Совершенствование денежной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежной системы и развитие её типов в истории, а также рассмотрение денежной системы РК.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач :
- ознакомиться с денежными системами сложившимися исторически.
- проанализировать денежную систему РК.
- рассмотреть перспективы совершенствования денежной системы в РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание денежной системы 5
История возникновения денежной системы 5
Виды и типы денежных систем 7
Современные конкурентные денежные системы 15
Глава 2. Анализ особенностей денежной системы РК 19
2.1 Элементы денежной системы Республики Казахстан 19
2.2 Государственное регулирование денежной системы РК 28
2.3 Устойчивость национальной валюты и ее курса 31
Глава 3. Перспективы совершенствования денежной системы в РК 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ДКБ на тему Совершенствование денежной системы рк.rtf

— 2.05 Мб (Скачать)

 

Денежная система - форма организации денежного обращения в той

или иной стране, сложившаяся исторически и закреплённая законом. Для

эффективной работы её необходимо постоянно совершенствовать, так как с

развитием экономики меняются и факторы влияющие на денежную систему.

Перспективы совершенствования денежной системы  в Республике

Казахстан в первую очередь размещены в программах Правительства

Республики Казахстан. Одними из приоритетных направлений являются такие

действия как:

- переход к устойчивому развитию;

- повышение качества жизни населения;

- о развитие человеческого капитала.

По программе Правительства РК на 2008-2010 годы ожидаются большие

результаты в развитии экономики, в частности:

- к 2010 году прогнозный уровень ВВП на душу населения составит 8900

    долларов США;

- среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы составят

    9,2-9,6%, а пенсии - 6,5-7%.

Совершенствование денежной системы в Республике Казахстан

во многом зависит от поставленных задач Национального Банка, так как

исключительное право выпуска наличных денег, организация их обращения и

изъятия их из него на территории Казахстана принадлежит Национальному

банку в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного

эквивалента.

Нац. банк регулярно публикует в средствах  массовой информации

сообщение о размерах золотовалютных активов. На период 2008 - 2010 гг. Национальный Банк ставил перед собой задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4 - 5 % годовых. Также огромное значение имеет рынок ценных бумаг. Активное

функционирование рынка ценных бумаг в Казахстане способствует

мобилизации инвестиционных ресурсов, для которого в Казахстане созданы

благоприятные условия развития. Такими ценными бумагами являются

государственные казначейские облигации, которые выпускаются

Правительством для покрытия бюджетного дефицита, и ноты, выпускаемые

Национальным Банком.

В Республике Казахстан сформировалась моноцентрическая биржевая

система, где доминирует одна фондовая биржа, расположенная в главном

финансовом центре страны - Алматы, а также действует созданный в 2006

году региональный финансовый центр в городе Алматы (РФЦА).

Также в Казахстане большие месторождения  золота, которые стимулирую экономический  рост государства  в следующем:

- в анализе механизмов воздействия денежно-кредитной политики на

    факторы экономического роста;

  - в анализе существующих режимов трансмиссии денежно-кредитной

    политики, обеспечивающих обратную связь между финансовым рынком и

    реальным сектором экономики;

  - в рассмотрении состава и функций финансовых инструментов,

    обеспеченных золотом, коммерциализация которых в конкретном

    механизме трансмиссии позволит обеспечить рост экономики.

В условиях усиления ответственности за целевые показатели по

инфляции, Национальный Банк, как и некоторые страны, использующие

принцип инфляционного таргетирования, будет в дальнейшем устанавливать

ориентиры по инфляции исходя из индекса «базовая инфляция», который

будет отражать основные направления тенденций. Правительство Республики

Казахстан совместно с Национальным Банком разрабатывает методику

определения базовой инфляции. Все вышеперечисленные факторы экономики РК являются перспективами в совершенствовании денежной системы Республики Казахстан и в её составляющих. За годы независимости в Республики Казахстан в сфере экономики осуществлены радикальные трансформационные преобразования. В 2002 году США и Европейский Союз присвоили Казахстану статус страны с рыночной экономикой. В настоящее время формируется казахстанская модель денежно-финансовой системы. Основные ее особенности заключаются в следующих положениях:

Складывающаяся модель денежно финансовой системы в Республики Казахстан основываются на адаптации мирового опыта к специфики страны. Очевидно, принимаются во внимание разработки и предложения отечественных ученых и специалистов. С германской моделью Республику Казахстан сближает преобладающее значение корпоративных интересов, ведущая роль банковского сектора среди прочих финансовых институтов. Это обстоятельство в нашей стране6 стало общепризнанным. Государственная денежная система во многом ориентирована на использовании западноевропейского опыта, прежде всего, германского. Однако, на наш взгляд недостаточно придается значение более полному использованию норвежской практики построения финансовых отношений. Казахстанская модель занимает промежуточное положение и характеризуется определенной незавершенностью формирование системы и отставания системы отставание от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-финансовых отношений. Республика Казахстан обладает своими качествами особенностями. В их числе такие факторы, как незавершенность денежно финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различая в материальном благосостоянии граждан, в показателях человеческого развития, состоянии экологии и охраны окружающей среды и др.

в результате проведенных реформ начинающегося перехода к международным странам, в частности, Европейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опережает нефинансовый сектор экономики, на микроэкономическом уровне финансовые услуги растут быстрее внутреннего валового продукта страны. Эти тенденции являются весьма примечательными. Опережающий рост финансового сектора создает мультипликативный эффект в экономике по следующим линиям:

- возрастание финансовых ресурсов и, как следствие, снижение их стоимости, в результате чего открывается для реального сектора доступ к дешевым деньгам, к инвестициям, в конечном счете, ускоряется экономический рост;

- снижение транзакционных издержек;

- расширение сектора предоставляемых финансовых услуг и использование современных информационных услуг и использовании современных информационных технологий способствуют ускорению производственных процессов в реальном секторе;

- рост профессионального уровня менеджеров в финансовом секторе, что закономерно в условиях жесткой конкуренции и высокой оплаты их труда, можно сказать, «по цепочке» вызывает повышение качества кадров в реальном секторе через предъявление высоких требований к инвестиционным проектом, бизнес-планом, а так же к самому инвестору, выполнение требований обеспечивает получения кредитных ресурсов, а игнорирования их, очевидно, закрывает путь к инвестициям.

как указывалось выше, сложилась преимущественно корпоративная модель инвестирования в ДФС, что соответствует социально-экономическим особенностям страны и господствующему менталитету народа. У населения еще пока недостаточно развито рыночное мышление, отсутствуют навыки инвестирования в ценные бумаги с реальной оценкой риска, имеется преобладающий процесс вкладывать денежные средства в банки. В результате того, что коммерческие банки бурно развивались в период высокой инфляции, создалось в стране лидирующее положение банковской системы среди финансовых посредников. На их долю падает до 78 % всех активов.

неполная структурная завершенность процесса формирования денежно-финансовой системы и наличие крупных проблем в развитии ресурсной базы и ее использовании. Это влечет за собой маломощность и довольно «зыбкую» устойчивость системы. За 12 лет независимости в Казахстане удалось создать ряд ее структурных элементов, основные подсистемы. Открытость денежно-финансовой системы. Республики Казахстан относится к странам с наиболее высокой степенью открытости экономики, что отражается в соотношении объемов товарооборота и ВВП. Как и всякое большое явление, глобализация несет в себе как позитивные, так и негативность последствия, с одной стороны, глобализация предоставляет возможности для стремительного роста государствам, сумевшим приспособиться с процессом глобализации. С другой стороны, большинство стран, не сумевших полноценно участвовать в глобализации, подвержены маргинализации и разорению. Если на начальном этапе интеграция республики в мировую экономическую систему проходила на уровне товарных потоков и получения внешних займов, как правило, под гарантии Правительства, то сейчас, по нашему мнению, наблюдается этап включения Республики Казахстан в финансовую глобализацию. Усиление конкуренции между финансовым и нефинансовым секторами за получение кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке, что в значительной мере отвлекает их от потребностей реального сектора экономики - основы экономического развития. Степень саморегуляции и государственного регулирования существенна, различна в разных структурных элементах системы и не всегда адекватна природе финансовых рынков и институтов. Эта дифференция имеет объективную сторону, вместе с тем она обусловлена и субъективными причинами. Саморегуляция характерна для кредитной системы, фондового и валютного рынков. Регулирование особенно присуще денежному обращению, налоговой и бюджетной подсистемам. Однако законодательно не определено, что в условиях кризисных ситуаций государственного регулирования резко усиливается. Это актуально, к примеру, для валютного рынка, для формирования эффективного курса национальной валюты. До последнего времени применявшийся режим свободного плавания официального курса национальной валюты не является чистым, а соединял в себе и элементы регулирования со стороны Национального Банка Республики Казахстан. Согласно законодательству Республики Казахстан, под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по установлению порядка проведений валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании» является основополагающими актом по вопросам валютного регулирования. Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы:

а) установления порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользования распоряжений валютными ценностями и др.;

б) введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операций и т.д.; В настоящее время к ним относится следующие ограничения: все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и объем иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а так же их обменные пункты запрещены, иностранная валюта получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а так же в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счетах в уполномоченных банках;

в) лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, которое относится к поведению банковских операций в иностранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; открытую резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; операциями, связанными с движением капитала;

г) регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте;

д) сбор и анализ отчетности о валютных операциях;

е) контроль за соблюдением валютного законодательства.

 

Заключение

 

В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

а) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

б) системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Современная система денежного обращения - это система неразменных на золото бумажных и кредитных денег, разменных монет. Произошел переход от товарных денег к символическим и кредитным деньгам. Современные деньги тесно связаны с развитием кредита и функции денег как средства платежа.

В структуру современной денежной системы входят:

а) Центральный банк;

б) коммерческие банки;

в) специализированные кредитно-финансовые институты.

2. Опыт стран показывает, что основой для успешного введения системы целевых показателей инфляции являются следующие факторы:

- Устойчивое состояние бюджета

- Гарантии макроэкономической стабильности

- Стабильность финансовой системы

- Независимость Центрального Банка

- Достаточное понимание взаимосвязей между инструментами ЦБ

- Информационная открытость

3. Без коммерческих банков Национальный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение денег - это особый товар или иной общепризнанный материальный носитель, являющийся единственным всеобщим эквивалентом в процессе обмена товаров на рынке. Денежные средства появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений, в связи с общественным разделением труда. Сегодня на практике товары идеально приравниваются не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам, связь которых с золотом разорвана, поскольку прекращен их свободный размен на драгоценный металл. В то же время использование знаков стоимости в качестве денег придает им некоторые товарные черты: они покупаются и продаются, обмениваются на товар, но деньги лишены главного свойства товара - собственной стоимости. Уничтожение золотого стандарта - признание того факта, что деньги всегда есть какая-то особая вещь. Соответственно степени развития общества носителем отношений между людьми на рынке товаров может быть золото или бумажный документ, код на кредитной карточке. Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Рассмотрев в данной работе теоретические основы денег, можно сделать вывод о том, что экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное - воздействие на них. Если попытаться понять, что есть "экономика" и как процессы, протекающие в ней, влияют на жизнь нашего общества, надо заняться изучением денег, их сущности и функций. Знание этого вопроса позволяет по-новому взглянуть на многие экономические проблемы, с которыми сталкивается наше общество и даёт шанс попытаться изменить что-то к лучшему, используя накопленный учёными опыт.

Информация о работе Совершенствование денежной системы РК