Современная банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, пути ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру банковской системы;
- познакомиться с главными составляющими банковской системы;
- рассмотреть основные виды операций, проводимых банками в РБ;
- рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
- проанализировать проблемы и оценить перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты построения банковской системы……………………...6
1.1 Сущность банковской системы, ее функции…………………………………..6
1.2 Структура банковской системы………………………………………………...9
1.3 Основные тенденции развития банковской системы………………………...16
2 Банковская система Республики Беларусь……………………………………...21
2.1 История становления и развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..21
2.2 Особенности функционирования банковской системы в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………….26
2.3 Направления развития и пути совершенствования банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...44
Приложение А. Схема структуры двухуровневой банковской системы……….45
Приложение Б. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 20.11.2011 г. …………………………………………..46
Приложение В. Структура депозитов и кредитов банковской системы по форме собственности клиентов …………………………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 213.15 Кб (Скачать)

          Правовой основой деятельности НБ Республики Беларусь является Конституция РБ, Банковский Кодекс РБ, Законы РБ и нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.

          Основными целями деятельности  Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

          Получение прибыли не является  основной целью деятельности  Национального банка.

          Национальный банк Республики  Беларусь выполняет следующие  функции: 

  • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь;
  • обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;
  • выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
  • выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
  • дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • осуществляет лицензирование банковской деятельности;
  • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
  • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
  • согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;
  • осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;
  • разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
  • определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;
  • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
  • организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
  • организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
  • по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;
  • формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
  • устанавливает цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  • устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
  • устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  • организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
  • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
  • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  • осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;
  • разрабатывает стандарты и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;
  • осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством;
  • формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй [16].

          Коммерческие банки РБ составляют  второй уровень банковской системы  страны.

           Правовой основой создания и  прекращения деятельности коммерческих  банков в Республике Беларусь  являются Банковский кодекс РБ  и нормативные документы НБ  РБ.

          Коммерческие банки создаются  учредителями (участниками) – юридическими  и физическими лицами, за исключением  общественных объединений, преследующих  политические цели.

          Банки могут учреждаться на  основе государственной и частной  форм собственности в виде  акционерных обществ (закрытого  или открытого типа) или унитарного  предприятия. Частные банки основаны  на частной собственности, но  в РБ даже такой банк может  быть учрежден за счет средств  не менее чем трех участников.

          В РБ могут создаваться универсальные  банки, имеющие лицензию на  осуществление отдельных банковских  операций, а также специализированные  банки, деятельность которых направлена  на осуществление отдельных банковских  операций.

          Иностранные учредители могут  создавать на территории РБ  банки со 100% собственным капиталом,  совместные банки – на долевой  основе с белорусскими соучредителями, филиалы – на правах юридического  лица и правительства. Размер (квота) участия иностранного  капитала в банковской системе РБ устанавливается НБ Республики Беларусь. Доля иностранного капитала в РБ при создании совместного банка не должна превышать 49% [16].

          На современном этапе развития  банковская система республики  функционирует достаточно устойчиво.  Значимым участником проведения  государственной социально-экономической  политики является группа ведущих  банков, специализирующихся на обслуживании  крупных народнохозяйственных комплексов  и кредитной поддержке ключевых  государственных социально-экономических  программ. В нее входят 6 банков: открытые  акционерные общества “Сберегательный  банк “Беларусбанк”, “Белагропромбанк”, “БПС-Сбербанк”, “Белинвестбанк”, “Приорбанк”, “Белвнешэкономбанк”, доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составила в октябре 2011 года 83,8 процента. За последний год совокупный размер уставных фондов банков увеличился на 30,4 процента и составил на 01.11.2011 12869,2 млрд. рублей. [9, 16]

          На 2359,5 миллиарда бел. руб., или на 24 %, увеличились с начала 2011 г. вклады населения в национальной валюте в белорусских банках. Депозиты в иностранной валюте за этот период уменьшились на 521,3 миллионов долларов США, или на 11,9 %.  На начало ноября 2011 года вклады физических лиц в национальной валюте достигли около 12 167,9 млрд. бел. руб., а в иностранной – 3 860,9 миллионов долларов США. Динамика депозитов населения в белорусских рублях и иностранной валюте представлена на рисунке 1. 

 

Рисунок 1 – Динамика депозитов населения в белорусских рублях и иностранной валюте за январь – ноябрь 2011 года

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [10]. 

          Банками предлагаются населению  более привлекательные условия  по депозитам, особенно с длительными  сроками размещения денежных  средств: повышенный уровень доходности, фиксированная процентная ставка в период действия вклада, возможность его пополнения и капитализация процентов. Несмотря на увеличение ставки рефинансирования с 11 ноября нынешнего года до 40 % годовых, уровень процентных ставок по вкладам в бел. руб. не перекрывает темпы инфляции. Структура депозитов и кредитов по форме собственности представлена в Приложении В.

          2011 год характеризовался дальнейшим  укреплением доверия к банковскому  сектору со стороны кредиторов  и вкладчиков, что нашло свое  выражение в росте финансового  потенциала банков. Объем пассивов  банковской системы за данный  период увеличился с 127 537,2 млрд. до 252 179,9 млрд. рублей, или на 97,7 процента. Структура пассивов банковского сектора представлена на рисунке 2. 

 

Рисунок 2 – Структура  пассивов на 01.11.2011.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [9]. 

          Основным источником расширения  ресурсной базы стали средства, привлеченные от резидентов и  нерезидентов РБ в иностранной  валюте, прирост которых составил 228 процентов и обеспечил 68 процентов  общего прироста пассивов банковского  сектора. На 01.11.2011 средства физических  лиц составили 46 643,8 млрд. рублей, или 18,6 процентов пассивов банковского сектора.        

          Вторым по значимости источником  расширения ресурсной базы являлись  средства субъектов хозяйствования (небанковские финансовые, коммерческие  и некоммерческие организации,  индивидуальные предприниматели). Их  объем увеличился с начала  года на 132 процента и на 01.11.2011 составил 51 238,7 млрд. рублей. Доля средств субъектов хозяйствования в совокупных пассивах банковского сектора составила 20,3 процента.

          В структуре привлеченных ресурсов  за рассматриваемый период увеличился  объем привлеченных средств от  нерезидентов (с 17 200,1 млрд. рублей до 56103,1 млрд. рублей, или на 226,2 процента) [9, c.193-197].

          За 2011 год средства, размещенные  в активах банковского сектора,  увеличились на 124 642,7 млрд. рублей, или на 97,7 процента, и составили 252 179,9 млрд. рублей. Структура активов представлена на рисунке 3. 

 

Рисунок 3 – Структура  активов на 01.11.2011.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [9]. 

          Основным фактором роста активов  банковского сектора является  увеличение объемов кредитных  операций банков, объем которых  превышает 118 572 млрд. рублей на 1 ноября 2011г.

          Объем кредитов, предоставленных  банками физическим лицам, увеличился  на 8083 млрд. рублей, или на 36 процента, и на 01.11.2011 составил 30 767,5 млрд. рублей. Объем кредитов, предоставленных банками юридическим лицам, увеличился на 52 450 млрд. рублей, или на 79,3 процента, и на начало ноября составил 118 572,6 млрд. рублей.

          Объем кредитования в национальной валюте увеличился на 30 процентов и составил 149 340,1 млрд. рублей, в иностранной валюте – на 8 процентов и составил в эквиваленте 6 936,3 млн. долларов США [9, c.197-201].

          За 2011 год вложения в долговые обязательства и акции увеличились на 5868 млрд. рублей, или в 1,84 раза.

          Прибыль банков за ноябрь 2011 года  составила 1 845,3 млрд. рублей и увеличилась по сравнению прошлым годом в 1,2 раза. За последний год показатели рентабельности банковской системы уменьшились с 165 до 153 процента. Ускорение инфляционных процессов, увеличение базовой ставки рефинансирования, осуществляемые банками в связи с этим меры способствовали увеличению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке.

          В целом для банковской системы  Беларуси за последний год  характерно отсутствие резких  колебаний в структуре доходов  и расходов, наблюдается их поступательный  рост. На 1 ноября доходы банков  составили 59 012,7 млрд. руб., а расходы - 56 490,6 млрд. руб. Структура доходов представлена на рисунке 4. 

 

Рисунок 4 – Структура  доходов банковской системы в 2011 году.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [9]. 

          В структуре доходов наблюдается  увеличение удельного веса прочих  банковских доходов (доходов,  получаемых банками на рынке  ценных бумаг и валютном рынке)  с 5 процентов на 01.02.2011 до 25 процентов  на 01.11.2011 при одновременном уменьшении  доли резервов, что наглядно показывает  диаграмма на рисунке 4.

          Доля процентных и комиссионных  доходов с начала года в  общей структуре значительно  не изменилась [9, c.204].

          Структура расходов представлена  на рисунке 5. 

 

Рисунок 5 – Структура расходов банковской системы в 2011 году.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [9]. 

          В структуре расходов снизилась  доля отчислений в резервы  (с 65 процентов на 01.02.2011 до 49 процентов  на 01.11.2011); значительно увеличился  удельный вес прочих банковских  расходов с 5 до 20 процентов.

          Доля процентных и комиссионных  расходов с начала года в  общей структуре значительно  не изменилась.

          Следует отметить, что рост расходов  банков происходит более низкими  темпами, чем рост доходов,  что позволяет банкам постепенно  увеличивать объемы получаемой  прибыли [9, c.204].

          На состояние и развитие банковской  системы влияют следующие факторы:

  • денежно-кредитная политика государства;
  • экономическая ситуация в стране;
  • законодательная база;
  • роль и место банковской системы в экономике страны;
  • межбанковская конкуренция;
  • налоговая политика государства [7, c.416-417].

          В банковской системе Беларуси  существуют некоторые структурные  проблемы, обусловленные общей направленностью  политики в отношении финансового  сектора. Как отмечают эксперты  МВФ, помимо того, что время  от времени ощущается нехватка  ликвидности в банковской системе,  прибыльность банков является  низкой, временами резервы нескольких  банков оказываются ниже требуемого  уровня, а межбанковский рынок  недостаточно развит. Кроме того, из-за высокой степени долларизации, значительная часть банковских ссуд и депозитов выражена в иностранной валюте, в то время как уровень официальных международных резервов низок. Высокая инфляция, обесценивание белорусского рубля стали причиной недоверия к рублю и привело к массовому изъятию депозитов в национальной валюте.

Информация о работе Современная банковская система Республики Беларусь