Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является систематизирование основных знаний о понятиях, механизме функционирования, технике операций на рынке ценных бумаг, а также выявление роли фондового рынка во всей экономике и его развитие в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА И ЕГО ИНСТРУМЕНТОВ….………………………………………………………….......5
1.1 Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка …..................5
1.2 Инструменты фондового рынка.........................................................................10
1.3 Фондовая биржа как объект управления .........................................................12

2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА РК ..........................................16

2.1. Состояние и проблемы развития управления фондовым рынком в
Республике Казахстан ..............................................................................................16
2.2. Моделирование фондового рынка Казахстана на основе опыта
развития стран с рыночной экономикой ................................................................19
2.3. Ценные бумаги правительства РК....................................................................25

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ В КАЗАХСТАНЕ .........................................29

3.1. Реформирование фондового рынка .................................................................29
3.2.Улучшение законодательной базы функционирования и
управления фондовым рынком ...............................................................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................36

Работа содержит 1 файл

мой вариант курсовой.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Предполагается, что обязательным условием для введения в казахстанский  рынок новых производных финансовых инструментов является, наряду с решением определенных правовых задач, экономическая мотивация заинтересованности использования их фондовыми биржами и участниками рынка ПЦБ. В этой связи целесообразно, для успешного начала фьючерсной биржевой торговли с новыми финансовыми инструментами, снятие налоговых проблем, мешающих развитию фьючерсной биржевой торговли с национальной валютой Республики Казахстан и корпоративными облигациями и акциями.

Опыт развития фондового  рынка Египта показывает, что ранее налоги на этот вид деятельности превышали 40% от прибыли, что в условиях отсутствия налогообложения банковских депозитов делало биржевую деятельность на этом рынке невыгодной. В настоящее время прибыль от любой деятельности с ценными и производными ценными бумагами компаний по так называемому списку "А" не облагается налогами, кроме 2% налога на прибыль с капитала. Вместе с тем было установлено ряд ограничений.

Участники рынка производных  ценных бумаг. Развитие жизнеспособного рынка производных ценных бумаг остается приоритетной задачей экономического оздоровления Казахстана. Чтобы появился адекватный рынок, в Казахстане должен развиться агрессивный класс участников рынка ПЦБ, способных диверсифицировать различные риски.

Развитие рынка производных ценных бумаг начиналось в начале 2003 г. с создания нескольких брокерских компаний и фирм, которые одновременно могли заниматься мелкооптовой и розничной торговлей производными финансовыми инструментами и спекуляциями с ними. В условиях данного рынка любая брокерская фирма, которая могла внести в качестве залога страховой взнос в Расчетную Палату фондовой биржи и оплатить за брокерское место, могла начать работу на фьючерсном рынке. На Международной Казахстанской Агропромышленной Бирже сумма страхового взноса состовляла 500 долларов США (в пересчете по курсу Национального Банка Республики Казахстан на день оплаты), а оплата за брокерское место составляет 100 долларов США. Этих средств оказывается достаточно для того, чтобы с минимальными затратами начать манипулировать производными финансовыми инструментами на рынке производных ценных бумаг.

В заключение отмечу, что проблема эта нуждается в углубленном отдельном исследовании. Не существует достаточных оснований говорить о стабилизирующем и дестабилизирующем функциональном влиянии, взаимодействии рынков, в том числе рынка производных ценных бумаг. Ответ, по-видимому, удастся дать при наличии в Казахстане рынка земли и других отсутствующих рынков, проанализировав объемы различных рынков торговли, рынка ЦБ и ПЦБ, объема каждой отдельной сделки и множество внешних факторов.41

 

2.3. Ценные бумаги  правительства РК

 

Данную главу своей  курсовой работы я бы хотела посвятить  программе «Народное IPO », которая получила широкое распространение среди населения РК за столько короткий период времени.

Впервые о необходимости  проведения «народного» IPO в Казахстане заявил Глава государства Н.А.Назарбаев, выступая в феврале 2011 года на 13 съезде партии «Нур Отан».  

В сентябре на открытии очередной  сессии Парламента РК,  Президент страны призвал Правительство и парламент активизировать работу по запуску «народного» IPO.

Совет директоров АО «Фонд  национального благосостояния «Самрук-Қазына»  одобрил в июле 2011 года проект Программы  размещения акций дочерних и зависимых компаний Фонда «Самрук-Қазына» на фондовом рынке (Программы Народного IPO).

Вывод национальных компаний на отечественный фондовый рынок  в рамках Программы начнется не ранее 2012 года. Именно такой сценарий был  рассмотрен Советом директоров Фонда, проходивший под председательством Премьер-Министра РК Карима Масимова.

Программа Народного IPO  разработана с учетом рекомендаций группы независимых консультантов, которые представили Совету директоров свой отчет. Программа предусматривает поэтапный вывод компаний Фонда на IPO, ориентировочно с 2012 года. Кроме того, проект Программы содержит предложения по совершенствованию законодательства, в связи с планируемым IPO. В соответствии с этим проект будет направлен на рассмотрение Правительства РК.

Фондом в рамках программы «Народное IPO» был осуществлен отбор компаний, акции которых будут размещаться поэтапно в течении нескольких лет. Так, первыми на рынок будут выводиться компании первого эшелона: АО «КазТрансОйл», АО «КЕГОК». Второй эшелон компаний ориентировочно составляют АО «КазТрансГаз», АО «Казмортрансфлот» и АО «Самрук-Энерго», третий эшелон - АО «Казахстан Темир Жолы» и АО «Казтемиртранс». Замыкающими в списке компаний, подлежащих IPO - АО «КазМунайГаз» и АО «Казатомпром».

23 августа 2011 года Министерством Экономического развития и Торговли совместно с Фондом«Самрук-Казына» на рассмотрение Правительства был внесен проект Программы «Народное IPO». Данный проект рассматривался Советом директоров Фонда «Самрук-Қазына» и проходил согласование с заинтересованными государственными органами и организациями.

Реализация Программы  «Народное IPO» будет осуществляться последовательными фазами на протяжении нескольких лет и задействует  множество компаний.

Процесс подготовки компании-кандидатов к IPO состоит из трех основных блоков мероприятий:

-  Предварительная подготовка (подготовка и аудит финансовой отчетности (включая анализ управленческой отчетности и формализация процесса планирования); диагностика и совершенствование систем корпоративного управления и управления рисками; диагностика системы внутреннего контроля и аудита;

-  Подготовка к размещению акций (проведение комплексной проверки («due diligence»), конечное определение андеррайтинга и стоимости услуг, юридическое сопровождение (подготовка проспекта эмиссии и других сопутствующих юридических документов), проведение оценки бизнеса,разработка маркетинговой стратегии)

-  Проведение размещения акций (обучение инвесторов (подготовка информационного меморандума, подготовка инвестиционного меморандума, PR–сопровождение и т.д.), сбор заявок (публикация предварительного проспекта, проведение выездных презентаций «roadshow», анализ спроса, установление цен и распределение),мероприятия на вторичном рынке после проведения размещения (поддержание акций на организованном рынке).

По результатам проведенных  исследовании, текущий спрос со стороны  населения оценивается в 100 – 200 млн. долларов США, при этом, потенциальный  спрос может значительно возрасти в результате повышения информированности  населения о потенциальных кандидатах и о возможностях инвестирования.

В свою очередь, спрос  со стороны пенсионных фондов оценивается  в 200-300 млн. долларов США для ближайших  первичных размещений.

Ожидается, что для  участия в Программе будут  отбираться компании, не имеющие значительной зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье. Кроме того, вовлечение пенсионных фондов как профессиональных и долгосрочных инвесторов будут способствовать нивелированию резких скачков цен на акций.

Необходимо отметить, что во избежание концентрации акции в руках ограниченной группы лиц Программа предполагает введение ограничения на максимальное количество приобретаемых акций в «одни руки», а также использовать сеть филиалов АО «Казпочта» для максимального охвата населения.

В рамках реализации Программы  будет проведен комплекс мероприятий по информированию населения о целях Программы и потенциальной выгоде от участия в «Народном IPO».

Срок реализации Программы  рассчитан на 2011-2015 годы.

IPO (от английского InitialPublicOffering) - первоначальное публичное предложение акций той или иной компании для продажи. При этом слово «первоначальное» предполагает, что компания выводит свои акции на биржу впервые.

Приставка «народное» означает, что при таком IPO акции, выставляемые для продажи, предлагаются, в первую очередь населению страны, где оперируют компании-эмитенты. Как правило, при Народном IPO для продажи выставляются предприятия, в которых государство владеет полным или контрольным пакетом акций.

Существует несколько  причин проведения Народных IPO. 

Во-первых, владение акциями успешных предприятий дает гражданам возможность получать прибыль от их развития и роста. Это происходит как при увеличении цены акции, так и за счет выплаты дивидендов. 

Во-вторых, Народные IPO способствуют развитию фондового рынка. Предоставляя населению возможность приобрести акции ведущих предприятий, государство расширяет круг инвесторов. Увеличивающийся спрос на акции приводит к росту их ликвидности, что в свою очередь положительно влияет на развитие фондового рынка (рынка ценных бумаг).

В-третьих, средства, привлеченные в ходе Народных IPO, госкомпании могут  инвестировать в свое дальнейшее развитие, приобретение активов, модернизацию и расширение производства.

Народные IPO проводились  в разных экономических условиях во многих странах мира, включая Великобританию, Польшу, Россию, Бразилию, Индию и другие. Например, в Великобритании такая программа была проведена под руководством Премьер-министра Маргарет Тэтчер на рубеже 80-90-х годов. Тогда населению предложили акции крупнейших национальных компаний. Таких как «Бритиш Газ», «Бритиш Стил», «Ролс Ройс», компаний электроэнергетического сектора, водной и угольной индустрии.

Народные IPO обычно проводятся в благоприятных экономических  условиях. В Казахстане Народное IPO планируется провести на волне экономического роста.

Вместе с тем, исследования показывают, что казахстанцы все  еще недостаточно хорошо информированы  о возможности инвестирования в  ценные бумаги на фондовом рынке. В  лучшем случае наши сограждане вкладывают свои средства на депозиты в банках или покупают недвижимость. В худшем - хранят деньги «под матрацем».  
В то же время, по оценкам экспертов, в мире насчитывается более 500 миллионов людей, которые владеют акциями компаний.

Приобретение акций  не гарантирует быструю прибыль  или прибыль вообще. Любой финансовый рынок, в том числе фондовый подвержен волатильности. Это значит, что, приобретая акции той или иной компании, инвестор рискует, так как стоимость акции может не только повыситься, но и понизиться. Причины снижения стоимости акций могут быть разными, например, падения спроса на товары, производимые предприятием, неэффективное управление компанией, нестабильность политической обстановки в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.

Учитывая все эти  риски, в рамках «Народного IPO» наше государство собирается предложить казахстанцам акции стабильных компаний, показывающих положительные финансовые результаты. При этом мир и согласие в стране, устойчивое развитие казахстанской экономики позволяет рассчитывать на дальнейшее повышение стоимости национальных компаний, а значит и на хороший доход для народных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ

РЫНКОМ  ЦЕННЫХ  БУМАГ  В  КАЗАХСТАНЕ.

 

3.1. Реформирование  фондового рынка.

    

Регулирование рынка  ценных бумаг  осуществляет государство. Для этого в Республике имеется  законодательная база. Основой для  регулирования рынка ценных бумаг  является Гражданский Кодекс Республики Казахстан.

Кроме того на основании  Постановления Правительства Республики Казахстан  “ О мерах по активизации биржевой торговли  ценными бумагами ”  определен порядок управления рынком ценных бумаг.

В Казахстане Рынок ценных бумаг начал действовать в период выпуска инвестиционных приватизационных купонов.

Массовый выпуск такого рода "ценных бумаг", как ПИКи, и их аккумуляция в инвестиционных приватизационных фондах (ИПФ), преследующих цели формирования массового слоя инвесторов, как показала практика, оказались противоречивыми и недостижимыми в силу следующих причин:

  • ПИКи не отражают полной стоимости национального имущества;
  • конвертирование ПИКов в акции предприятий в планируемых Правительством Республики Казахстан масштабах не осуществлялось;
  • масштабные аукционы по продаже ПИКов сыграли негативную роль в их обесценении;
  • пример получения дивидендов по акциям приватизированных предприятий на сегодня отсутствует;
  • Госкомимущества Республики Казахстан выставил на аукционы в основном убыточные предприятия; есть основания утверждать, что ИПФ лишены возможности получения дивидендов и в будущем;
  • предположение, что ИПФ лучше индивидуального инвестора определит потенциально прибыльное предприятие, в акции которого надлежит вкладывать ПИКи, не подтвердилось и не оправдалось;
  • ИПФ не несут никакой конкретной ответственности перед владельцами ПИКов;
  • сущность ценных бумаг проявляется через их функции. В цивилизованных странах практикуется выдача кредитов под залог ценных бумаг. Эту функцию в Казахстане ПИКи не выполняют;
  • одно из свойств ценных бумаг как товара — меновая стоимость, то есть та реальная существующая в данный момент времени текущая или рыночная цена, которую общество готово предложить за конкретную ценную бумагу, или обменять ее на другую потребительную стоимость. Реалии свидетельствуют — ПИКи меновой стоимостью не обладают;
  • основное свойство ценной бумаги — даваемое ею своему владельцу право на участие в управлении, то есть доля экономической власти. Более чем очевидно, что ПИКи такого права своему владельцу не предоставляют.

Ценная бумага имеет  четыре цены: номинальную; балансовую;

ликвидационную; курсовую в биржевом и внебиржевом обороте.

Информация о работе Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка