серьезной ревизии в Российской Федерации после отказа от экономической доктрины социализма как от официальной идеологии. Приватизация большого числа государственных предприятий и целых отраслей народного хозяйства привела к тому, что многие вопросы ценообразования перешли в ведение частных фирм и других хозяйствующих субъектов. Государственный контроль за ценами был практически отменен. Цены на многие товары и услуги могут устанавливаться теперь в соответствии с конъюнктурой рынка, а это означает, что они способны обеспечивать продавцам не только "хозрасчетные", но и коммерческие прибыли. Кроме того, предприятиям-монополистам удается закладывать в свои цены так называемую инвестиционную составляющую, которая носит субъективный характер и способна приносить монополистам неоправданно высокие прибыли.

     Относительно  и абсолютно повысились цены на продукты сырьевых отраслей (которые прежде искусственно занижались); это обеспечивает государству как собственнику массы природных ресурсов получение рентных доходов от их эксплуатации. Как известно, рентные доходы относятся к разряду нетрудовых. Тем самым государство попадает в список хозяйствующих субъектов, которые могут быть названы предпринимателями коммерческого типа.

     Договор доверительного управления государственным  имуществом, при котором доверенное лицо по договору не преследует цели получения  собственной прибыли, препятствует нерациональному использованию  природных ресурсов. В этом, как  представляется, состоит ее положительное социально-экономическое значение. Поэтому включение проблем траста в круг обсуждаемых научных концепций послужит в отечественных условиях лишь на пользу дела. Таковы, как представляется, "внутренние" перспективы у этой доктрины. Но у нее есть и международный аспект.

     Государственная ценовая политика в отношении  принадлежащих государству ресурсов может ориентироваться в более  широком плане не столько на внутренний, сколько на внешний рынок. Так, некоторые  влиятельные экономисты давно требуют (а частично и добиваются), чтобы внутренние цены на нефть и газ (выгодные статьи экспорта) ориентировались на мировые цены, ибо они, в соответствии с установленным валютным курсом, значительно превосходят внутренние рублевые цены. Если последние "вывести" на уровень мировых, то казна получит значительную прибавку за счет повышения рентных платежей от нефтяных и газовых компаний, эксплуатирующих принадлежащие государству месторождения углеводородов. В нашем контексте это равносильно резкой коммерциализации хозяйственного управления государством принадлежащими ему запасами нефти и газа.

Информация о работе Финансовые услуги коммерческих банков