Совершенствование денежной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежной системы и развитие её типов в истории, а также рассмотрение денежной системы РК.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач :
- ознакомиться с денежными системами сложившимися исторически.
- проанализировать денежную систему РК.
- рассмотреть перспективы совершенствования денежной системы в РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание денежной системы 5
История возникновения денежной системы 5
Виды и типы денежных систем 7
Современные конкурентные денежные системы 15
Глава 2. Анализ особенностей денежной системы РК 19
2.1 Элементы денежной системы Республики Казахстан 19
2.2 Государственное регулирование денежной системы РК 28
2.3 Устойчивость национальной валюты и ее курса 31
Глава 3. Перспективы совершенствования денежной системы в РК 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ДКБ на тему Совершенствование денежной системы рк.rtf

— 2.05 Мб (Скачать)

Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи.

Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию.

В настоящее время в Республике Казахстан денежный агрегат М2 рассчитывается как сумма следующих показателей:

М2 = масса денег в обращении + сумма депозитов.

В свою очередь, сумма депозитов равна средствам на счетах предприятий и вкладам населения в коммерческих банках плюс вклады населения в сбербанках (срочных и до востребования).

Из таблицу 1 видно, что денежная масса в обращении (денежный агрегат М2) на 1 января 2012 г. составила 236,4 трлн. тенге и по сравнению с 1 января 2011 г. увеличилась почти в 1,5 раза. (см. Приложение 1).

Определяющими факторами роста денежной массы в 2011 году по-прежнему были кредиты банковской системы экономике и Правительству.

Участие Национального Банка Республики Казахстан в формировании денежной массы характеризуется объемом и динамикой денежной базы и источников ее формирования.

Денежная база в широком определении, включающая наличные деньги в обращении и в кассах коммерческих банков, средства в фонде обязательных резервов и на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном Банке Республики Казахстан, возросла в 2,6 раза в 2011 г. против 5,2 раза в 2010г. (см. Приложение 2).

Наибольший удельный вес в структуре денежной базы составляют наличные деньги в обращении с учетом касс коммерческих банков. Их доля к концу 2011 года составила 59,2% против 63,6% к концу 2010г.

Доля остатков на корреспондентских счетах банков в денежной базе сократилась с 23,4% в начале года до 22,7% в конце.

Совокупные резервы коммерческих банков на 1 января 2012 г. составили 40,5 трлн. тенге, увеличившись с начала года в 2,5 раза. Обязательные резервы банков, депонируемые в Национальном Банке Республики Казахстан, увеличились за год в 3,6 раза и составили на конец года 32,3 трлн. тенге.

В 2011г. для более эффективного воздействия на темпы роста денежной массы Национальный Банк Республики Казахстан осуществлял контроль за динамикой денежной базы в узком определении, включающей наличные деньги в обращении и в кассах коммерческих банков, а также средства в фонде обязательных резервов. С этой целью были установлены ежеквартальные лимиты прироста чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования.

 

2.2 Государственное регулирование денежной системы РК

Национальный Банк Казахстана проводит независимую денежно-кредитную политику, направленную на поддержание низких темпов инфляции путем регулирования уровня денежной базы с использованием косвенных инструментов денежно-кредитной политики.

С 1998 года прекращена практика прямого кредитования Национальным Банком дефицита бюджета.

По итогам последних 5 лет (2006 - 2011 годы) по таким показателям, как девальвация и инфляция, Казахстан находится в одном ряду с такими странами Восточной Европы, как Польша и Венгрия. Низкие темпы инфляции и отсутствие реальной переоценки национальной валюты оказывают позитивное влияние на рост производства и экспорт.

Рациональное использование богатых природных ресурсов дает возможность стране обеспечивать достаточный приток иностранной валюты, способствующий укреплению курса тенге и поддержанию положительного сальдо текущего счета платежного баланса.

В Казахстане сформирована устойчивая двухуровневая банковская система, которая является более развитой по сравнению с банковскими системами стран ближнего зарубежья. Переход банков второго уровня на международные стандарты деятельности и отчетности, допуск на внутренний рынок зарубежных банков, консолидация банковского капитала и дальнейшее повышение капитализации банковского сектора повышают конкурентоспособность наших банков, стимулируют интеграцию банковского капитала Казахстана в мировые финансовые потоки. Число отечественных банков, имеющих кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств, возросло до 8.

Стабильность банковского сектора, функционирование системы обязательного коллективного страхования депозитов физических лиц постепенно укрепляют доверие населения к работе коммерческих банков, что способствует увеличению ресурсной базы банков.

В свою очередь рост их ресурсной базы, усиление конкуренции между банками и неоднократное понижение ставки рефинансирования создают благоприятные условия для расширения кредитования экономики.

В настоящее время чистые международные резервы превышают денежную базу в 2,3 раза, что обеспечивает устойчивость национальной валюты. К тому же Казахстан является золотодобывающей страной и имеет возможность пополнять золотовалютные резервы за счет покупки золота у внутренних товаропроизводителей.

Недостаточный уровень развития финансовой системы, что проявляется в относительно низком уровне монетизации экономики и высокой доле наличного оборота.

Вследствие сырьевой направленности экономики объем экспортной валютной выручки сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на сырье и крайне неустойчив, а это напрямую влияет на ситуацию с платежным балансом и стабильность курса национальной валюты.

Сохранение довольно высокого уровня долларизации экономики снижает эффективность денежно-кредитной политики, повышает уязвимость банковской системы и реального сектора экономики, уменьшает доходы государства.

Несмотря на устойчивое развитие банковского сектора, объемы кредитования еще далеко не удовлетворяют потребности реального сектора экономики в кредитах, особенно на цели технического перевооружения производства.

Рост валютной выручки, приходящей в страну с расширением экспорта нефти, с одной стороны, будет способствовать поддержанию стоимости национальной валюты, с другой - обеспечит приток дополнительных оборотных средств, направляемых в качестве инвестиций во внутреннюю экономику страны.

Учитывая, что банковская система Казахстана опережает в своем развитии банковские системы стран ближнего зарубежья, необходимо рассмотреть пути и механизмы возможной экспансии банковского капитала в регионы СНГ. Кроме того, наличие в Казахстане крупных системообразующих банков национального масштаба создает реальные условия для превращения г. Алматы в финансовый центр центральноазиатского региона.

Внедрение надзора на консолидированной основе позволит существенно повысить объективность оценки финансового состояния банков и ограничить подверженность банков рискам, в том числе со стороны аффилированных с ними лиц, и в итоге обеспечить финансовую стабильность банковского сектора.

Создание Национального фонда стабилизирует поступления доходов от нефтяной деятельности и обеспечит необходимые резервные активы на случай кризисных ситуаций в экономике.

Дальнейшему укреплению ресурсной базы банков будет способствовать совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц и создание фонда гарантирования обязательств банков по межбанковским кредитам.

Росту кредитования реального сектора экономики будет способствовать: расширение практики вексельного рефинансирования банков, кредитующих устойчивые в финансовом отношении предприятия; функционирование Банка Развития; активизация финансового лизинга; деятельность кредитных товариществ, а в сфере жилищного строительства - деятельность образованной в декабре 2010 года Казахстанской ипотечной компании, которая будет проводить операции по покупке ипотечных кредитов у банков второго уровня.

Развитие мониторинга реального сектора экономики дает возможность значительно повысить эффективность денежно-кредитной политики Национального Банка за счет усиления ее ориентированности на потребности реального сектора экономики.

Одной из составляющих монетарной политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать, что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным целям, а именно достижению к 2011 году уровня ВВП 2008 года и дальнейшего 7% -ного роста ВВП.

В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.

Более высокие темпы инфляции могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.

Достижение темпов среднегодовой инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов денежно-кредитной политики. Но при этом экономическая политика Правительства должна быть также ориентирована на такие уровни инфляции.

В этом же направлении Нацбанком будут осуществляться меры и по развитию безналичного денежного оборота.

Валютная политика Казахстана должна обеспечивать защиту денежной системы государства и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.

В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования должен стать выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

Повышение мировых цен на сырье и проведенная в апреле 1999 года девальвация тенге способствовали росту добывающих и некоторых импортозамещающих отраслей и оживлению экономики государства. Политика обменного курса должна адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая тем самым фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития.

В течение пяти последующих лет предполагается сохранение свободно плавающего обменного курса тенге, который предполагает адекватность девальвации изменениям уровня инфляции внутри страны и за рубежом, что будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках и тем самым укреплению складывающихся благоприятных экономических позиций и созданию предпосылок для будущего успешного развития Казахстана.

Сохранение данного валютного режима продиктовано тем, что еще не устранена сырьевая направленность производства и, естественно, экспорта, т.е. сохраняется высокая уязвимость экономики страны от изменения мировых цен на сырье. Кроме того, во внешнеторговом обороте страны высока доля России, поэтому развитие экономики будет зависеть от ситуации в России.

Если эти зависимости экономики будут преодолены, то, конечно, возникнет необходимость изменения валютного режима управления обменным курсом национальной валюты.

Здесь возможны несколько вариантов нового валютного режима:

привязка к "корзине валют" (доллар США, евро, иена, российский рубль и т.п.);

переход к единой валюте в рамках: Евразийского экономического сообщества или всего СНГ, центрально-азиатских республик (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), а также союза с одной из соседних стран (Кыргызстан).

 

 

2.3  Устойчивость национальной валюты и ее курса

 

15 ноября 2007 года - исполняется 14 лет со дня введения национальной валюте - тенге, но работа над ее введением началась гораздо раньше. В 1991 году Казахстан получил независимость и стал осуществлять рыночные преобразования. Однако единая денежная система, функционировавшая в то время, была крайне неустойчивой. Молодые государства одна за другой вводили собственные национальные валюты или временные денежные знаки, что могло быть симптомом начала развала рублевой зоны. Поэтому руководство страны в 1991-1992 годы, наряду с усилиями по сохранению рублевой зоны, проводило подготовительные работы по введению собственной валюты. Введение Россией в июле 1993 года собственной валюты привело к фактическому разделению казахстанского и российского рубля и, несмотря на подписание в сентябре 1993 года соглашения с Российской Федерацией об объединении денежных систем России и Казахстана, в республике российские банкноты образца 1993 года не были введены. Сформированная 3 ноября 1993 года Государственная комиссия по введению национальной валюты подготовила Концепцию и Сценарий введения национальной валюты, в которых были определены сроки, способ введения, вопросы доставки новой валюты в обменные пункты, коэффициент и лимиты обмена наличных денег, режим формирования валютного курса и другие важные вопросы. Для соблюдения легитимности и цивилизованности введения национальной валюты о готовящемся мероприятии своевременно были извещены международные организации и правительства соседних стран. В первые годы введения национальной валюты остро стоял вопрос формирования ликвидного валютного рынка. Для обеспечения потребности рынка в иностранной валюте с 1 января 1994 года была временно введена обязательная продажа на валютной бирже 50% экспортной выручки . Для удовлетворения потребности населения в наличной иностранной валюте была создана широкая сеть обменных пунктов, что привело к полному исчезновению «черного» рынка наличной иностранной валюты. С момента введения тенге был валютой, конвертируемой по текущим операциям. Но была поставлена цель - со временем достичь полной ее конвертируемости. В июле 1996 года были сняты ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам, что позволило достичь условий по обеспечению свободной конвертируемости тенге. Была гарантирована свобода денежных переводов, связанных с иностранными инвестициями, для нерезидентов был введен свободный порядок конвертации и покупки иностранной валюты на внутреннем рынке, физическим лицам было разрешено вывозить иностранную валюту на определенную сумму без представления подтверждающих документов. Для достижения устойчивости тенге Национальный Банк стал проводить жесткую денежно-кредитную политику. Были прекращены выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных кредитов. Одновременно функции кредитования экономики полностью переданы банкам второго уровня. Национальный Банк стал решать свою основную задачу - обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса. Постепенно расширялся арсенал инструментов денежно-кредитной политики. Кроме ставки рефинансирования, введения норм обязательных резервов и интервенций на внутреннем валютном рынке, Национальный Банк стал выпускать собственные ценные бумаги (краткосрочные ноты), проводить операции на открытом рынке и выдавать кредиты "овернайт". В результате за 5 лет инфляцию удалось снизить с 2165% в 1993 году до 1,9% в 1998 году. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге - 452 млн. долл.). Эффективности проведения денежно-кредитной политики способствовал Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан" (март 1995г.), согласно которому Национальный Банк стал подотчетен Президенту и в пределах предоставленных ему законодательными актами полномочий независим в своей деятельности. Освободившись от политического давления, Национальный Банк приступил к масштабной работе создания эффективной банковской системы, сделав ставку на усиление надзора и повышение надежности коммерческих банков с целью превращения их в будущем в один из основных каналов привлечения внутренних ресурсов для долгосрочного инвестирования экономики. В результате была создана достаточно прозрачная и устойчивая банковская система, защищенная от вмешательства государственных органов. Одной из важных задач Национального Банка, как уполномоченного органа по регулированию банковской системы, является защита интересов депозиторов банков и повышение доверия населения к банковской системе. Для решения этой задачи был принят ряд очень важных мер. В марте 2000 года введен институт банковской тайны, в июне-июле 2001 года проведена акция по легализации капитала, в 2000 году запущена система страхования депозитов. На 1 сентября 2003 года из 34 действующих банков Казахстана 21 банк входил в систему страхования депозитов (На 20 апреля 2007 года действует 33 банка). Система страхования депозитов постоянно совершенствуется, ее фонды неуклонно растут. Все эти меры способствуют повышению доверия населения к банковской системе. По размеру вкладов на душу населения (140 долл. США) Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Альтернативой банковскому кредитованию призвана стать система вексельного рефинансирования, которая запущена в 2000 году. Эффективным механизмом мобилизации и перераспределения внутренних сбережений населения с принятием Закона «Об инвестиционных фондах» станет институт паевых и акционерных инвестиционных фондов. Охватить финансовыми услугами более широкий круг лиц и организаций в различных регионах страны позволит создаваемая в настоящее время трехуровневая система кредитования. Она состоит из банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, и микро кредитных организаций. На сегодняшний момент особенно актуально развитие микро кредитных организаций, которые позволят расширить финансирование малого предпринимательства. Расширению регионального охвата финансовыми услугами будет также способствовать почтово-сберегательная система. Для решения социальных проблем населения в Казахстане с 2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. Ее первый уровень представлен первичными кредиторами в лице банков и небанковских организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, а верхний уровень - Казахстанской Ипотечной Компанией, главной задачей которого является рефинансирование банков, осуществляющих ипотечное кредитование, на вторичном рынке. Для населения с небольшими доходами более приемлемой для улучшения жилищных условий является система строительных сбережений. В этой системе клиент осуществляет первоначальное накопление в созданном в апреле 2003 года Жилстройсбербанке, после чего получает право на кредит. При этом государство начисляет дополнительную премию по вкладам в Жилстройсбербанке. Наибольший вклад в социальную защиту населения внесла накопительная пенсионная система, созданная в рекордно короткие сроки. Численность вкладчиков накопительной пенсионной системы на 1 сентября 2003 года составила 5,9 млн. человек. Это означает, что около 80% экономически активного населения является вкладчиками накопительной пенсионной системы. В настоящее время накопительные пенсионные фонды стали крупными институциональными инвесторами. Пенсионные активы растут высокими темпами, и их объем на 1 сентября 2003 года превысил 329,1 млрд. тенге (8% ВВП).В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. Общий объем депозитов резидентов на 1 сентября составил 703,1 млрд. тенге (около 4,8 млрд. долл. США). Быстрыми темпами растут вклады населения, которые достигли уровня 306,7 млрд. тенге (около 2,1 млрд. долл. США). Общий объем основного долга по кредитам банков экономике составил 825,7 млрд. тенге (около 5,6 млрд. долл. США). Растут объемы долгосрочных кредитов экономике (удельный вес - 62,8%). Снижаются процентные ставки. Одним из наиболее развитых сегментов финансового рынка является рынок государственных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг также набирает высокие темпы развития. На 1 сентября 2003 года в обращении находились 58 действующих эмиссий негосударственных облигаций суммарной номинальной стоимостью 116,9 млрд. тенге (около 3% к ВВП) и 3529 действующих эмиссий акций суммарной номинальной стоимостью 1,3 трлн. тенге (около 32% к ВВП). Страховой рынок начал развиваться сравнительно недавно, и хотя он набрал высокие темпы роста, его уровень еще не соответствует потребностям экономики. На 1 августа 2003 года лицензии на право осуществления страховой деятельности имеют 32 страховые организации, в том числе 7 с иностранным участием и 1 по страхованию жизни. Совокупные активы страховых организаций составили 24,4 млрд. тенге, совокупный собственный капитал - 7,8 млрд. тенге. Достижения в финансовом секторе - это результат большой работы по регулированию и надзору за деятельностью участников финансового рынка. В соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору в начале 2001 года Национальный Банк был наделен полномочиями по проведению консолидированного надзора за банковской деятельностью. Как показывает мировая практика, с развитием и интеграцией финансового рынка наиболее эффективным является комплексный контроль за всеми финансовыми институтами. Поэтому Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности брокерских компаний, компаний по управлению пенсионными активами и банков-кастодианов (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения (2002г.). Таким образом, в данное время Национальный Банк занимает ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. В январе 2004 году надзорные функции будут переданы самостоятельному регуляторному органу, подотчетному Президенту страны. Статистика, формируемая Национальным Банком, также соответствует международным стандартам. Казахстан одним из первых среди стран СНГ вступил в системы стандартов распространения данных МВФ, являющихся критерием оптимального распространения данных (в 1999 году - в систему Общий стандарт по распространению данных, а в марте 2003 года - в систему Специальный стандарт распространения данных). Денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса и внешнего долга регулярно размещается на сайте МВФ, публикуется в официальных изданиях Международного Валютного Фонда и Мирового Банка Реконструкции и Развития, а также в официальных изданиях самого Национального Банка. Основным направлением развития казахстанского финансового рынка на среднесрочный период является дальнейшее приближение его уровня к международным стандартам. Концепцией развития финансового сектора предусмотрено полное приближение к 2007 году механизма регулирования и надзора за участниками финансового рынка, платежной системы Казахстана и других сегментов финансового сектора к стандартам Евросоюза. Максимальное приближение к стандартам Европейского союза в области денежно-кредитной политики обеспечит переход к инфляционному таргетированию, главной особенностью которого является ее «направленность в будущее», а также дальнейшая либерализация валютного режима. К 2007 году предполагается достичь полной конвертируемости тенге, то есть добиться конвертируемости национальной валюты не только по текущим операциям, но и по операциям, связанным  с   движением  капитала. 
          Глава 3. Перспективы совершенствования денежной системы в   Республике Казахстан

Информация о работе Совершенствование денежной системы РК