Современные инфляционные процессы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие вопроса о современных инфляционных процессах в экономике России. Данная цель преследует следующие задачи:
-ознакомление с современными инфляционными процессами в экономике России и их последствиями;
-изучение организационно-экономической характеристики Российской Федерации;
-предложение совершенствования основных путей борьбы с инфляцией.

Содержание

Введение 3
1 Современные инфляционные процессы в экономике России и их последствия 5
1.1 Сущность инфляции, виды и формы ее проявления 5
1.2 Последствия инфляционных процессов 8
1.3 Современные инфляционные процессы в экономике России 11
2 Организационно-экономическая характеристика Российской Федерации 13
2.1. Организационная характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика 18
3 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 25
3.1 Первоочередные антиинфляционные методы 25
3.2 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 27
4 Инфляционные процессы и направления реализации антиинфляционной политики на потребительском рынке Нижегородской области 34
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Современные инфляционные процессы в экономике России.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

На потребительском  рынке Нижегородской области  существенно повысились цены на нефтепродукты. Дизельное топливо подорожало на 19%, бензин автомобильный всех марок - в среднем на 13%. Причем по сравнению с 2006 г. значительно увеличились темпы роста цен на дизельное топливо. Темпы роста цен на автомобильный бензин в 2007 г. сложились на 0,8 % ниже, чем в предыдущем году.

Более существенно в 2007 г. выросли цены в производстве дизельного топлива (рост составил 1,5 раза), а также в производстве бензина всех марок (1,3 раза).

Из других видов непродовольственных  товаров выше среднего уровня выросли  цены на бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, одежду для детей дошкольного и ясельного возраста, детскую обувь, парфюмерно-косметические и галантерейные товары, мебель, ювелирные изделия, канцелярские товары и печатные издания. Эти группы товаров подорожали в среднем на 12-19%.

Ткани, одежда, обувь, моющие и чистящие средства, табачные изделия, бумажно-беловые товары, игрушки, электротовары стали дороже на 5-11% за год.

Заметим, что цены на теле-, радиотовары снизились в среднем  на 5%, в том числе телевизоры, проигрыватели DVD подешевели по отношению к декабрю 2006 г. на 8-13%.

Платные услуги. По итогам за 2007 г. цены и тарифы на платные  услуги, оказываемые населению области, повысились в среднем на 16,3% (за аналогичный период 2006 г. - на 16.2%).

Из услуг повседневного  спроса, к которым относятся услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. существенно увеличились темпы роста тарифов на услуги связи. По Нижегородской области в январе-декабре 2007 г. услуги связи подорожали в среднем в 1,2 раза, в том числе стоимость городской телефонной связи увеличилась в среднем в 1,3 раза. Рост тарифов произошел в феврале 2007 г. Тарифы на услуги междугородной телефонной связи снизились в среднем на 2%.

Кроме того, в июле 2007 г. в 1,4 раза повысилась оплата радиоточки. Заметим, что в 2006 г. тарифы на данные услуги связи не изменялись. Тарифы на другие услуги связи (почтовой и телеграфной) в 2007 г. также не изменялись.

Жилищно-коммунальные услуги за январь-декабрь 2007 г. стали дороже в среднем по области на 16,4% (за 2006 г. - на 18,8%).

Наибольший рост тарифов  на жилищно-коммунальные услуги произошел  в I квартале 2007 г. (в среднем на 16%). И в последующие месяцы года тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства практически не менялись.

Тарифы на жилищные услуги повысились за 2007 г. на 18%, в том числе содержание и ремонт государственного и муниципального жилищного фонда, а также приватизированных квартир подорожали в среднем на 17-18%, услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ - на 19%.

Тарифы на коммунальные услуги за январь-декабрь 2007 г. увеличились  в среднем на 15%, в том числе  тарифы по водоснабжению и канализации, отоплению, горячему водоснабжению  выросли на 14-15%. Газ сетевой с  начала года подорожал на 20%, газ сжиженный - на 40%. Тарифы по снабжению электроэнергией повысились в среднем на 12,5%.

Рассмотрим, как выросли  за 2007 г. тарифы на услуги пассажирского транспорта: тарифы на услуга воздушного транспорта стали дороже на 44%, на услуги железнодорожного транспорта МПС России -на 18%.

Заметим, что в январе-декабре 2007 г. практически не изменилась стоимость  проезда на автомобильном транспорте (как в междугородных автобусах, так и в городских муниципальных  и коммерческих автобусах, маршрутных такси).

Оплата проезда на городском электротранспорте (трамвае, троллейбусе, метро) увеличилась в  г. Нижнем Новгороде в январе 2007 г. на 17% (с 6 до 7 рублей за одну поездку).

Другие виды платных  услуг: услуги образования, учреждений культуры (театров, кинотеатров, музеев), санаторно-оздоровителъные и медицинские услуги, услуги учреждений физкультуры и спорта за 2007 г. стали дороже в среднем на 15-20%.

Цены и тарифы на бытовые  услуги повысились в среднем на 22% (за 2006 г. - на 19%). В большей степени  подорожали ритуальные услуги и ремонт квартир (на 37 и 30% соответственно). Услуги ателье, химчисток, бань и парикмахерских стали дороже на 15-22%.

Анализ ценовых изменений  на потребительском рынке товаров  и услуг Нижегородской области  в 2007 г. показал активизацию инфляционных процессов по сравнению с предыдущим годом.

Темпы инфляции по Нижегородской  области увеличились на 5,5 %. Цены и тарифы на товары и услуги за 2007 г. выросли на 16,1 % (за 2006 г. - на 10,6%). Основная причина - увеличившиеся темпы роста  цен на продукты питания. За январь-декабрь 2007 г. продовольственные товары (без учета алкогольных напитков) подорожали в среднем на 21,1% (за аналогичный период 2006 г. - на 8,2%).

Проблеме повышения  цен на основные продукты питания уделялось большое внимание со стороны Правительства Нижегородской области, которым разработана система мер, направленная на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке.

Была создана межведомственная рабочая группа по разработке и реализации антиинфляционных мер под председательством Вице-губернатора Нижегородской области В.В. Клочая. Целью создания этой группы была организация и координация совместной деятельности Правительства Нижегородской области и территориальных органов исполнительной власти по стабилизации и недопущению необоснованного роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары.

Наряду с федеральными соглашениями. Правительством Нижегородской  области заключены Генеральные  и дополнительные Соглашения о сотрудничестве между органами исполнительной власти Нижегородской области и:

-организациями мукомольной  и хлебопекарной промышленности  и розничной торговой сети  Нижегородской области по вопросам  стабилизации цен на хлеб и  обеспечения социальной защиты  населения. Это позволило остановить рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия;

-между 55 сельхозпроизводителями  области и 8 крупными организациями  молокоперерабатывающей промышленности  для стабилизации цен на молоко-сырье  и молочную продукцию в Нижегородской  области.

Проводилась работа по развитию конкурентной среды и увеличению объемов реализации населению области сельскохозяйственной продукции по ценам производителей. В частности, в районах области было открыто 18 сельскохозяйственных рынков смешанного типа. 13 дополнительных площадок для проведения «Ярмарок выходного дня».

Кроме того, в г. Нижнем Новгороде и районных центрах  области были организованы продажи  разливного молока из 146 специализированных цистерн. Нижегородским облпотребсоюзом  были открыты 46 стационарных заготовительных  пунктов по закупкам продукции личных подсобных и фермерских хозяйств.

В Нижегородской области  разрабатываются областная целевая  программа «Развитие малых форм хозяйствования в АПК Нижегородской  области на 2008-2012 годы» и программа  «Покупай нижегородское».

Реализация этих программ должна позволить увеличить объемы производства и реализации продуктов питания, создать эффективную систему закупки, хранения, переработки и реализации продукции нижегородских производителей, создать экономические предпосылки для снижения себестоимости продукции, оптовых и розничных цен, а также инфляции на потребительском рынке Нижегородской области.

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно  говорить о том, что задачи, поставленные перед данной работой выполнены. Первая зада нашла свое отражение в первой главе. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение  инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Небольшая инфляция считается  допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в цене.

Но каковы бы ни были «позитивные» функции инфляции, уходя из-под  контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

-снижение реальных доходов населения; 

-обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных: размеров сбережений);

-потеря у производителей заинтересованности  в создании качественных товаров  (увеличивается выпуск товаров  низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

-усиление диспропорций между  производством промышленной и  сельскохозяйственной продукции;

-ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных  групп с твердыми доходами (пенсионеров,  служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Банк России прогнозирует инфляцию за 2008 г. в размере около 11%. Согласно новому прогнозу Банка России, инфляция к концу 2008 г. составит около 11%.

Согласно проекту, коридор по инфляции в 2009 г. составит 7,5-8,5%. Ранее официальный прогноз Банка России составлял не более 10,5% по итогам 2008 г.

Вторая задача – изучение организационно-экономической  характеристики РФ – раскрывается во второй главе, а третья задача –  в третьей.

Чтобы справиться с инфляцией, государству приходится действовать с полным напряжением сил. Далеко не все принимаемые им при этом меры можно, с полным основанием отнести к разряду антиинфляционных. Например, различные формы компенсации касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий. От инфляции они, понятно, не спасают и в самом лучшем случае могут лишь не усиливать инфляционный процесс. Столь же неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию тотальный административный контроль над ценами.

Подлинно антиинфляционные меры должны иметь отношение либо к устойчивому неравновесию рынков (и предложению, и спросу), либо к самим механизмам инфляции.

 

Список использованных источников

 

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2005. – 223 с.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2005.
  3. Васильев И. Инфляция растет не слушаясь правительства // Финансовый контроль. – 2006. - №1. – С. 30-36.
  4. Гамза А.А. Инфляция в России // Деньги и кредит. – 2006. - №9. – С. 58-70.
  5. Горячев А.А. Финансово-экономические результаты работы промышленности в 2007 г. // Банковское дело. – 2008. - № 3. – С.38-42.
  6. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Т. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 256 с.
  7. Государственные и экономические основы взаимодействия / Под ред. Феликса Шамхалова. – М.: Экономика, 2005. – 727 с.
  8. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика. – М.: РДЛ, 2005. – 288 с.
  9. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики, 2006 – 288 с.
  10. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Юристъ, 2005. – 312 с.
  11. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ, 2004. – 416 с.
  12. Конотопов М.В. Экономическая история. – М: Дашков и К, 2006. – 491 с.
  13. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Приор, 2005. – 172 с.
  14. Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006. – 223 с.
  15. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2006. – 831 с.
  16. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. – Минск: Книжный мир, 2005. – 334 с.
  17. Масленникова Н.П. Менеджмент в инновационной сфере. – М.: ИД ФБК, 2005. – 535 с.
  18. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 126 с.
  19. Нещадин А.А. Судьба России в современной цивилизации. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 271 с.
  20. Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 10. – С. 6-12.
  21. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма-ИНФ, 2002. – 831 с.
  22. Организация, планирование и управление производством. – М.: Кнорус, 2006. – 491 с.
  23. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. – 2005. - № 4. – С. 95-105.
  24. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2005. – 314 с.
  25. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 809 с.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике России