Современные инфляционные процессы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие вопроса о современных инфляционных процессах в экономике России. Данная цель преследует следующие задачи:
-ознакомление с современными инфляционными процессами в экономике России и их последствиями;
-изучение организационно-экономической характеристики Российской Федерации;
-предложение совершенствования основных путей борьбы с инфляцией.

Содержание

Введение 3
1 Современные инфляционные процессы в экономике России и их последствия 5
1.1 Сущность инфляции, виды и формы ее проявления 5
1.2 Последствия инфляционных процессов 8
1.3 Современные инфляционные процессы в экономике России 11
2 Организационно-экономическая характеристика Российской Федерации 13
2.1. Организационная характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика 18
3 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 25
3.1 Первоочередные антиинфляционные методы 25
3.2 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 27
4 Инфляционные процессы и направления реализации антиинфляционной политики на потребительском рынке Нижегородской области 34
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Современные инфляционные процессы в экономике России.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Второе важнейшее направление  антиинфляционной политики – оздоровление финансовой системы, ликвидация дефицита госбюджета.

Условием антиинфляционной политики является отказ от приоритета бюджетных  расходов над доходами, дефицитного  финансирования, покрытия дефицита дешевыми (льготными) и безлимитными кредитами  Центрального банка, то есть за счет печатного станка. Уже давно высказывалось предложение использовать западный опыт покрытия бюджетного дефицита цивилизованными методами, то есть путем размещения государственных ценных бумаг(но выгодных и надежных) преимущественно среди институциональных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.

Велика роль налогов в сдерживании  инфляции, однако нарушение налогового законодательства являются инфляционным фактором. Налоговое законодательство на сегодня не вполне совершенно, к тому же нет четкой методики выявления нарушений действующих норм. Поэтому очень важным направлением антиинфляционной программы является совершенствование налоговой системы. Как показывает мировая практика, необходимо учитывать двоякое назначение налогов: не только фискальное, но и стимулирующее, например, развитие приоритетных отраслей.

Третье направление антиинфляционной программы связано с деятельностью  банков. Банки являются активными  субъектами раскручивания инфляции через механизм кредитной эмиссии. Как показывает мировая практика, для сдерживания инфляции необходимо гибкое разумное регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но в то же время сдерживающие инфляционные импульсы, которые от них исходят. Для этого необходимо соглашение между правительством и банками, между Центральным банком и коммерческими банками.

Четвертое направление неотложных мер касается сферы денежного  обращения. С учетом обесценения  денег реальная денежная масса «уменьшилась»  в несколько раз, и будет еще более усиливаться денежный голод. В настоящее время уже происходит самодвижение инфляции. Это закон инфляционного процесса (законы инфляции очень тонкие), не менее важно совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек. Конечно, это требует дорогостоящей подготовительной работы.

В разработку антиинфляционной программы  большой вклад должны внести специалисты  по экономико-математическим моделям  денежного обращения в целях анализа многоплановых денежных потоков и прогнозирования состояния денежного обращения.

Начались операции с ценными  бумагами, развиваются депозитные операции банков. Однако эти операции не всегда выгодны и надежны. К коммерческим банкам, инвестиционным и другим фондам мало доверия со стороны потенциальных инвесторов. Ставки по вкладам Сбербанка невелики, госзаймы и лотереи себя скомпрометировали. Нужен поиск новых путей, возможен, к примеру, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм.

Для стабилизации рубля немаловажно  упреждать денежные диверсии фальшивые  деньги, фальшивые авизо, спекулятивную  миграцию платежных средств и  т.д.

Пятое направление. Важным разделом антиинфляционной программы  должны стать внешние факторы  стабилизации рубля. В их числе: стабилизация торгового баланса, платежного баланса, сокращение статьи «Ошибки и пропуски», которая отражает оседание иностранной валюты за рубежом вместо ее репатриации. Даже, привлечение иностранных капиталов в разумных пределах, накопление валютных резервов. Нужна реальная помощь Запада, хотя опираться главным образом надо на собственные силы. Это важные факторы стабилизации курса рубля, так как его падение, будучи следствием инфляции, усиливает недоверии к российской валюте и ее обесценение.

Шестое направление. Определенное место в сдерживании инфляции должна занять начавшаяся борьба компетентных органов с коррупцией, теневой  экономикой, мафией. Для этого необходимо разработать более эффективную  методику выявления нарушений законодательства, в том числе налогового, банковского, валютного. Наши законы плохо работают, слаб механизм их реализации.

Таким образом, исходная база разработки антиинфляционной программы - использование двух регуляторов: рыночного  и государственного. Как говорят, цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством.

 

4 Инфляционные процессы и направления реализации антиинфляционной политики на потребительском рынке Нижегородской области

 

В 2007 г. инфляционные процессы активизировались как на территории Нижегородской области, так и по России в целом. Если за период с 2000 по 2006 гг. наблюдалась устойчивая тенденция к замедлению темпов инфляции на потребительском рынке, то в 2007 г. темпы роста цен на товары и услуги существенно увеличились по сравнению с предыдущим годом: по Нижегородской области на 5,5 процентного пункта, по России - на 2,9 %.

Следует отметить, что  за рассматриваемый период темпы  роста цен и тарифов на товары и платные услуги по Нижегородской  области опережали среднероссийские показатели. Однако в 2007 г. зафиксирован более значительный разрыв в показателях, достигший 4,2 %.

Основными причинами  высоких темпов роста цен являются следующие.

Зависимость регионального  потребительского рынка от конъюнктуры  внешних рынков.

Значительная часть  потребительских товаров либо не производится в Нижегородской области, либо представлена недостаточным по объему производством отдельных сегментов товаров массового спроса. К таким товарам, например, относятся растительное масло, продукты для детского питания и т. д.

Темпы изменения потребления  населением Нижегородской области  ряда социально значимых продуктов питания стабильно опережают темпы их производства сельским хозяйством области на протяжении ряда лет. Такие тенденции, наряду с нехваткой собственных ресурсов, способствуют дальнейшему увеличению объемов ввоза продуктов питания из других регионов России и импортной продукции.

В 2006 г. (по 2007 г. статистические данные отсутствуют) ввоз продовольственных  товаров в два раза превышал вывоз, во внешнеторговом товарообороте импорт продовольственных товаров и  сырья для их производства в четыре раза превышал экспорт (в целом по России импорт продовольствия составляет 20-30%),

Многозвенная структура  продвижения товаров от производителя  до потребителя. Регион является привлекательным для развития оптовой торговли. В Нижегородской области на3-4 организации розничной торговли продуктами питания приходится одна оптовая организация.

В конце 2006 г. Нижегородстатом  проведено обследование товародвижения и выявлено, что в трети обследуемых оптовых организаций имеют место две перепродажи, в 12% организаций - три, в 4% организаций - от четырех до пяти перепродаж.

Эти и другие обстоятельства привели в Нижегородской области  к более острым последствиям резких колебаний мировых цен на продовольственные  товары, которые были характерны в 2007 г. для всей России.

В январе-декабре 2007 г. цены и тарифы на товары и платные услуги по Нижегородской области выросли по отношению к декабрю 2006 г. на 16,1% (за аналогичный период 2006 г. - на 10,6%). В целом по России уровень инфляции за 2007 г. составил 11,9%.

Высокий уровень инфляции по Нижегородской области в 2007 г. сложился за счет:

-значительного роста  цен на продукты питания;

-высоких, как и в  предыдущем году, темпов роста  цен и тарифов на платные  услуги;

-существенного роста  цен на непродовольственные товары.

Продовольственные товары подорожали за январь-декабрь 2007 г. в среднем на 19,2%. По сравнению с 2006 г. темпы роста цен на товары продовольственной группы по Нижегородской области увеличились на 10,5 п. п. и на 3,6% превысили рост цен на продовольственные товары в среднем по России.

Темп прироста цен  и тарифов на платные услуги на территории Нижегородской области  в 2007 г. сложился на 3 % выше среднероссийского  показателя и составил 16,3%.

Цены на непродовольственные  товары по Нижегородской области  повысились за 2007 г. в среднем на 10%. Несмотря на то, что темпы роста цен на промышленные товары были ниже, чем темпы роста цен на продукты питания и платные услуги, рост цен на непродовольственные товары по Нижегородской области сложился выше, чем в среднем по России, на 3,5 %.

Анализ инфляционных изменений на территории Нижегородской  области в течение 2007 г. показал, что наибольшие темпы роста цен  на товары и услуги наблюдались в I и IV кварталах (4,8 и 5,1% соответственно).

В I квартале 2007 г. произошел значительный рост цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению (в среднем на 11,3%). В частности, услуги городской телефонной связи подорожали за январь-март в среднем на 29%, жилищно-коммунального хозяйства - на 16, городского электротранспорта - в среднем по области на 14%.

Отличительной особенностью 2007 г. можно назвать тот факт, что  рост цен на продовольственные товары опередил рост цен на непродовольственные  товары и тарифов на платные услуги.

В IV квартале 2007 г. существенно выросли цены на продовольственные товары (в среднем на 7,9%). Кроме того, увеличились темпы прироста цен на непродовольственные товары по сравнению с предыдущими кварталами, которые составили в среднем 3,2%. Во II и III кварталах уровень инфляции на территории Нижегородской области составил 2,8 и 2,5% соответственно.

Основной причиной активизации  инфляционных процессов на потребительском  рынке являются возросшие темпы  роста цен на продукты питания.

По Нижегородской области  цены на продовольственные товары за январь-декабрь 2007 г. увеличились по отношению к декабрю 2006 г. в среднем на 19,2%, на продукты питания (без учета алкогольной продукции) - на 21,1% (за аналогичный период 2006 г. - на 8,2%).

Цены на продукты питания  на территории области в I-III кварталах росли в среднем на 3-4% за квартал, в IV квартале 2007 г. - на 8,8%.

В 2007 г. увеличились темпы  роста цен практически на все основные продукты питания. По итогам за год в большей степени выросли цены на сыры, сливочное и подсолнечное масло, отдельные виды круп и бобовых (пшено, горох, овсяную крупу). Эти продовольственные товары подорожали за год в 1,6-1,7 раза.

Также существенно увеличились  цены на пшеничную муку, соль, макаронные изделия, плодоовощную продукцию, включая  картофель (рост цен составил в среднем 1,4-1,5 раза).

Из овощной продукции  больше других подорожала свежая капуста (по отношению к декабрю 2006 г. - в 2,9 раза). Цены на картофель, свеклу, морковь  увеличились в 1,5-1.7 раза, на репчатый лук - в 1,2 раза.

Из фруктов и цитрусовых можно отметить высокий рост цен на лимоны, который составил 2,3 раза. Яблоки, груши стали дороже на 17-20%, апельсины, бананы - на 7-13%.

Молоко и молочная продукция за январь-декабрь 2007 г. подорожала в среднем в 1,4 раза, в том числе  молоко (разливное, в упаковке), сметана, кисломолочные продукты (кефир, ряженка), творог, сгущенное молоко стали дороже в 1.4-1,5 раза, йогурт молочный творожные сырки, глазированные шоколадом, - в 1 2 раза.

На изменение потребительских  цен влияют изменения цен производителей сельскохозяйственной продукции, а также цен в производстве молочных продуктов.

По Нижегородской области  цены сельскохозяйственных производителей на молоко за рассматриваемый год  повысились в 1,7 раза, цены в производстве молочных продуктов - в 1,6 раза.

Потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия увеличились на территории области за 2007 г. в среднем в 1,3 раза (в 2006 г. цены на хлеб выросли на 10%).

Заметим, что цены приобретения зерна (пшеницы и ржи) на продовольственные  цели организациями Нижегородской  области повысились за 2007 г. в 1,4 раза. Цены в производстве хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения выросли в 1,3 раза.

На потребительском  рынке области цены на маргарин и  яйца повысились за 2007 г. в 1,3 раза.

В меньшей степени  в прошедшем году подорожали мясопродукты (мясо и птица, колбасные изделия и копчености), рыбопродукты, чай, кофе, кондитерские изделия (на 7-12%). На продовольственном рынке области на 3% снизились цены на сахарный песок.

По Нижегородской области  за январь-декабрь 2007 г. цены на алкогольную продукцию повысились по сравнению с декабрем 2006 г. в среднем на 8,9% (за аналогичный период 2006 г. - на 11,2%)

По итогам за 2007 г., в  большей степени подорожали виноградное  крепленое вино (крепостью до 20% спирта), шампанское и пиво (на 13-17%). Цены на водку и коньяк увеличились на 9 и 4% соответственно.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в  декабре 2007 г. по Нижегородской области  составила 1755.32 р. в расчете на месяц  и по сравнению с декабрем 2006 г. увеличилась на 29%.

Стоимость минимального набора основных продуктов питания  выросла в большей степени, чем  цены на продовольственные товары в  целом (на 9,8 %).

Из 84 территорий Российской Федерации по стоимости этого  набора (ранжирование по возрастанию стоимости) Нижегородская область в декабре 2007 г. занимала 42-е место, из 14 регионов Приволжского федерального округа - 13-е место.

На потребительском  рынке товаров и услуг менее  всего подорожали непродовольственные  товары. Цены на непродовольственные товары за январь-декабрь 2007 г. повысились по Нижегородской области в среднем на 10% (за аналогичный период 2006 г. - на 9,3%).

Наибольший рост цен  в этой группе товаров произошел  на отдельные стройматериалы, которые  подорожали в среднем на 21%. В частности, цемент стал дороже в среднем по области в 1,9 раза, красный кирпич, пиломатериалы - в 1,4, шифер - в 1,3 раза.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике России