Функции и роль центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Как известно, любая структура зарождается тогда, когда в ней возникает необходимость. Создание центральных банков стало новой ступенью в развитии мировой экономики. Своим появлением они были призваны решить сложнейшую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем более развитыми становятся капиталистически-рыночные отношения, тем разрушительнее оказывается их стихийный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..4
1 Понятие и сущность центрального банка……….……………………………….6 1.1 Понятие центрального банка, его цели и задачи………….……......………….6
1.2 Функции центрального банка и их роль в экономике………………………...9
2 Национальный банк Республики Беларусь…………………..…………………13
2.1 Цели, задачи и структура Национального банка………………………..........13
2.2 Функции Национального банка….……………………………………………17
3 Денежно-кредитная политика центрального банка…………..……..…………20
3.1 Цели и монетарные режимы денежно-кредитной политики………………..20
3.2Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики….24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………......30
Приложение А……………………………………………………………………...32
Таблица А.1 – Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за последние 5 лет……………………………………………………....32
Таблица А.2 – Нормативы обязательных резервов Национального банка….....33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теме Центральный банк.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Таким образом, Национальный банк – это центральный банк и государственный орган республики, действующий исключительно в ее интересах.

Создание Национального банка Республики Беларусь на базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР можно считать новым этапом в развитии банковской системы страны. В декабре 1990 года были приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", регламентирующие деятельность Национального банка [12].

Применительно к центральному банку страны, как и к любому другому институту, необходимо различать основные цели и задачи его деятельности.

Статья 25 Банковского кодекса гласит: «Основными целями деятельности Национального банка являются:

1)     защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам,

2)     развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь,

3)     обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка» [1].

Принятый Банковский кодекс несколько скорректировал приоритеты деятельности Национального по сравнению с ранее действующим законодательством, более приблизив их к основным целям деятельности центробанков развитых стран. Так в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь» цели деятельности банка подразделяются на главную и подчиненные ей. Главная цель политики Национального банка определена как обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильных цен. К подчиненным целям относится обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования стабильной денежно-кредитной системы и поддержка общей экономической политики Правительства.

Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.

Проводимая несколько лет назад политика по поддержанию положительного уровня реальных процентных ставок смогла повысить доверие к белорусскому рублю, а субъекты хозяйствования и особенно население стали отдавать предпочтение сбережениям в национальной валюте.

Однако на сегодняшнем этапе, в период мирового финансового кризиса, выполнение всех вышеперечисленных целей сопряжено с рядом трудностей и проблем. Несмотря на это, Национальный банк Республики Беларусь сумел вовремя принять необходимые меры, чтобы успешно противостоять экономическим катаклизмам и достичь реализации поставленных целей.

Так Правительство нашей страны было вынуждено привлечь кредит МВФ в размере 3,5 млрд. долларов США, последний транш которого был получен в конце марта этого года. Все кредитные ресурсы зачислены в состав золотовалютных резервов страны и используются для поддержания курса национальной валюты, что позволяет обеспечить ее относительную стабильность. Также Национальным банком 2 января 2009 года была проведена двадцатипроцентная девальвация белорусского рубля [23, с.9].

В 2009 году в Республике Беларусь проводилась политика курсообразования, основанная на привязке курса белорусского рубля к стоимости корзины, состоящей из трех иностранных валют – доллар США, евро и российский рубль. При этом колебания курса ограничивались в пределах +/- 10 процентов по отношению к центральному значению, установленному со 2 января 2009 года. Принятые меры позволили избежать катастрофического отклонения курса белорусского рубля от стоимости корзины иностранных валют. Прирост индекса потребительских цен за 2009 год составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 год (13,3%) и 2007 год (12,1%)[20,с.9].

Несмотря на трудности, Национальный банк также сумел поддержать эффективную работу банковской системы, укрепив надежность, безопасность и устойчивость банков.

Национальный банк постоянно осуществляет ряд мер по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В частности, вновь разработаны либо усовершенствованы нормативные документы, регламентирующие проведение межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка в условиях функционирования модернизированной системы BISS. Разработана нормативно-правовая база, определяющая обеспечение безопасности информации в автоматизированной системе межбанковских расчетов и т. д.  В 2009 году платежная система работала стабильно, обеспечив увеличение суммы платежей относительно 2008 года на 55,3 %[16,с.5]. Подробнее о методах достижения поставленных целей будет рассказано в третьей главе.

Согласование целей и задач государственной экономической политики является необходимым условием проведения адекватной и сбалансированной экономической политики. Таким образом, для реализации своих целей  Национальный банк призван решать следующие задачи:

1)     выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь,

2)     обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования денежно-кредитной системы,

3)     поддержка общей экономической политики правительства республики [1].

Однако самой главной задачей функционирования Национального банка является обеспечение высокого уровня жизни населения. Центральный банк страны организует свою работу таким образом, чтобы добиться увеличения реальных денежных доходов населения, розничного товарооборота и занятости населения.

Национальный банк – это единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Центральный аппарат Национального банка образуют департаменты, сформированные по принципу функционального назначения, куда входят управления и отделы. Согласно п. 63 Устава Национального банка его структуру определяет Совет директоров, он же утверждает руководителей структурных подразделений Национального банка.

На сегодняшний день центральный аппарат Национального банка состоит из шести блоков, курируемых первыми заместителями председателя Правления. На данном этапе развития банка эти должности занимают Ю.М. Алымов, П.В. Каллаур, Н.В. Лузгин и В.Я. Сенько [12].

В состав первого блока входят главные управления бухгалтерского учета и отчетности, регулирования банковских операций, финансово-экономическое, Главное управление по Минску и Минской области с Троицким отделением, отделениями в Молодечно и Борисове.

Второй блок объединяет главные управления внешнеэкономической деятельности, монетарной политики и экономического анализа, платежного баланса, Главное управление по Брестской области с отделениями в Пинске, Барановичах, Дрогичине.

Третий блок включает главные управления администрации, кадровой политики, безопасности и защиты информации, Главное управление по Могилевской области с отделением в Бобруйске.

Четвертый блок объединяет главные управления валютного регулирования и валютного контроля, банковского надзора, юридическое управление, Главное управление по Витебской области с отделениями в Орше, Полоцке.

В состав пятого блока входят главные управления международных операций, монетарных операций, Главное управление по Гомельской области с отделениями в Мозыре и Жлобине.

Шестой блок объединяет главные управления платежной системы, эмиссионно-кассовых операций, Главное управление по Гродненской области с отделением в Лиде, Центральное хранилище [14,с.35-36].

Под главными управлениями Национального банка понимают его территориальные подразделения, которые осуществляют реализацию денежно-кредитной политики Национального банка на определенной административно-территориальной единице. Главные управления не имеют статуса юридического лица и выполняют все свои функции от имени Национального банка.

Задачи и функции главных управлении определяются Типовым положением о Главном управлении Национального банка. Согласно этому документу функциями главного управления являются:

1)     организация оперативного учета и анализа состояния кредитных ресурсов, осуществление контроля за целевым использованием централизованных кредитных ресурсов,

2)     организация и регулирование наличного денежного обращения в соответствии с денежно-кредитной политикой Республики Беларусь,

3)     осуществление контроля за соблюдением филиалами банков требований законодательства,

4)     осуществление кассовых операций, регулирование денежного обращения в регионе,

5)     покупка и продажа на рынке ценных бумаг государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг Национального банка и др.

Применительно к данным функциям хотелось бы отметить существующие принципы разграничения полномочий центрального аппарата и его главных управлений. Центральный аппарат осуществляет свои полномочия в отношении всех действующих и вновь создаваемых республиканских банков, а также банков, по которым возбуждено дело о ликвидации или банкротстве. В то же самое время главные управления осуществляют функции надзора и регулирования деятельности банков в отношении филиалов республиканских банков [11,с.267-270].

Отделения Национального банка являются структурными подразделениями главных управлений. Основные функции отделений определены Положением об отделении Национального банка Республики Беларусь. В отличие от функций главных управлений функции отделений не столь многочисленны и носят в основном технический характер.

Из вышесказанного следует, что Национальный банк Республики Беларусь обладает развитой структурой, позволяющей ему успешно реализовывать проводимую денежно-кредитную политику и осуществлять реализацию поставленных целей и задач, которые подчинены исключительно интересам страны. Все подразделения банка работают слажено, что позволяет обеспечивать эффективную работу и добиваться запланированных показателей.

2.2 Функции Национального банка

Национальный банк Республики Беларусь выполняет ряд функций, подробный перечень которых приведен в статье 26 Банковского кодекса. Эти функции условно можно разделить на две группы, в зависимости от возложенных на Национальный банк целей.

Первая группа связана с необходимостью поддержания Национальным банком стабильности национальной денежной единицы на внутреннем и внешних финансовых рынках, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В рамках реализации этой цели Национальный банк осуществляет эмиссию денег, регулирование денежного обращения, кредитных отношений, валютное регулирование и валютный контроль и т.п.

Вторая группа функций Национального банка предопределена необходимостью реализации микроэкономической цели его деятельности – развития и укрепления банковской системы Республики Беларусь. В этом качестве Национальный банк осуществляет функции регулирования и надзора деятельности банков, устанавливает порядок осуществления банковских операций, то есть выступает в роли органа управления банковской системой, используя при этом преимущественно административные полномочия. 

Исходя из основных задач Национального банка, можно выделить следующие его функции:

1)     единый эмиссионный центр, пользующийся монопольным правом денежной эмиссии на территории Республики Беларусь, создающий и управляющий золотовалютными резервами,

2)     банк правительства, консультирующий, кредитующий и выполняющий функции финансового агента правительства,

3)     банк банков, осуществляющий рефинансирование банков в случае временного дефицита ликвидных средств,

4)     орган банковского регулирования и надзора, осуществляющий государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, регулирование и надзор банковской деятельности,

5)     орган стабильности национальной денежной системы, отвечающий за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики [11, с. 143-144].

Являясь эмиссионным центром, Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.    

Национальный банк также вводит в обращение новые банкноты. Так 15 июля 2005 года выпустил в обращение новую банкноту достоинством 100 000 рублей образца 2000 года [12].

Отрицательные моменты при реализации этой функции отнюдь не редкое явление. В пример можно привести 2002 год, когда эмиссионная накачка системы деньгами в конце того года с целью погашения задолжен­ности по зарплате вызвала повышенный спрос граждан на иностранную валюту. Тогда ситуацию на валютном рынке удалось стабилизиро­вать лишь за счет уменьше­ния золотовалютных резер­вов Национального банка более чем на 50 млн.USD.

Являясь «банком банков» Национальный банк осуществляет рефинансирование коммерческих банков для поддержания их ликвидности. Это функция является также одним их инструментов денежно-кредитного регулирования. Так Правлением Национального банка принято решение о снижении с 12 мая 2010 г. на 0,5 процентного пункта ставки рефинансирования до 12 процентов годовых (постановление от 5 мая 2010 г. № 141) [12].Данная мера реализована в рамках политики постепенного снижения общего уровня процентных ставок, проводимой на фоне усиления позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере нашей страны. Снижение стоимости заимствований в экономике будет способствовать расширению финансовых возможностей банков по предоставлению кредитов населению и повышению качества проводимых банковских операций, формируя тем самым благоприятные условия для ускорения экономического роста. Национальный банк Республики Беларусь также имеет возможность предоставлять кредиты банкам и с помощью других инструментов, которые будут рассмотрены позднее.

Информация о работе Функции и роль центральных банков