Электронные деньги

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследование сущности электронных денег и практическом анализе их появления и развития.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
* изучить историю развития электронных денег;
* исследовать понятие «электронные деньги», раскрыть сущность и содержание электронных денег через изучение их природы и функций;
* рассмотреть классификацию электронных денег;
* изучить общие принципы функционирования электронных денежных систем;
* проанализировать практику функционирования появившихся систем электронных денег, определить присущие им преимущества и недостатки;
* оценить возможное влияние электронных денег на денежно-кредитную систему;
* определить основные причины, сдерживающие развитие электронных денег;
* охарактеризовать основные перспективы развития электронных денег.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 6
1.1. Этапы появления и развития электронных денег 6
1.2. Сущность электронных денег 11
1.3. Классификация электронных денег 18
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ 26
2.1. Принципы функционирования электронных денежных систем 26
2.2. Анализ основных систем электронных денег 33
2.3. Влияния электронных денег на денежное обращение 37
2.4. Регулирование электронных денег: мировой опыт и
российская практика 40
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ДЕНЕГ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сравнительный анализ систем электронных денег и традиционных наличных 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристики популярных систем электронных
платежей в России 55

Работа содержит 1 файл

ДКБ.doc

— 933.00 Кб (Скачать)

     В данных условиях вопросы влияния электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков [6 с. 78].

     По мнению многих отечественных и западных экономистов, широкомасштабное внедрение ЭД в экономику способно оказать существенное влияние на показатели денежных агрегатов, в частности на агрегат M1. Существует также и противоположная позиция, согласно которой внедрение электронных денег не приводит к изменению совокупного денежного предложения, а следовательно, нет и оснований для выделения их как новой формы денег и включения в состав денежных агрегатов [13, с. 29].

     При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.

  1. Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые формы денег только изменят масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не меняя ее общего объема.
  2. Если исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности электронными деньгами последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется применять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них электронные деньги, эмитируемые отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.

     Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, по мнению авторов, вполне оправданным [6, с. 78]. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.

     В разумных границах кредитная экспансия электронных денег способна оказать положительное влияние на экономику. Низкие процентные ставки по кредитам будут стимулировать потребление, что в свою очередь положительно скажется на финансовом состоянии розничных сетей. Кроме того, если банки получат доступ к длинным деньгам, то соответственно они смогут предложить бизнесу среднесрочные кредиты по доступным процентным ставкам [13, с. 33].

     Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.

     Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени. В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.

     Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции — 0,03%, в Германии — 0,03, в Японии — 0,01, в Англии — 0,05, в США — 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции — 0,08%, в Германии — 0,06, в Японии — 0,06, в Англии — 0,14, в США — 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции — 0,07%, в Германии — 0,06, в Японии — 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09% [6, с. 79].

     Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование.

     При равенстве норм резервирования по электронным деньгам и депозитам замещение наличных денег электронными деньгами по своему макроэкономическому эффекту тождественно расширению депозитов до востребования. Такой механизм эмиссии электронных денег не способен вызвать существенных изменений в предложении денег. В данных рамках электронные деньги являются скорее более дешевым аналогом магнитных карт. Гораздо более масштабные последствия могут иметь место при начале осуществления банками кредитования в электронных деньгах. В отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны регулятора это может привести к возникновению платежного кризиса и раскручиванию инфляционной спирали. Однако кредитную экспансию электронных денег следует рассматривать как положительный фактор. Это будет способствовать распространению новых платежных технологий, а также будет стимулировать спрос на товары длительного пользования. В целом это способно также изменить роль центрального банка [13, с. 34].

    1. Регулирование электронных денег: мировой опыт и российская практика

     Деятельность  в сфере электронных денег  не должна осуществляться произвольно в силу специфического характера электронных денег как нового средства платежа, рассматриваемого в большинстве стран в качестве электронного суррогата наличных денег.

     Сравнивая подходы к регулированию деятельности в сфере электронных денег  в экономически развитых странах, можно выделить две условные группы стран.

     Первая  группа включает страны, в которых  эмитенты электронных денег могут быть как традиционными депозитными институтами, так и специализированными кредитными институтами. Последние (специализированные институты) рассматриваются в качестве особого типа кредитных институтов, деятельность которых регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. К странам, придерживающимся такого подхода, относятся: страны ЕС, Австралия и др.

     Вторая  группа включает страны, в которых  эмитенты электронных денег рассматриваются  в качестве «денежных отправителей» (за исключением банков, занимающихся эмиссией электронных денег), и их деятельность регулируется подобно другим недепозитным финансовым институтам, традиционно участвующим в платежном бизнесе. К странам, придерживающимся такого подхода, относятся: США, Канада, Швейцария, Малайзия и др.

     Рассмотрим  основные подходы к регулированию  деятельности в сфере электронных  денег на примере стран ЕС. В  рамках Европейского Союза регулирование деятельности в сфере электронных денег осуществляется на всесторонней и согласованной основе. Основой этого регулирования являются две Директивы ЕС, принятые в 2000 г.: Директива Европейского парламента и Совета № 2000/46/ЕС по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег и Директива Европейского парламента и Совета № 2000/28/ЕС по регулированию деятельности кредитных институтов, которые регулируют порядок эмиссии электронных денег и определяют основные принципы надзора за традиционными депозитными институтами и новыми кредитными институтами, названными институтами-эмитентами электронных денег. В настоящее время национальные денежные и банковские законодательства всех 25 стран-членов ЕС согласованы с требованиями данных директив.

     Поскольку выпускать электронные деньги в  настоящее время могут как  банки, так и небанковские кредитные  институты, следует указать на некоторые различия в порядке регулирования деятельности институтов-эмитентов электронных денег. В целом режим регулирования институтов-эмитентов электронных денег является более мягким, чем режим регулирования банковских институтов, однако предусматривает ряд серьезных ограничений: необходимость в постоянном поддержании балансовых остатков, ограничения по источникам вложения средств, полученных в результате эмиссии электронных денег и др.

     Кроме того, деятельность институтов-эмитентов  электронных денег, помимо эмиссии электронных денег, ограничена следующими операциями:

  1. предоставлением тесно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как администрирование электронных денег (распространение и учет), а также выпуск и администрирование других платежных средств, за исключением тех, которые основаны на той или иной форме кредита;
  2. сохранением информации на электронных носителях, поступивших от других предприятий или общественных институтов.

     Среди основных мер по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег необходимо отметить следующие:

    • минимальные требования к объему собственного первоначального капитала института-эмитента электронных денег составляют 1 млн. евро;
    • эмитенты должны постоянно иметь собственные средства в объеме, равном или превышающем на 2% размер текущих обязательств (или средней величины общих финансовых обязательств за шесть последних месяцев) по эмиссии электронных денег;
    • институты-эмитенты электронных денег должны инвестировать средства в размере не менее чем их финансовые обязательства, связанные с эмиссией электронных денег, в активы, которые характеризуются нулевым риском и высокой степенью ликвидности;
    • не реже одного раза в шесть месяцев институты-эмитенты должны сообщать органам денежно-кредитного регулирования информацию об объеме собственного капитала, объеме финансовых обязательств по эмиссии электронных денег, а также информацию об активах, в которые осуществляются инвестиции, а также бизнес-планы своей деятельности и правила системы контроля за рисками.

     Европейские законодательные органы стремятся  сделать регулирование электронных  денег частью банковского регулирования. Во-первых, выбранная стратегия отражает европейскую традицию рассматривать платежи как бизнес, предоставляемый главным образом банками. Во-вторых, электронные деньги рассматриваются как революционно новое средство платежа. Поскольку эмиссией денег в прошлом занимались только банки, то нет никаких причин регламентировать выпуск электронных денег иным образом.

     В  России в течение длительного времени на законодательном уровне  не решается вопрос о регулировании электронных денег.  Банковский комитет Государственной Думы, который занимается разработкой соответствующего законопроекта, акцентирует внимание, в первую очередь, на вопросах, касающихся приема платежей через платежные терминалы самообслуживания. Такой подход представляется, по мнению автора неправильным, поскольку оборот «электронных денег» в огромных масштабах осуществляется и через сеть Интернет, и с использованием мобильных телефонов [11, с. 56].

     В России в настоящее время нет  специальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере электронных денег. Указание Центрального банка РФ от 03.07.1998 № 276-У «О порядке выдачи разрешения кредитным организациям — резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов» не может являться руководством для комплексного регулирования деятельности в сфере электронных денег. Предполагается, что в новой редакции Положения Банка России № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» будет определен термин «предоплаченная карта», а также будут установлены требования по операциям, совершаемым с их использованием, и отражению этих операций в бухгалтерском учете институтов-эмитентов предоплаченных карт в целях обеспечения контроля за их деятельностью [9, с. 37].

     Внося изменения в действующее законодательство, следует рассматривать деятельность эмитентов «электронных денег» в ее взаимосвязи с банковской деятельностью, а также учитывать опыт Евросоюза, приобретенный последним в регулировании оборота электронных денег [11, с. 56].

     Первоочередным, по мнению автора, является внесение в российское законодательство самого понятия - электронные деньги. Это связано с тем, что способы приема платежей и расчетов электронными деньгами операторами ЭПС могут значительно различаться. Сегодня основные способы расчетов с использованием электронных денег – это платежные системы в сети Интернет, сети терминалов по приему платежей и,  так называемая, «мобильная коммерция». Данный список с развитием информационных технологий будет лишь расширяться, а быстрое развитие научного прогресса, в свою очередь, может вызвать необходимость постоянного и частого изменения законодательства, что достаточно неудобно. В связи с этим, во-первых, ни в коем случае нельзя осуществлять регулирование путем фиксации в законодательстве частных способов оплаты электронными деньгами; во-вторых, само понятие «электронных денег» необходимо формулировать через общие признаки, свойственные данному феномену [11, с. 56].

Информация о работе Электронные деньги