Фондовая биржа РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем формирования и деятельности фондовых бирж в Республике Казахстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные этапы развития фондового рынка в РК;
определить сущность и цели фондовой биржи;
выявить основные проблемы формирования фондовых бирж в РК.

Работа содержит 1 файл

курсовая переделал.docx

— 398.99 Кб (Скачать)

      В настоящее время стоит вопрос об укрупнении казахстанских бирж, создании такой системы, в которой  все операций, происходящие через  биржу, были бы без рисковые для клиентов. Ведь дальнейшие перспективы казахстанского рынка ценных бумаг во многом зависят от степени развития фондовых бирж в нашей стране. А для этого необходимо устранить ряд первоочередных проблем.

      Республика  Казахстан на данный момент находится  в положении страны с невысоким  инвестиционным уровнем. Поэтому главной  задачей страны является достижение роста экономики, а это позволит увеличить объемы вложений в ценные бумаги. Необходимо расширить инфраструктуру фондового рынка: возродить фондовые биржи и создать внебиржевые  организационные системы.

      Успех деятельности на фондовой бирже во многом зависит от оперативности  получения финансовой информации. А  в настоящее время на биржах Республике Казахстан информация об эмитентах  и их ценных бумагах раскрывается недостаточно полно. Особенности национального  фондового рынка в решающей мере зависит от его мощности как своеобразного  генератора информации. «Согласно классического  определения Юджина Фамы «эффективный фондовый рынок» - это рынок перспективный  в переработке информации. Информационная эффективность казахстанского фондового  рынка на три порядка ниже американского.

      В будущем необходимо повысить уровень  организации фондовых бирж, создать  прекрасно действующую систему  защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать  государственное регулирование  фондовой биржи, расширить связи  с фондовыми биржами развитых стран.

      Только  при решении этих проблем казахстанский  фондовый рынок может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, - инструментом для перелива капитала из финансовой сферы в промышленную.

      Анализ  мировых тенденций развития рынка  ценных бумаг страдал бы излишней абстракцией, если не попытаться оценить  мировой опыт с точки зрения его  использования в Республике Казахстан.

      В настоящее время рынок ценных бумаг переживает неблагоприятный  период. Это было вызвано целым  комплексом как объективных, так  и субъективных факторов. В Республике Казахстан продолжают функционировать  многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в настоящее  время является весьма туманным.

      В отличие от рынка ценных бумаг, который  в том или ином виде будет в  Республике Казахстан сохранен, судьба организаторов торгов может сказаться  более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода  оживления рынка, или им не будет  сказана поддержка (причем под поддержкой мы понимаем не только и не столько  собственно их финансирование), то в  будущем казахстанский рынок  ценных бумаг может перейти под  контроль иностранных бирж и организаторов  торгов. Тем более что уже сегодня  ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направлении «(так, в  Вене создана биржа, которая будет  специализироваться на организации  рынков акций восточноевропейских  эмитентов, включая Казахстан; уже  сейчас депозитарные расписки на акции  казахстанских эмитентов торгуются  в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине)».

      Рассматривая  проблему развития казахстанского фондового  рынка, следует выделить ее составные  части – политику самих бирж и  политику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

      Политика  бирж. В Республике Казахстан развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило  в двух направлениях - создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных  институтов, формирующих рынки различных  финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг - от организации торгов до осуществления клиринга и обеспечения  расчетов, как по ценным бумагам, так  и по денежным средствам.

      Примером  первого направления является ЗАО  «Центральный депозитарий ценных бумаг», второго - Акционерное общество «Казахстанская фондовая биржа».

      Сохраняются различия в организационно-правовой форме организаторов торгов. В  соответствии с действующим законодательством  Республики Казахстан и принципами государственного регулирования наложены жесткие ограничения на организационно-правовую форму отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      Что касается технологического аспекта, то в данной области в Республике Казахстан отмечается редкое единство - все биржи и торговые системы  используют электронные торговые системы, а не механизм зального голосового аукциона. В плане регионального  охвата все ведущие площадки Республике Казахстан благодаря электронным  технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами  и пытаются более или менее  успешно привлекать региональных участников.

      Таким образом, можно отметить, что на деятельность казахстанских бирж влияют мировые  достижения и тенденции. Это вселяет  надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе  выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные у слуги с меньшими издержками.

      Политика  государственных органов регулирования  казахстанского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание Республике Казахстан от мировых тенденций, а порой просто консервация отдельных моделей организации рынка, возраст которых насчитывает уже десятки лет. В качестве отдельных примеров можно привести особую приверженность казахстанских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-правовой формы). Сохранены ограничения на совмещение ряда видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мнение профессиональных участников откровенно игнорируется регуляторами рынка ценных бумаг.

      Надежда на оптимистический прогноз казахстанского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет  сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).

 Последствия  террористического акта произошедшего  11 сентября 2001г. сказались и на  работе Казахстанской фондовой  биржи. Так из-за повреждения  линий связи, «The Bank of New-York» не мог полноценно проводить платежи. А он является одним из основных расчетных банков Казахстанской фондовой биржи. «Это ударило по казахстанским банкам. Валютные торги оказались под угрозой срыва». 

    3.2 Деятельность и анализ операций с ценными бумагами на Казахстанской фондовой бирже

     Рынок негосударственных ценных бумаг (НЦБ)

     Сектор  первичных размещений:

     27 и 28 января 2005 года в торговой  системе Казахстанской фондовой  биржи (KASE) были продолжены специализированные  торги по первичному размещению  субординированных облигаций АО  «Народный сберегательный банк  Казахстана» седьмого выпуска.  Данный выпуск является четвертым  в рамках первой облигационной  программы банка, зарегистрированной  Агентством Республики Казахстан  по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых  организаций 04 мая 2004 года. На  торгах эмитент планировал разместить  облигации на сумму номинальной  стоимости 930,0 млн. тенге, что  составляет 23,3% от зарегистрированного  объема выпуска. Предметом торга  являлась чистая цена. Торги проводились  расчетами по схеме Т+0.

      В течение описываемого периода данными  облигациями на KASE заинтересовались три члена биржи (субъекты пенсионного  рынка и банки второго уровня), которые за два дня подали в  торговую систему KASE три лимитированных заявки на покупку 930 млн. облигаций  на сумму 903 837 090,00 тенге по 8,00% годовых  к погашению для покупателя. Эти  параметры спроса устроили эмитента, который удовлетворил все заявки в полном объеме, разместив тем  самым планируемый объем.

      28 января 2005 года АО «Народный сберегательный  банк Казахстана» сообщило официальным  письмом на KASE, о том что в  этот день банк завершил размещение HSBKb7 в полном объеме. Подтвердив  продажу 57% выпуска на открытом  организованном рынке эмитент  сообщил, что остальные бумаги (43%) были размещены им по подписке  вне биржи. По итогам всего  размещения 16,1% выпуска выкупили  банки второго уровня, 57,1% – субъекты  пенсионного рынка Казахстана  и 26,8% – прочие компании.

      Сектор  купли-продажи:

      В секторе купли-продажи НЦБ за исследуемый период на KASE заключено 90 сделок на сумму $31 983,6 тыс. или 4 169,8 млн. тенге. По сравнению с предыдущим периодом (77 сделок, $41 149,3 тыс. или Т5 353,9 млн.), оборот сектора снизился на 22,3%.

      Рынок корпоративных облигаций по сравнению  с предыдущим периодом сократил оборот на 25,8% или на $9 722,3 тыс. Количество сделок выросло с 35 до 46, а число вовлеченных  в сделки инструментов снизилось  на один. На долю прямых (договорных) сделок пришлось 23,9% операций в количественном и 22,2% в объемном выражении (5,7% и 2,5% соответственно на прошлой неделе).

      Рынок акций за анализируемый период незначительно  активизировался. Объем сделок увеличился на 16,1% или на $556,6 тыс. Число акций, вовлеченных в сделки, выросло  с 12 до 14, а количество сделок – с 42 до 44. При этом 61,4% сделок в количественном выражении и 89,1% в объемном были договорными (прямыми), тогда как в предыдущем периоде данные показатели составили 31,0% и 36,7% соответственно. Рост объема прямых сделок объясняются традиционными  причинами – заключительными  проводками января.

      Всего на торговых площадках KASE по НЦБ за анализируемый период, включая сектор первичных размещений, заключено 93 сделки на общую сумму $38 911,9 тыс. (Т5 073,6 млн). В предыдущем периоде объем  операций достиг $48 610,4 тыс. (Т6 324,3 млн) (таблица 2).

      Рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ)

      Сектор  первичных размещений:

      27 января 2005 года в торговой системе  KASE состоялись специализированные торги по размещению ГЦБ Министерства финансов Казахстана. Размещались государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства МЕУЖКАМ, которые могли покупать только пенсионные фонды Казахстана. Помимо того, что Минфин проводил первое размещение своих облигаций на открытом организованном рынке, торги были знаменательны и другой особенностью. Впервые в истории казахстанского рынка ГЦБ заявки на покупку казначейских обязательств подавались открытым способом. Участники торгов имели возможность видеть ценовые параметры всех поданных в торговую систему KASE заявок и при необходимости могли корректировать цены своего спроса.

      Всего в торгах приняло участие 8 первичных  дилеров, в качестве которых выступали  члены KASE категории «К». Через этих субъектов рынка инвесторы подали 84 заявки (58 лимитированных и 26 рыночных), из которых к истечению времени подтверждения активными остались 39 заявок (в том числе 23 лимитированные и 16 рыночных). Общий объем подтвержденных заявок (объем спроса) достиг 45 690,0 млн. тенге, в том числе 27 275,0 млн. тенге конкурентного и 18 415,0 млн. тенге неконкурентного (рыночного) спроса. Общий объем спроса превысил предложенный объем облигаций в 2,5 раза, что заставило участников размещения жестко конкурировать между собой, играя на понижение фиксированной ставки и демонстрируя тем самым готовность покупать бумаги практически на любых условиях. Фиксированная купонная ставка в поданных лимитированных заявках, оставшихся активными на момент окончания времени подтверждения, варьировала от 0,01% годовых до 0,50% годовых и в средневзвешенном выражении по конкурентному спросу ровнялась 0,1984% годовых.

      Сектор  купли-продажи:

      В секторе купли-продажи ГЦБ на KASE за исследуемый период суммарный объем 86 заключенных сделок достиг 13 825,0 млн. тенге ($105 948,5 тыс.). Соответствующий показатель предыдущего периода – 8 072,5 млн. тенге ($62 059,2 тыс.).

      Ключевую  роль в росте объема биржевых сделок с ГЦБ сыграло размещением  МЕУЖКАМ. Готовясь к нему, пенсионный фонды активизировались в продаже  МЕОКАМ, что привело к троекратному увеличению их оборота. При этом нужно  отметить, что продавцам удалось  удержать цены и в ряде случаев  даже сыграть на повышение, добившись  некоторого падения доходности среднесрочных  облигаций для покупателя (таблица 1).

      Доля  биржевого оборота в общем  объеме казахстанского вторичного рынка  ГЦБ по сопоставимым операциям купли-продажи  не превысила в анализируемом  периоде 97,1%, в предшествующем она  составила 99,5%.

      С 20 января 2005 года вступило в силу постановление  Правления АФН от 27 ноября 2004 года № 336 «О внесении дополнений и изменений  в постановление Правления Агентства  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций от 15 марта 2004 года № 63 «О требованиях к эмитентам  и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а  также к отдельным категориям списка фондовой биржи» (Постановление).

      Дополнения  и изменения, введенные Постановлением, наряду с редакционными и уточняющими  правками, заметно корректируют требования к эмитентам - резидентам Казахстана, чьи ценные бумаги допускаются или  уже допущены к обращению на KASE в рамках официального списка ценных бумаг. Основные изменения касаются списка категории «В» и делают предъявляемые к эмитентам требования более мягкими. Согласно Постановлению KASE должна привести свои внутренние документы в соответствие с новыми требованиями в срок до 01 апреля 2005 года. Эмитенты, не соответствующие требованиям Постановления, должны привести свои показатели в соответствие до 01 января 2006 года.

      С 31 января 2005 года для своевременного исполнения маркет-мейкерами своих  обязательств по объявлению и поддержанию  обязательных котировок НЦБ и  ценных бумаг местных исполнительных органов в торговой системе KASE (ТС) по данным финансовым инструментам введен режим приема предварительных заявок. Возможность подачи предварительных заявок предоставлена всем участникам торгов (не только маркет-мейкерам) с 10:00 до 11:30 алматинского времени. Отныне если в момент открытия торгов по любому финансовому инструменту ТС обнаруживает встречные предварительные заявки, совпадающие или пересекающиеся по ценам финансового инструмента, торги (при их открытии в заданное действующим регламентом время) автоматически переводятся в режим франкфуртского аукциона (в том числе и по облигациям) с целью предотвращения возможности заключения сделок нерыночного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фондовая биржа РК