Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежно-кредитной политики.
Это предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
3. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ
4. проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
5. рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Содержание

Введение - 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ - 5 стр.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Ее объекты и субъекты - 5 стр.
1.2 Разработка денежно-кредитной политики - 7 стр.
1.3 Цели и задачи денежно-кредитной политики - 9 стр.
1.4 Методы денежно-кредитной политики - 11 стр.
1.5 Инструменты денежно-кредитной политики - 13 стр.

Глава 2. Показатели денежно-кредитной политики - 23 стр.
2.1 Анализ результатов денежно-кредитного регулирования экономики РФ в 2009 – 2010 гг. Центральным банком. - 23 стр.
2.2 Основные показатели денежно-кредитной политики за I квартал
2011 года.
- 33 стр.
2.3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012-2013 годов в России. - 35 стр.

Заключение - 39 стр.
Список литературы - 41 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 647.00 Кб (Скачать)
ify">  Обязанность выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка. Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

  Операции  на открытом рынке. К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

  Под операциями Банка России на открытом ранке понимаются:

  1. купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

  В 2010 году состоялось 34 аукциона про продаже  ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. рублей, что в 6 раз больше чем в 2009 году ( в 2009 – 297,5 млрд. рублей). А объем операций про продаже ОФЗ в 2010 году составил 22,6 млрд. рублей.

  На  фоне решения Центробанка о повышения  ставки рефинансирования до 8,25% подешевели госбумаги.

  1. купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска у обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

  Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки  приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

  Рефинансирование  кредитных организаций. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков».

  Таблица 1. Ставка рефинансирования (Источник http://www.cbr.ru)

  Дата   %
  01.01.2008   10,00
  01.01.2009   13,00
  01.01.2010   8,75
  01.01.2011   8,00
 

  Банк  России начал снижать ставку рефинансирования 24.04.2009 года (до этого она составляла 13%). После этого ставка рефинансирования была понижена еще 13 раз, последний  раз 01.06.2010 года, когда она опустилась до 7,75 %. До 25 февраля 201 года ставка рефинансирования повысилась до 8 %.

  С 03.05.2011 года Советом Директоров было принято решение повысить ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта. Указанное решение принято в связи с сохранением высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих ориентиры по инфляции на текущий год, а также принимая во внимание неоднозначное воздействие, которое может оказать на российскую экономику развитие ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках

  Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

  Кредиты рефинансирования Центрального банка  разделяются на:

     1. краткосрочные - кредиты «овернайт»

     2. внутридневные кредиты 

     3. Ломбардные кредиты.

  Недостатком использования рефинансирования при  проведении  денежно - кредитной  политики  является  то,   что   этот   метод   затрагивает   лишь коммерческие   банки.   Если   рефинансирование   используется   мало    или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

  Валютное  регулирование. Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

  Таблица 2. Официальные курсы  иностранных валют, устанавливаемые  Банком России, (российских рублей за единицу  иностранной валюты)(www.kurs-dollara.ru).

  Наименование  валюты   01.01.2008   01.01.2009   01.01.2010   01.01.2011
  1 доллар США   24,5462   29,3916   30,1851   30,3505
  1 евро   35,9332   41,4275   43,4606   40,4876
 

  На  данный момент курс рубля по отношению  к доллару и евро продолжает падать. На 30.04.2011 валютный курс составлял: Доллар США - 27,50 руб., Евро – 40,80 руб., а на 04.05.2001 он составил: Доллар США - 27,50 руб., Евро – 40,52 руб.

  Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

  1. проведения денежно-кредитной политики;
  2. валютных интервенций;
  3. использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

  Под валютными интервенциями Банка  России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

  Установление ориентиров роста денежной массы, т.е. представляет собой установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

  На  конец 2008 года денежная масса М2 составила 12 839,2 млрд. рублей, из них наличные деньги 3 793,1 млрд. рублей, а безналичных средств 9 046,2 млрд. рублей. К концу 2009 года эта сумма возросла до 13 713,3 млрд. рублей, а на конец 2010 года она составляла 18 264,9 млрд. рублей. Но к 01.03.2011 году денежная масса возросла до 19 531,3 млрд. рублей. По отношению к 01.01.2011 в марте денежная масса сократилась на 2,4 %.    

  Рис. 3. Динамика денежной массы М2

  

  По  сути  этот инструмент представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

  Центральный банк может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

  Прямые  количественные ограничения.

  Этот  инструмент кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

  Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

  Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

  Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

  Все выше рассмотренные инструменты  относятся к косвенным методам.

  Законом предусмотрено, что Центральный  банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

  Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

  Предельный  размер общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об утверждении решения о выпуске облигаций банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Информация о работе Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики