Совершенствование денежной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежной системы и развитие её типов в истории, а также рассмотрение денежной системы РК.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач :
- ознакомиться с денежными системами сложившимися исторически.
- проанализировать денежную систему РК.
- рассмотреть перспективы совершенствования денежной системы в РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание денежной системы 5
История возникновения денежной системы 5
Виды и типы денежных систем 7
Современные конкурентные денежные системы 15
Глава 2. Анализ особенностей денежной системы РК 19
2.1 Элементы денежной системы Республики Казахстан 19
2.2 Государственное регулирование денежной системы РК 28
2.3 Устойчивость национальной валюты и ее курса 31
Глава 3. Перспективы совершенствования денежной системы в РК 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ДКБ на тему Совершенствование денежной системы рк.rtf

— 2.05 Мб (Скачать)

Эластичность кредитной эмиссии достигается за счет политики рефинансирования коммерческих банков и других инструментов денежно-кредитной политики, обеспечивающих управление ликвидностью коммерческих банков. Структура денежного предложения характеризуется преобладанием безналичных денег в электронном виде и обусловлена следующими преимуществами безналичных денег:

- низкими издержками выпуска в обращение;

- высокой степенью контролируемости в системе банковского оборота;

- высокой скоростью расчетов;

- экономией издержек обращения экономическими субъектами.

Объем денежного предложения в бумажно-кредитных денежных системах зависит от спроса на деньги со стороны экономических субъектов, который обусловлен следующими основными факторами:

- «спрос на сделки», т.е. деньги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности предприятий и организаций (авансирование оборотных активов, выплата заработной платы), а также для текущего потребления населения (покупки в системе розничной торговли, в сфере услуг);

- уровень и динамика цен всех товаров и услуг (или ценовой компонент денежного спроса): цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар (вышеуказанный фактор), но зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен;

- спрос на финансовые активы, деньги не только расходуются на текущее производственное и личное потребление, но и инвестируются в финансовые активы -- ценные бумаги, банковские депозиты, банковские сертификаты, страховые полисы. Спрос на финансовые активы во многом обусловлен процентными ставками доходности активов (уровень дивидендов по акциям, ставка купонного дохода по облигациям, курсовые разницы по валютным курсам, ставки банковских депозитов). Ставки доходности непосредственно влияют на цену финансовых активов и, таким образом, регулируют спрос на сами активы и деньги, необходимые для инвестиций;

- процентные ставки на кредитном рынке: поскольку безналичная денежная эмиссия имеет в основном кредитный характер, уровень процентной ставки делает кредитные ресурсы более или менее доступными;

- скорость обращения денег: чем она выше, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;

- инвестиционный спрос на деньги, связанный с расширенным воспроизводством деятельности экономических субъектов (производственное инвестирование или реальные инвестиции). Роль этого компонента особенно актуальна в условиях формирующейся инновационной экономики, когда основные конкурентные преимущества формируются на основе активного использования знаний, информации, прогрессивных технологий;

- интенсивность применения современных банковских технологии, которые в конечном счете определяют скорость расчетно-пла- тежного оборота;

- общий уровень налоговой нагрузки. Несмотря на кажущуюся оторванность от проблем денежного обращения, он, прежде всего, определяет границы теневого сектора экономики и уровень оттока капитала из страны и тем самым влияет на скорость обращения денег, отток наличных денег из реального оборота, формирование инвестиционных ресурсов;

- интенсивность процессов сбережения денег в банковском секторе расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран, что объясняется их экономичностью, удобством и эластичностью. Принципы фидуциарных денежных систем распространяются также на международные и региональные денежные системы.

                   

1.3 Современные конкурентные денежные системы

 

В нынешний момент формируется облик будущей денежной системы Казахстана и содружества. Принципиально важно понять, какая из нормативных моделей, с одной стороны, более адекватна нашей экономике, а с другой - соответствует представлениям современной науки. Большинство существующих в мире национальных денежных систем могут с некоторой натяжкой характеризоваться как одновалютные, поскольку в них имеется выделенный производимый государством товар, за которым закон признает уникальное положение на рынке платежных средств. Как и всякая другая государственная монополия, денежная монополия не является абсолютной. В экономике всегда используются и иные платежные средства. Государство, однако, блюдет свою монополию и ограничивает развитие иных платежных средств, которые могут создать конкуренцию или помехи госвалюте. Во всем (рыночном) мире сектора экономики, связанные с внешними рынками, а их становится все больше и больше, все равно работают в много валютной системе вне зависимости от позиции своего правительства. Преимущества одновалютности очевидны. Она устраняет неопределенность, связанную с обменными курсами, снижая операционные затраты. В большинстве стран валюта является государственной. Все государственное, как мы знаем, будучи взращены в стране социализма, бывает, как правило, только одного сорта. Там, однако, где имеется относительно свободный вход производителей и покупателей на рынок, единообразие случается редко. Мы видим тому несколько примеров и на денежном рынке. В бумажнике западного человека лежит несколько кредитных карточек, предназначенных для разных типов платежа за разные товары. При свободном денежном рынке должны быть широко распространены функциональные валюты, резко снижающие операционные затраты в какой-либо группе коммерческих операций. Примерами таких денег (на потребительском рынке) служат жетоны для метро (Москва) и телефона (Польша), телефонные кредитные карточки в Казахстане и т.п. Для одновалютных систем денежная стабильность основывается на "деловой этике" правительства. Оно либо обещает поддерживать постоянное отношение бумажных денег к золоту и иностранной твердой валюте, либо, как это обычно делается в наше время, действует на основании решения экспертов Центрального банка (система с Центральным банком - ЦБС). ЦБС является сейчас самой распространенной денежной системой.

При конкурентной многовалютной денежной системе (КМДС) валют много, и все желающие могут выпускать любые платежные средства, за которые только они сами и несут ответственность перед своими потребителями. Соответственно пользователь этих средств сам должен оценивать степень их надежности и удобства, то есть способность к снижению его операционных затрат. Частные платежные средства конкурируют между собой и с валютами зарубежных стран. Если в одновалютных системах качество денежной продукции контролируется госорганом, то в КМДС - конкуренцией.

Многовалютная система является открытой. Она не нуждается в свойственной ЦБС постоянной борьбе с новыми видами платежных документов и их регламентировании.

Что означает многовалютная система в нашей стране? Во-первых, признание существующей сегментации денежного рынка. В частности, всегда были разными безналичные и наличные "зарплатные деньги". Отождествление тенге и доллара означает либо резкое осушение безнала, либо резкое разводнение наличности. Установление свободного курса позволит надолго стабилизировать потребительский рынок при всех глубоких трансформациях, которые вскоре должны произойти в производственной сфере. Что могут использовать люди и организации в бывших советских республиках и в обретших независимость странах Восточной Европы в качестве денег для торговли друг с другом и с остальным миром? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, конкуренцию доллару сейчас составляет евро.

Устроение валютного союза и общей валюты с участием или без участия советских республик с целью создания инструментов международной торговли и инвестиций займет слишком много времени. После многолетних усилий правительства и центральные банки Западной Европы - при наличии длительного опыта и множества квалифицированных специалистов в области денежного обращения и заключения договоров - так и не достигли полного согласия относительно взаимно приемлемой общей валюты.

На Западе популярен еще один проект - с помощью валютного управления или центрального банка привязать деньги каждой республики к какой-либо сильной иностранной валюте, как доллар или евро. Привязка собственной валюты к доллару или евро на деле означает, что именно доллар или евро будут использоваться в международной торговле и инвестициях. Этот проект и на самом деле решает проблему подыскания валюты, пригодной для международных сделок. Более того, он не противоречит обращению к рынкам евровалют. Привязка к сильной валюте обеспечивает доступ к информации о мировых ценах, что необходимо для принятия разумных решений о размещении отечественных ресурсов и автоматически подталкивает цены и заработную плату каждой страны к сближению с мировыми ценами и заработной платой. При таком подходе возможно достижение более стабильных обменных курсов, чем при использовании системы свободно плавающих курсов. Готовность передать ответственность за денежную стабильность в руки более уважаемого иностранного правительства вызовет доверие к правительству реформ. Именно это было главным соображением при организации европейского валютного союза. При всей желательности повышения доверия к отечественной денежной политике, неверный выбор обменного курса по отношению к валюте-якорю может для ряда стран оказаться слишком сильным потрясением, поскольку результатом будет слишком быстрое замедление темпов эмиссии. Как показал американский опыт, слишком быстрое сокращение эмиссии может привести к чрезмерным издержкам. Когда чилийцы привязали свои деньги к доллару, они также это поняли Другим результатом присоединения к валютному союзу, как показал опыт Британии, может оказаться инфляция. Историческая динамика плановых цен - плохой ориентир для фиксации обменного курса. Стране с низким уровнем инфляции проще закрепить курс своих денег относительно доллара или марки. Но при высокой инфляции издержки в виде сокращения производства и роста безработицы могут оказаться политически неприемлемыми. Кроме того, большая, часть удачных опытов привязывания национальной валюты к доллару приходится на малые страны (Гонконг, Сингапур), сильно зависящие от международной торговли. Но Казахстан и Россия крупные, гордые государства, для которых внешняя торговля не имеет критического значения. Прикрепление своих национальных валют к сильным валютам мира может повести к валютному контролю и торговым интервенциям, которых эти страны хотели бы избежать. Согласны с этим западные эксперты или нет, но в ближайшем будущем новые республики вряд ли доверят посторонним контроль над своими валютами. Многие западные консультанты рекомендуют странам СНГ создание многосторонних валютных союзов вроде Европейского валютного союза или установление единой денежной системы. Другие западные советники рекомендуют с помощью валютного управления или центрального банка привязывать национальные валюты к сильным западным вроде доллара или евро. Такое решение помогло бы обеспечить достаточное количество долларов или евро для обслуживания международных трансакций. Новые пост-социалистические государства крайне нуждаются в имеющих широкое распространение, конвертируемых валютах для обслуживания торговых и инвестиционных сделок как между странами бывшего советского блока, так и со всем остальным миром. Национальным валютам этих стран и только формирующимся банковским системам пока недостает опыта и привлекательности, чтобы быть полезными инструментами международных трансакций. И при этом развитие международной торговли есть ключевой фактор успеха всей политики реформ.

 

 

Глава 2. Анализ особенностей денежной системы Республики Казахстан

 

2.1 Элементы денежной системы Республики Казахстан

 

Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

- Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге.

- Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.

Следующим законодательным актом явился Закон Республики Казахстан « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения.

Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно отметить следующие квалифицирующие признаки:

1. Денежная система республики основана на деньгах, выступающих в качестве денежного товара, что, впрочем, характерно для любой современной денежной системы. Не исключено, конечно, что могут выпускаться памятные монеты, изготовленные из серебряных, золотых, платиновых сплавов, однако они будут носить сувенирный или коллекционный, т.е. нумизматический характер, и их номинал или продажная цена не будет соответствовать стоимости содержащегося в них благородного металла.

2. Единственным элементом денег является государство в лице Национального банка, который, следовательно, единственный эмиссионный центр. Другого, довольно традиционного центра эмиссии в виде казначейства, денежная система республики не предусматривает.

3. Поскольку центром эмиссии является банк, то структура бумажных денег состоит лишь из одного вида денежных знаков - банкнот (т.е. билетов банка). Соответственно нет денег, традиционно именуемых «государственные казначейские билеты».

4. Бумажные деньги являются неразменными, т.е. не обеспечены возможностью обмена на драгоценные металлы и другие активы элементов. Эти деньги относятся к разряду обычных, чья платежная способность обеспечена установленной государством обязательностью приема в качестве средства платежа. Такое положение типично для всех современных денежных систем.

5. Денежная единица - казахстанский тенге - не содержит масштаба цен.

Денежной единицей (национальной валютой) в РК является тенге, которое состоит из 100 тиынов. Денежные знаки РК состоят из банкнот и монет (ст. 1 Закона "О денежной системе в Республике Казахстан" от 13 декабря 1993 г.). 

6. Казахстанский тенге является единственным законным средством платежа на территории республики. Использование иностранной валюты в качестве средства платежа запрещается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законодательством (они касаются, как правило, нерезидентов, а также денежных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью).

7. По своему режиму национальная валюта относится к разряду частично конвертируемой - возможность обмена тенге на иностранную валюту и наоборот, хотя и с ограничениями, но существует.

8. На территории республики действует государственная монополия по сделкам на внешнем и внутреннем рынках с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

9. Официальный валютный курс выражается через обменный курс Национального банка. Однако реальная продажа иностранной валюты осуществляется по курсу банков, которые они устанавливают самостоятельно.

10. Порядок денежного обращения довольно жестко регулируется государством, особенно в части налично-денежного оборота.

Такое положение объясняется, во-первых, трудностями становления национальной валюты; во-вторых, инфляционными издержками функционирования денежной системы. [3]

В далекие времена существовало четкое разграничение понятий «денежный оборот» и «денежное обращение». Под денежным обращением понималось только движение наличных денег. Денежный оборот как более емкое понятие отражал и наличный и безналичный обороты. При этом сфера движения наличных денег отражает распределение денежных доходов населения, а безналичных - распределение средств производства. Денежные знаки имели разное обеспечение. Наличный рубль обеспечивался совокупностью предметов потребления и услуг, безналичный - совокупностью средств производства, предназначенных для распределения. Такая система могла существовать только в условиях планово-централизованной экономики, где заранее известно, сколько будет денег у предприятия и населения, сколько товаров и по каким ценам будут их продавать. С распадом СССР, отпуском цен, разгосударствлением и т.д. это практически становится невозможным. По существу стерлись грани между денежным обращением и денежным оборотом. Движение наличных денег в процессе обращения товаров, оказании услуг и при осуществлении платежей, а также при перемещении денежных средств между предприятиями и финансово-кредитными учреждениями называется денежным обращением. Объективной основой денежного обращения является товарное производство и обращение товаров. Смена форм стоимости, т.е. превращение товара в деньги, и дальнейшее использование денег для приобретения новых товаров создают возможность их постоянного движения, т.е. обращения. Однако денежное обращение не является простым повторением товарного обращения. Эти два процесса протекают несколько обособленно. Так, товары после их реализации, как правило, покидают сферу обращения и потребляются. Деньги же, опосредствующие общее товара, не покидают сферы обращения и вновь вступают в нее. Находясь в обращении, деньги попеременно выполняют то функцию средства обращения, то средства платежа. Так, деньги от продажи товара могут быть использованы для погашения долга. В свою очередь деньги, поступившие в уплату долга, могут быть использованы для приобретения товаров. Объем совокупного денежного оборота всегда значительно превышает сумму цен товаров. Это объясняется тем, что функционирование денег не ограничивается только рамками купли-продажи товаров. Деньги используются для выдачи заработной платы, пенсий, стипендий, осуществления платежей в бюджет, получения и погашения банковских ссуд и т.д. Важный элемент регулирования денежного обращения - сужение сферы применения наличных денег. У нас этот вопрос пока решается только путем ограничения использования наличных денег в расчетах между предприятиями четырехкратным размером минимальной заработной платы, внедрением расчетных чеков, используемых вкладчиками для расчетов в розничной торговле. Они настолько взаимосвязаны, переплетены, что разграничение становится совсем ненужным. Деньги в своем обращении постоянно переходят из наличных в безналичные и наоборот. Выручка предприятия розничной торговли, сданная в банк, превращается в безналичные денежные средства на его расчетном счете, с которого оно может перечислить суммы своим поставщикам. Поставщики же могут использовать поступившие на расчетный счет безналичные деньги для выдачи заработной платы своим работникам и т.д. Переход наличных денег в безналичные означает, что население или использует свои денежные доходы на покупку товаров, оплату услуг, или ведет сбережение денег. Наличные деньги начинают свое движение из касс банков путем выдачи заработной платы, пенсий, пособий и т.д. и возвращаются в банки в виде выручки от торговых, транспортных, зрелищных предприятий, вкладов населения и т.д.

Информация о работе Совершенствование денежной системы РК