Современная банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, пути ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру банковской системы;
- познакомиться с главными составляющими банковской системы;
- рассмотреть основные виды операций, проводимых банками в РБ;
- рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
- проанализировать проблемы и оценить перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты построения банковской системы……………………...6
1.1 Сущность банковской системы, ее функции…………………………………..6
1.2 Структура банковской системы………………………………………………...9
1.3 Основные тенденции развития банковской системы………………………...16
2 Банковская система Республики Беларусь……………………………………...21
2.1 История становления и развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..21
2.2 Особенности функционирования банковской системы в современной экономике Республики Беларусь………………………………………………….26
2.3 Направления развития и пути совершенствования банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...44
Приложение А. Схема структуры двухуровневой банковской системы……….45
Приложение Б. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 20.11.2011 г. …………………………………………..46
Приложение В. Структура депозитов и кредитов банковской системы по форме собственности клиентов …………………………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 213.15 Кб (Скачать)

     6. Привлечение иностранного капитала  в уставные фонды коммерческих  банков за счет продажи ими  пакетов своих акций.

     Учитывая, что коммерческие банки не имеют  достаточных внутренних источников пополнения своих уставных фондов и  собственного капитала в короткие сроки, а полученная ими прибыль в  белорусских рублях "съедается" инфляцией и падением обменного  курса белорусского рубля, было бы целесообразно  достичь этого путем привлечения  иностранных финансовых источников, в первую очередь, из дальнего зарубежья, т.к. это позволило бы не только получить деньги в уставные капиталы, но и привлечь соответствующую клиентуру на белорусский рынок.

     7. Проведение комплекса работ на  общегосударственном уровне для  получения Беларусью странового кредитного рейтинга.

     Поскольку одним из условий привлечения  средств в уставные капиталы белорусских  банков является независимая оценка финансового положения белорусских  банков, то необходимо провести предварительную  работу по получению Беларусью странового кредитного рейтинга. Он нужен не только для получения страной внешних займов, но и для облегчения процесса получения белорусскими банками индивидуального рейтинга.

     8. Ограничение числа коммерческих  банков, имеющих генеральную лицензию, на проведение валютных операций, покупку-продажу наличной валюты, привлечение валютных депозитов  домашних хозяйств и предприятий,  а также обслуживание иностранных  кредитных линий. 

     Данное  предложение преследует следующие  две основные цели: первая - ужесточение  контроля за операциями банков с иностранной  валютой, который легче осуществить в относительно небольшом числе "чистоплотных" банков, вторая - не допускать "размывания" ограниченных валютных ресурсов в большем числе кредитно-финансовых учреждений.

     9. Развитие новых, рыночных форм  привлечения денежных средств  коммерческими банками, включая  АДР (американские депозитарные  расписки), облигации, продажи сомнительных  задолженностей и т.д.

     10. Отказ со стороны государства  от финансирования государственных  программ за счет кредитной  эмиссии Национального банка  и переход к их кредитованию (в разумных пределах) за счет  обязательного минимума в активах  банков целевых облигаций государственных  займов.

     11. Введение жесткой зависимости  процентных ставок по срочным  депозитам и краткосрочным кредитам  в национальной валюте от уровня  инфляции в годовом исчислении. Ставка рефинансирования - не менее  110% размера от уровня инфляции, ставка по срочным депозитам  домашних хозяйств - 115%, ставка по  кредитам - 120%. Снижение процентных  ставок может быть следствием  только снижения инфляции.

     Введение  регулирования размера процентных ставок по депозитам и кредитам в  зависимости от уровня инфляции преследует цель достижения реальной положительной  цены национальной денежной единицы  и соответственно, доверия к ней  в качестве средства сохранения стоимости.

     12. Развитие факторинговых операций и лизингового кредитования, связанных с минимальным залогом.

     Данный  блок мероприятий связан, прежде всего, с развитием малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточно залоговых ценностей для получения  банковских ссуд. Но он может применяться и для кредитования крупных предприятий, особенно в части предоставления в лизинг дорогостоящего оборудования.

     13. Ужесточение контроля за исполнением залоговых требований по просроченным кредитам банков государственными предприятиями, включая их акционирование и передачу акций кредиторам.

     Блоки институциональных и собственно финансовых мероприятий необходимо дополнить мероприятиями организационного характера, среди которых, прежде всего:

  • мероприятия по укрупнению коммерческих банков путем повышения нормативов минимального уставного и собственного капиталов, так как большинство небольших банков практически не участвуют в кредитовании реального сектора экономики в силу своей маломощности и зарабатывают деньги исключительно на финансовых рынках.
  • разделение функций эмиссионного банка и органа надзора за деятельностью коммерческих банков в Национальном банке. Это обусловлено тем, что центральный банк активно участвующий в экономике, разрабатывающий предписания и нормативы для коммерческих банков, несет ответственность за их платежеспособность и не может беспристрастно выполнять функции пруденциального надзора, т.е. контроль за безопасным и ликвидным состоянием каждого банка. Эти функции, как это практикуется в развитых странах, лучше передать самостоятельному подразделению - Банковскому комитету при Совете Министров.

          Развитие банковской системы  предусматривается осуществлять  по следующим основным направлениям:

  • укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
  • повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала [11, c.396-399]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

      Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания  того места, которое должны занимать банки в экономической системе  управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.

      Главная слабость сегодняшней белорусской  банковской системы и отдельных  коммерческих банков, безусловно, связана  с крайне низким уровнем капитализации. Капитал банковской системы, достаточный  для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП  страны. В Беларуси  он примерно в 2,5 раза ниже.

      Скорейшее восстановление и наращивание капитальной  базы банковской системы, а также  централизация и концентрация национального  банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения Беларуси в развитую страну с конкурентоспособной  экономикой.

      Что нужно для того, чтобы лучше  вписаться в международную систему  расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система Беларуси должна совершенствоваться. Совершенствование  в первую очередь необходимо по линии  банковского надзора, по повышению  достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным  организациям прибегающим к намеренному  искажению своей отчетности.

      В заключение необходимо отметить, что  слабость белоруской банковской системы, приведшая ее к тому, что белорусские  банки фактически превратились в  расчетно-кассовые центры, не выполняющие  функций накопления и перераспределения  сбережений, и тем более не способных  привлекать внешние инвестиции, предопределена не только несовершенством существующего  законодательства, но и его несоблюдением.

      Обновленное государственное регулирование  банковского бизнеса в стране должно строиться не только в направлении  контроля, но, прежде всего, с целью создания условий для быстрого наращивания капиталов в стабильном правовом поле и открытой информационной среде. 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Банки и небанковские кредитные  организации и их операции: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 528 с.

     2. Банковская система в современной  экономике: уч. пособие / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2011. – 360 с.

     3. Банковский кодекс РБ: с изм. и доп. по состоянию на 11 июля 2011 г. – Минск: Нац. центр правовой информации РБ, 2011. – 192 с.

     4. Банковский сектор Республики Беларусь. Краткая характеристика устойчивости функционирования: экономический бюллетень. – Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2010. – 131 с.

     5. Банковское дело: учебник / под  ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

     6. Банковское дело: учебник / под  ред. Г.Г. Коробовой. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 590 с.

     7. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С.  Деньги. Кредит. Банки: учебник. –  М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», 2008. – 484 с.

     8. Большой экономический словарь / под ред. А.Б. Борисова. – М.: Книжный мир, 2009. – 860 с.

     9. Бюллетень банковской статистики: стат. бюллетень. – Мн: Национальный банк Республики Беларусь, 2011. – №10. – 247 с.

    10. Бюллетень банковской статистики. Ежегодник (2000-2010): стат. бюллетень. – Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2011. – 209 с.

     11. Деньги, кредит, банки: учебник  / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд. – Мн: БГЭУ, 2007. – 444с.

     12. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 620 с.

     13. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 9-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.

     14. Иоффе Э. Кредитные учреждения Минска в конце XIX – начале XX века // Банковский вестник. – 1999. – №14. – с. 38-40.

     15. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки: уч. пос. / Е.И. Кузнецова; под ред. Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 567с.

     16. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nbrb.by. — Дата доступа: 20.11.2011.

     17. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. – Мн.: Мисанта, 1997. – 342 с.

 

 

Приложение Б 

Таблица Б – Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 20.11.2011 г.

Наименование  банка  Рег. номер, 
дата 
регистрации
Кол-во 
филиалов
Адрес
1. Открытое  акционерное общество "Белагропромбанк"

(ОАО  "Белагропромбанк")

20, 
03.09.1991
73 220036, г.Минск, пр. Жукова, д.3
2. Открытое  акционерное общество "БПС-Сбербанк"

(ОАО  "БПС-Сбербанк")

25, 
28.12.1991
6 220005, г.Минск, бульвар Мулявина, 6
3. Открытое  акционерное общество "Сберегательный  банк "Беларусбанк"

(ОАО  "АСБ Беларусбанк")

56, 
27.10.1995
43 220050, г.Минск, ул. Мясникова, 32
4. Открытое  акционерное общество "Белорусский  банк развития и реконструкции  "Белинвестбанк"

(ОАО  "Белинвестбанк")

807000028, 
03.09.2001
5 220002, г.Минск, пр. Машерова, 29
5. "Приорбанк" Открытое акционерное общество

("Приорбанк" ОАО)

12, 
12.07.1991
- 220002, г.Минск, ул. В.Хоружей, 31а
6. Открытое  акционерное общество "Белвнешэкономбанк"

(ОАО  "Белвнешэкономбанк")

24, 
12.12.1991
- 220050, г.Минск, ул. Мясникова, 32
7. Открытое  акционерное общество "Паритетбанк"

(ОАО  "Паритетбанк")

5, 
15.05.1991
- 220002, г.Минск, ул. Киселева, 61а
8. Открытое  акционерное общество "Белорусский  народный банк"

(ОАО  "БНБ–Банк")

27, 
16.04.1992
- 220004, г.Минск, пр. Независимости, 87а
9. Cовместное белорусско—российское oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк"

(ОАО  "Белгазпромбанк")

16, 
19.08.1991
8 220121, г.Минск, ул. Притыцкого, 60/2
10. Закрытое  акционерное общество "АБСОЛЮТБАНК"

(ЗАО  "АБСОЛЮТБАНК")

34, 
29.12.1993
1 220023, г.Минск, пр. Независимости, 95
11. Закрытое  акционерное общество "Акционерный  банк реконверсии и развития"

(ЗАО  "РРБ–Банк")

37,

22.02.1994 

1 220034, г.Минск, ул. Краснозвёздная, 18
12. Закрытое  акционерное общество "Минский  транзитный банк"

(ЗАО  "МТБанк")

38,

14.03.1994 

- 220033, г.Минск, пр. Партизанский, 6а
13. Открытое  акционерное общество "Технобанк"

(ОАО  "Технобанк")

47,

05.08.1994

5 220002, г.Минск, ул. Кропоткина, 44
14. "Франсабанк" Открытое акционерное общество

("Франсабанк" ОАО)

50,

05.10.1994

- 220043, г. Минск,  пр. Независимости, 95 А
15. Закрытое  акционерное общество "Трастбанк"

(ЗАО  "Трастбанк")

53,

09.11.1994

- 220035, г.Минск, ул. Игнатенко, 11
16. Закрытое  акционерное общество Банк ВТБ  (Беларусь)

(ЗАО  Банк ВТБ (Беларусь))

57,

07.10.1996

- 220007, г.Минск, ул. Московская, 14
17. Закрытое  акционерное общество "Альфа–Банк"

(ЗАО  "Альфа–Банк")

58,

28.01.1999

- 220030, г.Минск, ул. Мясникова, 70
18. Открытое  акционерное общество "Банк Москва–Минск"

(ОАО  "Банк Москва–Минск")

807000002,

24.10.2007 

- 220002, г.Минск, ул. Коммунистическая, 49
19. Закрытое  акционерное общество "Дельта  Банк"

(ЗАО  "Дельта Банк")

807000015,

25.01.2001

- 220036, г. Минск,  ул. Розы Люксембург, 95
20. Закрытое  акционерное общество "Кредэксбанк"

(ЗАО  "Кредэксбанк")

807000030,

27.09.2001 

- 220068, г.Минск, ул. Некрасова, 114
21. Открытое  акционерное общество "Международный  резервный банк"

(ОАО  "Международный резервный банк")

807000043,

25.02.2002 

- 220075, г.Минск, промзона Шабаны, пер. Промышленный 11
22. Открытое  акционерное общество "Хоум Кредит Банк"

(ОАО  "ХКБанк")

807000056,

10.07.2002

- 220018, г.Минск, ул.Одоевского, 129
23. Закрытое  акционерное общество "БТА Банк"

(ЗАО  "БТА Банк")

807000071,

25.07.2002

- 220123, г.Минск, ул. В.Хоружей, 20
24. Закрытое  акционерное общество "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк"

(ЗАО  "БелСвиссБанк")

807000069,

07.10.2002

- 220004, г.Минск, пр. Победителей, 23, корп. 3
25. Закрытое  акционерное общество "Акционерный  коммерческий Банк "БЕЛРОСБАНК"

(ЗАО  "АКБ "БЕЛРОСБАНК")

807000097,

22.07.2003

- 220029, г.Минск, ул. Красная,7
26. Закрытое  акционерное общество "Сомбелбанк"

(ЗАО  "Сомбелбанк" )

807000122,

24.04.2004

- 200050,г.Минск, ул. К.Маркса, 25
27. Закрытое  акционерное общество "Белорусский  Банк Малого Бизнеса"

(ЗАО  "Банк ББМБ")

807000201,

28.08.2008

- 220012, г.Минск, ул. Сурганова, 28
28. Закрытое  акционерное общество "Акционерный коммерческий Банк "Белросбанк" 807000163,

12.09.2008

- 220035, г. Минск,  ул. Тимирязева, 65А
29. Закрытое акционерное общество "СОМБелБанк" 807000214,

13.11.2008

- г. Минск, ул. Платонова, д. 1Б
30. Открытое  акционерное общество "ИнвестПромБанк" (СЭЗ "Минск") 807000148,

09.09.2009

- 220020, г. Минск,  ул. Тимирязева, 129, корп. 5
31. Закрытое  акционерное общество "Онербанк"

(ЗАО  "Онербанк")

807000227,

16.10.2009

- 220004, г.Минск, ул. Клары Цеткин, д.51,пом.1

Информация о работе Современная банковская система Республики Беларусь