Рынок банковских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – это исследование современного состояния банковских услуг, а также поиск путей их развития и совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие банковских услуг, их роль в деятельности банков
1.2. Законодательные основы представления услуг банками
1.3. Виды услуг коммерческих банков
2. СОВПЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции российского рынка банковских услуг
2.2. Региональные особенности рынка банковских услуг
2.3. Развитие банковских услуг в Кировском отделении №6991 Сбербанка России г. Самары
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Рынок банковских услуг.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

При классификации операций банков с ценными бумагами необходимо учитывать наличие залоговых и учетных операций. Залоговые операции тесно связаны с активными, поскольку ценные бумаги выступают в качестве залога по предоставленным клиентам кредитам и другим сделкам. Учетные операции коммерческих банков, выражающиеся в покупке ими векселей, эмитированных другими юридическими лицами, также следует рассматривать как одну из разновидностей активных операций с ценными бумагами.

Посреднические операции коммерческих банков с ценными бумагами проводятся за счет и по поручению клиентов, а доходы банка от этих операций, как правило, выражаются в комиссионном вознаграждении или в процентах от полученного клиентами дохода.

Под валютными операциями коммерческих банков подразумеваются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты; ввоз, вывоз, пересылка валюты; осуществление международных денежных переводов; операции так или иначе связанные с использованием валюты.

Классификация операций коммерческих банков с иностранной валютой может осуществляться по традиционным для банков критериям: активные, пассивные и посреднические. Пассивные валютные операции по открытию и ведению валютных счетов клиентов, формированию валютной части уставного фонда, привлечению иностранной валюты во вклады и депозиты. Активные валютные операции – это операции по размещению ресурсов коммерческих банков в иностранной валюте на кредитной, депозитной и инвестиционных основах. Посреднические операции могут представлять собой любые операции коммерческих банков с инвалютой, осуществляемые по поручению своих клиентов, а также операции спекулятивного характера за счет своих средств.

Следующий вид операций коммерческих банков – кассовое обслуживание клиентов. Для приема, выдачи и хранения денежных средств и других ценностей каждый коммерческий банк имеет кассу. В ее составе могут быть созданы следующие операционные кассы: приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние, разменные, по продаже чековых книжек, а также кассы пересчета. Кассы создаются с целью:

          - Обеспечить правильную организацию всей кассовой работы и четкое кассовое обслуживание предприятий, учреждений и отдельных граждан;

         - Организовать надлежавшее хранение и обеспечить полную сохранность всех ценностей;

         - Проводить мероприятия по улучшению кассовой работы, обеспечению лучшего обслуживания клиентов банка;

         - Предупреждать случаи просчета, хищений и других злоупотреблений в кассах банка.

Можно сказать, что кассовые операции - это операции по приему и выдаче наличных денег из касс предприятия и предпринимателя. Кассовые операции содействуют развитию денежного обращения. В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как определение общего объема налично-денежного оборота и его структуры, направление денежных потоков, размещение денежной массы по территории страны, определение массы находящихся в обращении денег в наличной форме и расчет эмиссионного результата за определенный период.

Новая форма расчетов между коммерческими банками – установление прямых корреспондентских отношений путем открытия корреспондентских счетов одними банками в других и осуществления платежей расчетных операций по поручению друг друга. Корреспондентские отношения могут включать и иные виды услуг, в том числе банки-корреспонденты могут прокредитовать клиента сверх суммы лимита, установленного для одного банка. Кроме того, крупные банки-корреспонденты могут давать более мелким банкам консультации по управлению инвестиционным портфелем, покупать, продавать, хранить ценные бумаги по их поручению. В соглашениях о корреспондентских отношениях предусматривается круг хозяйствующих органов, которые будут участвовать в расчетах, перечень операций по счетам и документов по их совершению, условия платежа и порядок обмена информацией между ними. Операции по корреспондентским счетам проводятся одним банком по поручению и за счет другого банка, то есть носят локальный характер. Поэтому для корреспондентских отношений, скажем, со ста банками необходимо открыть сто корреспондентских счетов. Положительным здесь является то, что расчеты идут, минуя расчетные центры, то есть ускоряются. Используя систему корреспондентских счетов, банки экономят свои издержки, устанавливают доверительные отношения друг с другом, что особенно важно в связи с усилением конкуренции в банковской сфере за привлечение средств инвесторов. Более совершенный этап корреспондентских отношений это такие межбанковские операции, как покупка и продажа валют, привлечение и размещение вкладов, хранение ценных бумаг и так далее. Межбанковские корреспондентские отношения – это одно из средств интеграции банковских систем различных стран.

Нетрадиционными операциями коммерческих банков являются операции, которые могут выполнить и другие небанковские учреждения. К ним относятся: лизинговые операции, факторинговые операции, форфейтинг, трастовые операции, поручительства и гарантии коммерческих банков, операции с драгоценными металлами и другие виды услуг.

Единого понятия категории лизинг в современной литературе нет, но большинство экономистов под лизингом понимают аренду машин, оборудования и сооружений производственного назначения. Лизинговая деятельность включает операции связанные с приобретением в собственность объекта лизинга и передачей его субъекту хозяйствования во временное пользование для предпринимательских целей на срок и за плату либо с правом последующего выкупа, либо без такого права. Объектами лизинга могут выступать любые, не потребляемые вещи, которые используются в процессе предпринимательской деятельности. При проведении лизинговой деятельности в ней участвуют три субъекта: лизингодатель – это юридическое лицо, приобретающее лизинговое имущество для последующей передачи его в аренду; лизингополучатель, субъект хозяйствования, который временно владеет и пользуется объектом лизинга на определенных условиях; поставщик – продавец предмета лизинга.

Факторинг является достаточно распространенной формой кредитования. Операция факторинга представляет собой покупку организацией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию за определенное вознаграждение. Это способ кредитования поставщика с условием возврата кредита в форме правопреемства или уступки права требования к покупателю.

Существуют следующие виды факторинговых операций:

- Покупка счетов со скидкой и с уплатой фактору;

- Принятие фактором на себя всех операций по учету продаж компаниям с ведением всех счетов ее дебиторов и инкассацией долга;

- Предоставление гарантии полной оплаты товара даже в том случае, если покупатель просрочит или вообще не выплатит долг.

Факторинг дает поставщику следующие преимущества:

          - Досрочную реализацию долговых требований;

          - Освобождение от риска неплатежей;

           - Упрощение структуры баланса;

           - Экономию на административных и бухгалтерских расходах.

Все это способствует ускорению оборота капитала поставщика, снижению издержек обращения и росту прибыли.

Форфейтинг – это специфическая форма кредитования экспортеров путем покупки у них коммерческих векселей акцептованных импортером (или иных долговых требований по внешнеторговым сделкам) без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю.

Форфейтирование применяется главным образом как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно является формой трансформации коммерческого кредита в банковский. Продавцом выступает экспортер, покупателем или форфейтером – банк или специализированная компания. Покупатель берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на экспортера.

Трастовые операции – это операции банков по управлению средствами (имуществом, ценными бумагами, деньгами) и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов. Можно сказать, что под трастом в банковской практике понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью доверителя в пользу доверителя. В трастовых операциях действуют три субъекта: доверитель – юридическое или физическое лицо, доверяющее имущество в управление; доверительное лицо – банк или специальная трастовая компания, которой доверяется управление имуществом; выгодопреобретатель – лицо, в пользу которого создан траст и начисляются доходы на него.

Участниками отношений при применении банковской гарантии или поручительства являются: принципал – лицо, по просьбе которого предоставляется банковская гарантия (поручительство); банк-гарант (поручитель) – банк, выдающий гарантию (поручительство), то есть принимающий на себя обязательства при наступлении обстоятельств, указанных в гарантии (поручительстве), произвести платеж указанному в нем лицу; бенефициар – лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант (поручитель) осуществляет платеж. По договору банковской гарантии (поручительства) одна сторона, а именно банк-поручитель, вступая в основной договор в части денежного обязательства должника, обязуется перед кредитором отвечать за исполнение должником его денежного обязательства полностью или частично.

Коммерческие банки могут осуществлять сделки с драгоценными металлами, как на внутреннем, так и на международном рынке. К таким операциям относятся:

         - Открытие и ведение металлических счетов

         - Продажа и покупка драгоценных металлов

         - Депозитные операции

         - Кредитование под залог драгоценных металлов

        - Доверительное управление денежными средствами и драгоценностями

          - Ответственное хранение

Совершать операции с драгоценными металлами может только уполномоченный на то коммерческий банк.

Другие виды услуг коммерческого банка направлены на улучшение качества обслуживания своей клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Примером такого вида услуг может быть хранение ценностей в сейфах. Важным в деятельности банка является осуществление консультаций и предоставление экономической и финансовой информации. В банках могут создаваться сервис службы для оказания дополнительные сервисных услуг клиентам: предоставление технических средств по обслуживанию операций, повторный пересчет денег, ксерокопирование и так далее.

Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных разговоров и т.д. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO(International Standarts Organisation), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISOявляются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.

В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских (и других) систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.

По функциональному признаку их можно условно разделить на несколько групп:

- Карты с фиксированной покупательской способностью – это самые простые карточки. Обычно на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентифицирующий код. Все это напечатано или выполнено с рельефом на передней стороне карты. С Оборотной стороны магнитные карты выглядят так же, но имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной полосе совпадает с записями на передней стороне карты (имя, номер счета владельца, дата окончания действия) и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах (устройство может также распечатать чек).

- Магнитные карточки появились более 30 лет назад, первоначально для обслуживания путешествующих бизнесменов. В настоящее время в странах Запада находится в обращении более 2 млрд. таких карточек.

- Микропроцессорная карта была изобретена в середине 70-х гг., но только в конце 80-х гг. появились реальные возможности ее практического использования. К концу 1993 г. было выпущено примерно 250 млн. электронных пластиковых карточек. В настоящее время их количество превысило 1млрд. Наибольшее распространение микропроцессорные карты получили во Франции.

Информация о работе Рынок банковских услуг