Функции Центрального Банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подтверждение знаний по курсу «Деньги, кредит, банки» и умение применять их на практике, а также способность проводить расчеты и анализ эффективности кредитов для предприятий.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть и изучить функции ЦБ РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. «ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»……………………………………………………………….. 5
Сущность ЦБ и история развития……………..……………….. 5
Сущность Центрального банка……………………..….... 5
Краткая история развития Центрального банка РФ…… 6
Источники банковского права…………………………… 18
Цели, задачи, функции и операции ЦБ РФ……………..…… 20
Цели и задачи Центрального банка……………..…… 20
Функции Центрального банка…………………………. 22
Операции Центрального банка………………..……….. 25
Заключение по теоретической части……………………………………. 29
ГЛАВА 2. ГЛОССАРИЙ……..…………………………………………… 33
ГЛАВА 3. Расчетная часть «Обоснование эффективности кредита для ОАО «ВМП «АВИТЕК»….....…………………………………………….. 38
3.1. Описание предприятия……………………………………………….
3.2. Сфера и виды деятельности………………………………………….
3.3. Основные технико-экономические показатели деятельности……
3.3.1.Основные средства………………………………………………….
3.3.2. Оборотные средства………………………………………………..
3.3.3. Трудовые ресурсы………………………………………………….
3.3.4. Рентабельность……………………………………………………..
3.4. Финансовые результаты деятельности ООО «ИнвестФорэст»…..
3.5. Обоснование необходимости получения кредита для ....................
3.6. Обоснование расходов по проекту, для которого планируется взять кредит………………………………..………………………………
3.7. Порядок предоставления кредита…………………………….…….
3.8. Финансовый аспект получения кредита …………………………..
3.9. Расчет экономической эффективности полученного кредита.….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………...………
Приложения………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.doc

— 760.00 Кб (Скачать)

 Денежно-кредитная  политика Банка России была  ориентирована на поддержание  финансовой стабильности и формирование  предпосылок, обеспечивающих устойчивость  экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.    

 В результате взвешенной  денежно-кредитной политики и  политики валютного курса, проводимой  Банком России, увеличились золотовалютные  резервы Российской Федерации,  нет резких колебаний обменного курса.   

 Деятельность Банка  России в области развития  платежной системы была направлена  на повышение ее надежности  и эффективности для обеспечения  стабильности финансового сектора  и экономики страны. С целью  повышения информационной прозрачности  в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.    

 В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).    

 Предусматривается  реализация комплекса мер, включая  обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.   

 Повышенное внимание  Банк России уделяет ряду проблем.  Одна из них связана с тем,  что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.    

 Еще одна проблема, которой Банк России уделяет  повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.    

 С целью противодействия  использованию банками разного  рода схем для искусственного  завышения или занижения значения  обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".    

 В связи с расширением  круга кредитных организаций,  предоставляющих населению ипотечные  кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.   

 С принятием Федерального  закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.   

 В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.   

 В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.   

 В настоящее время  в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.   

 В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".   

 В соответствии  с этим документом основной  целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу  (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.   

 Основными задачами  развития банковского сектора  являются:   

- усиление защиты  интересов вкладчиков и других  кредиторов банков;   

- повышение эффективности  осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;    

- повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;    

- предотвращение использования  кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);   

- развитие конкурентной  среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;    

- укрепление доверия  к российскому банковскому сектору  со стороны инвесторов, кредиторов  и вкладчиков.   

 В 2008 году, в связи  с кризисом ипотечного кредитования  в США и острым дефицитом  ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.   

 Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.   

 В условиях мощного  оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.   

 С целью пополнения  банковской ликвидности неоднократно  принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.   

 Был создан временный  механизм поддержания межбанковского  рынка в условиях кризиса, который  предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.   

 Для быстрого и  масштабного пополнения рублевой  ликвидности банковской системы  был разработан механизм предоставления  Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).   

 Одним из способов  увеличения капитала банков стало  предоставление им за счет  государственных средств субординированных  кредитов. Кроме того был разработан  механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.   

 Совместно с Агентством  по страхованию вкладов Банк  России провел большую работу  по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.   

 Банк России предоставлял  кредиты на льготных условиях  крупным финансово устойчивым  банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.   

 В течение 2010 г.  по мере улучшения ситуации  в банковском секторе Банк  России постепенно сворачивал  специальные антикризисные механизмы.  К концу 2010 г. было полностью  прекращено предоставление Банком  России кредитов без обеспечения.   

 В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся  инфляции, низкого совокупного спроса  на товары и услуги, вялого  роста банковского кредитования  Банк России четыре раза принимал  решения о снижении своих процентных  ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.   

 С середины 2010 г.  макроэкономическая ситуация начала  изменяться. Начиная с августа  инфляция стала расти. В конце  декабря на фоне растущей инфляции  было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.    

 В начале 2011 года  Банк России продолжил ужесточение  денежно-кредитной политики. В целях  снижения инфляции в январе  было принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

 

Известно, что от состояния  банковской системы зависит авторитет  государства и успех всех проводимых экономических реформ. В современных  условиях нормализация состояния банковской системы является залогом политической стабилизации.

В настоящее время  в России сформирована двухуровневая  банковская система.

Становление банковской системы, адекватной рыночному хозяйству, идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой – контролирующий и регулирующих их деятельность Центральный банк, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками. Взаимоотношения между этими звеньями строится на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Центрального банка (ЦБ) не противоречит законодательству о банках; ЦБ административно не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой надзора и управления системой расчетов в стране3. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний,  уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Информация о работе Функции Центрального Банка Российской Федерации