Современное состояние платежной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:47, дипломная работа

Описание работы

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Она способствует ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшает издержки, связанные с выполнением платежных операций.

Работа содержит 1 файл

Современное состояние платежной системы России.Порядок проведения электронных платежей,проблемы и перспективы развития.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

      Выписка из расчетных (валютных, текущих, корреспондентских) счетов предоставляется клиенту  по закрытию операционного дня банка.

      При использовании этой системы может  возникнуть ситуация, когда банк отказывается от исполнения электронного платежного документа по следующим основаниям:

    • несоответствие содержимого документа требованиям системы защиты от несанкционированного доступа;
    • неверно указан номер счета клиента;
    • недостаток средств для проведения операции на счете клиента;
    • отсутствие номера счета или наименования получателя, или неверно указаны платежные реквизиты.

      Обычно  аппаратные средства регламентируются банком и предполагают следующее:

      Клиент (корреспондент) должен иметь компьютер с характеристиками, не ниже оговоренных банком (при этом совсем не обязательно иметь компьютер с самым совершенным процессором, обычно достаточно, чтобы он был IBM-совместимым); требования к операционной системе зависят от того, под какую систему была написана программа «Клиент-Банк»; обязательным условием является наличие русифицированного принтера. Система передачи данных в электронном виде предусматривает наличие модема для пересылки информации по телефонным линиям (одной из проблем, связанных с передачей данных по телефонным линиям, может стать плохое качество связи - устаревшее оборудование телефонных станций). Кроме этого оборудования, которым должен обладать корреспондент, банк предоставляет ему (на платной основе) программу «Клиент-Банк» и оборудование для электронной подписи документов. Например, это могут быть адаптер и элементы памяти TM «TOUCH MEMORY», представляющие собой микрочипы с зашифрованными в них данными (электронными подписями) руководителя и главного бухгалтера корреспондента.

      Как правило, банк сам разрабатывает программу «Клиент-Банк», делая ее совместимой со своим «Операционным днем» и другими программами. Используя такую систему, корреспондент может эффективно работать со своим счетом, постоянно контролировать движение средств по корреспондентскому счету и наблюдать за ним. Еще одним преимуществом системы «Клиент-Банк» является возможность управлять счетом из любого места, где есть телефонная линия. В связи с тем, что подписывать платежные документы имеют право только лица, уполномоченные на это, можно осуществлять оперативное управление счетом практически из любого места, установив систему «Клиент-Банк» на компьютер типа Notebook со встроенным модемом и имея под рукой телефонную линию. Или, например, можно использовать систему «клиент-банк» в случае выхода из строя одного из компьютеров, установив за несколько минут дубликат программного обеспечения на другой компьютер.

      Неудобством для корреспондента можно считать  ситуацию, когда он имеет несколько  корреспондентских счетов в разных банках и использует несколько систем «Клиент-Банк», хотя и этот минус можно исправить, используя интерфейс, позволяющий адаптировать несколько систем в одну.

      Банк  России уделяет особое внимание совершенствованию  и развитию нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России. Так, в 2002 году утверждена новая редакция Положения Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" №2-П, в которой уточнен порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной системы. Банком России совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам подготавливались нормативные документы по унификации расчетных документов, реализация которых позволит ускорить зачисление налоговых и других платежей в федеральный бюджет, бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, и их перечисление на финансирование расходов бюджетов. В целях совершенствования организации наличного денежного обращения и регулирования расчетов наличными деньгами Банком России совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давались разъяснения, касающиеся установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

      Реформирование  платежной системы в России явилось  многоплановой правовой, методологической, организационной и технической работой. За прошедший период платежная система развивалась путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. На смену платежным требованиям пришли платежные поручения, электронные документы стали вытеснять традиционно использовавшиеся документы на бумажных носителях и авизование. В связи с этим в учреждениях Банка России стали внедряться новые формы передачи информации. С 1993 г. началось осуществление экспериментальных проектов по электронным платежам.

      Банк  России публикует материалы, характеризующие  состояние и функционирование платежной  системы России, в открытой печати (периодические издания Банка России: "Деньги и кредит", "Бюллетень банковской статистики") и во внутренней (бюллетень "Обзор платежной системы Российской Федерации").

      Платежная система России в 2008 году обеспечивала потребности кредитных организации, хозяйствующих субъектов и граждан в совершении безналичных и наличных расчетов, а также условия для исполнения государственного бюджета и проведения Банком России мероприятий денежно-кредитной политики.

      По  состоянию на 1.01.2009 услуги по осуществлению расчетов в платежной системе России предоставлялись 859 учреждениями Банка России (78 - головные расчетно-кассовые центры, 781 - расчетно-кассовые центры, 5 - отделения, операционные управления), 1125 - кредитными организациями, в том числе 54 расчетными небанковскими кредитными организациями и 2136 - филиалами небанковских кредитных организации.

      В течение 2008 года количество расчетно-кассовых центров Банка России сократилось на 82, или на 9,5%, что было обусловлено оптимизацией Банком России своей структуры. В то же время при сокращении количества кредитных организаций (на 177, или на 15,7%)

      Соотношения в структуре безналичных платежей, проводимых платежной системой Банка России, расчетными небанковскими кредитными организациями, через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях, между подразделениями одной кредитной организации и в пределах одного подразделения кредитной организации (филиала), изменились незначительно по сравнению с 2007 годом.

      Рост  объема и количества, проведенных  платежной системой России платежей в 2008году по сравнению с 2007 годом произошел в основном за счет роста платежей, проведенных платежной системой Банка России, и платежей, проведенных в пределах одного подразделения кредитной организации (филиала).

      В 2008 году, как и в 2007 году, преобладали безналичные расчеты, совершаемые платежными поручениями.

      На  прежнем уровне остался удельный вес расчетов по инкассо и аккредитивам, а также чеками, выпускаемыми кредитными организациями.

      В сфере банковских розничных платежных услуг в 2008 году сохранилась сформировавшаяся ранее тенденция к расширению использования платежных карт.

      Операции  по снятию наличных денег преобладали в 2008 году над безналичными платежами с использованием платежных карт, при этом наблюдалась тенденция к изменению соотношения в пользу операций по безналичным платежам.

      Среднедневной оборот наличных денег, проходящих через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, возрос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 19,5 млрд. рублей и составил 64,8 млрд. рублей.

      Участниками платежной системы Банка России по состоянию на 1.01.2009 являлись 1179 кредитные организации и 2136 филиалов кредитных организаций, которым были открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России.

      В 2008 году платежи, проведенные платежной системой Банка России, составили от общего количества платежей, проведенных платежной системой России, 47,6%, а от общего объема платежей - 60,5%.

      В 2008 году темпы прироста платежей, проведенных платежной системой Банка России, составили по отношению к 2007 году 15,6% по количеству и 26,1% по объему и сложились на уровне темпов прироста платежей, проведенных платежной системой России.

      Доля  платежей кредитных организаций (филиалов), проводимых через платежную систему Банка России, увеличилась и составила в 2008 году 84,2% по количеству и 86,2% по объему платежей против соответственно 83,1 и 82,8% в 2007 году.

      Основная  часть платежей, совершаемых через  платежную систему Банка России, как и в 2007 году, приходилась на внутрирегиональные платежи.

      В 2008 году в платежной системе Банка России сохранились тенденции в части преобладания использования электронных технологий проведения платежей. Доля электронных платежей по итогам 2006 года составила 98,4% от общего количества платежей и 97,7% от общего объема платежей .

      Удельный  вес количества платежей, поступивших в платежную систему Банка России по каналам связи, в общем количестве платежей увеличился и составил в 2006 году 95,1 % против 93,1 % в 2005 году.

      Для оценки бесперебойности функционирования платежной системы Банка России в 2008 году проводилась работа по внедрению комплекса показателей, применяемых для анализа доступности платежной системы Банка России на основе сведений о соблюдении регламента обмена расчетными документами между Банком России и его клиентами. Одним из результатов этой работы стала оптимизация регламентов обмена расчетными документами в ряде территориальных учреждений Банка России.

      Проведенная работа способствовала автоматизации  обработки информации, содержащейся в расчетных документах, ускорению зачисления налоговых и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации и их перечисления на финансирование расходов бюджетов.

      Таким образом, можно сделать вывод  из этой главы, что наиболее значимой в платежной системе России является платежная система Банка России, которая находится в постоянном развитии. Банк России, осуществляя роль регулятора платежной системы, проводит постоянную работу по совершенствованию и развитию нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России.

      Реформирование  платежной системы в России явилось многоплановой правовой, методологической, организационной и технической работой. За прошедший период платежная система развивалась путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. На смену платежным требованиям пришли платежные поручения, электронные документы стали вытеснять традиционно использовавшиеся документы на бумажных носителях и авизование. В связи с этим в учреждениях Банка России стали внедряться новые формы передачи информации.

2.ЭЛЕКТРОННЫЕ  РАСЧЕТЫ В ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ БАНКА РОССИИ

2.1.СУЩНОСТЬ  МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ

      Одна  из важнейших проблем развития банковского  дела - организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты представляют собой систему безналичных расчетов между банковскими учреждениями, основанную, главным образом, на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных финансовых требований и обязательств.

      До  начала 90-х годов в российской экономической практике расчеты  между несколькими существовавшими  тогда банками проводились в централизованном порядке через корреспондентские счета, открытые в Правлении Госбанка СССР. Многочисленные учреждения Госбанка и Стройбанка СССР были связаны внутрибанковскими расчетами по межфилиальным оборотам (МФО), введенными еще в 1933 году. Каждый филиал банка имел присвоенный ему шестизначный номер МФО, который указывался на платежных документах, что способствовало быстрому проведению расчетов. Система платежей была отлажена и практически не давала сбоев. Межфилиальные расчеты не предполагали каких-либо ограничений в проведении платежей, прежде всего из-за недостатка средств на счете банка, а кредитные ресурсы планировались и учитывались централизованно.

      С 1990-х г.г. началось коренное изменение  межбанковских расчетов и всей банковской системы России, что позволило обособить ресурсы каждого из банковских учреждений. Это стало решающим фактором в преобразовании государственных банковских организаций в коммерческие банки, и позволило Банку России задействовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики, принятые в мировой практике. Механизм расчета между коммерческими банками на основе движения средств по счетам, открытым в Центральном банке, является основой для регулирования последним деятельности банков второго уровня и, в конечном счете, - всей экономики.

Информация о работе Современное состояние платежной системы