Состояние и направления развития платежной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются институты современной платежной системы и практические вопросы ее функционирования.

Предмет исследования представляют платежная система России и перспективы ее развития с созданием экономически эффективного и безопасного механизма перевода денежных средств, адаптированного к постоянным изменениям.

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

- отразить теоретические аспекты платежной системы;

- дать характеристику состояния платежной системы России;

- разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

Глава 1. Платежная система: теоретические аспекты

1.Понятие платежной системы и ее структура…………………
2.Принципы организации и функции платежной системы……
3.Роль Центрального Банка государства в регулировании платежной системы………………………………………….
Глава 2. Показатели функционирования платежной системы Банка России……………………………………………………………

Глава 3. Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития…………………………………

Заключение…………………………………………………………..

Список используемой литературы ……………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Д.К.Б..doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     Еще одним свойством действующих  правил, касающихся платежной системы  Банка России и не изменившихся в  течение последнего десятилетия, о  котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих требования относительно организационных структур, управляющих функционированием платежной системы в целом или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого становится все более усиливающееся противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и реально выполняемых задач и функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление расчетов обслуживаемых клиентов практически ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки информации в процессе проведения платежей.

     Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:

  • правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
  • правила внутрибанковских операций;
  • особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
  • бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

     Логическим  следствием отмеченных характеристик  и свойств действующей нормативной  базы безналичных расчетов является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере расчетов.

     Один  из ключевых принципов — нацеленность на практический результат, поскольку  в практике применения действующих  нормативных актов накоплено  достаточно большое множество вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных актов в сфере расчетов свидетельствуют о том, что, как правило, дата утверждения отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

     В основу подхода, соответствующего современным  представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).

     Важным  свойством новой нормативной  базы по платежной системе Банка  России должна быть инвариантность к  объектам технической и административной инфраструктуры, а также к функциям и задачам бухгалтерского учета расчетных операций. На смену действующим принципам, характеризующим обработку платежей в регионе в настоящее время (централизованная/децентрализованная обработка в территориальном учреждении, межрегиональные/внутрирегиональные расчеты и т.п.), должны прийти новые.

     Состав  перечисленных свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими свойствами, которые  могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении свойств региональных расчетных систем, унификации регламентов с постепенным переходом к единому регламенту, определенному по московскому времени, что в плане архитектуры проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент и уменьшения их количества в целом.

     Другим  важным направлением совершенствования  регулирования платежной системы  Банка России является устранение ряда ограничений и недостатков в  правилах осуществления безналичных расчетов через Банк России. Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов (на валовой основе и на нетто-основе), последовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов в течение дня и в конце дня, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий (резервные по отношению к электронным).

     Применение зарубежного опыта может помочь решить ряд проблем, однако, не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины.

     Анализ  зарубежных банковских технологий проведения безналичных расчетов показал, что  большая открытость для мирового рынка западных платежных систем оказала существенное влияние на развитие платежных систем в России. Большинство технологических новаций последних 10 лет отечественные банки заимствовали за рубежом (платежная карта, электронная межбанковская почта, валовые расчеты в реальном времени, банк-клиент, интернет-банк и телебанк). Таким образом, можно предположить, что российские банки и в дальнейшем будут активно использовать положительный опыт своих зарубежных коллег, адаптируя его к собственной практике, что может способствовать интеграции отечественной банковской системы в мировую экономику.  
 
 
 

     Заключение

     В результате написания курсовой работы были последовательно рассмотрены  основные теоретические вопросы  организации платежной системы  нашей страны.

     Во-первых, рассмотрены понятие платежной системы и ее основные элементы, принципы ее организации и функции. Платежная система представляет собой сложную систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения, взаимосвязанные друг с другом. Безусловно, для эффективной работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые помогают снизить риски в работе платежной системы.

     Следующий логический шаг – рассмотрение роли центрального банка страны в регулировании  платежных систем. Функции центральных  банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Ведь эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Обычно Центральный банк исполняет несколько функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Таким образом, обеспечение бесперебойности расчетов напрямую зависит от политики центрального банка государства.

     Далее выяснено, что современные платежные системы России отличаются довольно медленным внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования безналичных расчетов. В большей степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков.

     В заключении данной работы – определить пути совершенствования действующей платежной системы в России. Для этого необходимо воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах Западной Европы, США и Японии, полагаю, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России необходимо изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.

     Такая логика позволила рассмотреть основные теоретические вопросы рассматриваемой  проблемы, сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию  механизма и нормативной базы расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: «Финансы и статистика», 2004. – 288 с.
  2. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Белоглазовой Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2007. – 620 с.
  3. Деньги, кредит, банки/ Под ред. О.И. Лаврушина М.: «Финансы и статистика», 1998. – 420 с.
  4. Кочеткова, Н.М. Цели, задачи и функции Банка России в сфере регулирования платежных систем и расчетов [Электронный ресурс] / Н.М. Кочеткова // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2005. - №1. (www.reglament.net/bank/raschet/2005_1_article.htm)
  5. Кочеткова Н.М. Цели и методы наблюдения за платежными системами / Н.М. Кочеткова // Деньги и кредит. – 2003. - №1. – С. 12-15.
  6. Криворучко, С.В. Организационная структура наблюдения за платежными системами / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. – №12. – С. 71-76.
  7. Милоянина, В.В. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов / В.В. Милоянина // Деньги и кредит. – 2003. – №2. – С. 48-56.
  8. Саксельцева, Е.Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике [Электронный ресурс] / Е.Г. Саксельцева // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №1. (www.reglament.net/bank/raschet/2006_1_article_1.htm)

Информация о работе Состояние и направления развития платежной системы России