Сравнительный анализ заработной платы и доходов населения в России и развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 03:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является исследование доходов и уровня жизни населения в России и развитых странах. На данный момент эта тема более чем актуальна, так как население России живет в одной из самых богатых стран мира, и тем не менее является самым бедным на планете.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие заработной платы и доходов населения…………………….5
1.1 Сущность, виды и факторы изменения заработной платы………….5
1.2 Доходы населения…………………………………………………….12
1.2.1 Понятие, виды и функции доходов…………………………13
1.2.2 Неравенство в распределении доходов……………………..22
Глава 2. Сравнительный анализ доходов населения и заработной платы в России и зарубежом……………………………………………….…………….26
2.1. Уровень жизни в России…………………………………………….26
2.2 Уровень доходов населения, его динамика в России и зарубежом.28
2.3 Динамика уровня заработной и минимальной заработной платы в России и зарубежом…………………………………………………….……….40
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ПДиЗП.docx

— 153.85 Кб (Скачать)

      История становления института минимальной  заработной платы восходит к концу  ХIХ в. Первые законы о минимуме заработной платы появились в Австралии (1894 г.) и Новой Зеландии (1896 г.).

      По  типу регулирования минимальной  заработной платы экономически развитые страны можно разделить на две  группы. К первой относятся Франция, Нидерланды, Португалия, Испания и  Люксембург, где минимальная заработная плата устанавливается законодательно, а также Бельгия и Греция, где  минимум заработной платы определяется соглашениями. Во вторую группу входят страны, в которых минимальная  заработная плата утверждается либо отраслевыми соглашениями (ФРГ, Италия, Дания), либо специальными органами (комитетами по заработной плате в Великобритании).

      Типичным  примером государственного регулирования  минимальной заработной платы может  служить Франция, где этот механизм отлажен и действует с 50-х годов: государство устанавливает минимальную  зарплату, обязательную для всех предприятий. "Минимальная межпрофессиональная  возрастающая заработная плата" была учреждена законом 1970 г. с тем, чтобы "обеспечить наемным работникам, получающим наиболее низкую заработную плату, гарантию их покупательной способности  и участие в экономическом  развитии нации". Закон регламентирует почасовую минимальную зарплату, называемую во Франции СМИК. Законодательство предусматривает три способа  регулирования межпрофессионального минимума заработной платы. Во-первых, ее ежегодно (по состоянию на 1 июля) пересматривают после соответствующего соглашения с Национальной комиссией  по коллективным переговорам. Во-вторых, минимальная заработная плата повышается в соответствии с динамикой общенационального  индекса цен на потребительские  товары и услуги (не менее 2% роста  по сравнению с уровнем, зафиксированным  на момент предыдущего пересмотра). В-третьих, совет министров может  в любой момент своим декретом установить новый минимум. При этом исходят из того, что ежегодный  рост покупательной способности  минимальной заработной платы не может быть ниже половины роста покупательной способности средней часовой зарплаты.

      Своеобразен механизм пересмотра минимальной заработной платы в Японии. Национальный минимальный  размер оплаты труда устанавливается  правительством. Если министр труда  совместно с начальниками префектурных бюро трудовых конфликтов сочтет необходимым  повысить минимальную заработную плату  низкооплачиваемым работникам (к  которым относятся рабочие с  почасовой оплатой труда, люди молодого и пенсионного возрастов, неквалифицированные  рабочие), то ее размер пересматривается совещательными органами. В их состав входят представители государства  и префектур. Основанием для увеличения размера минимальной заработной платы является также обращение  работодателей и профсоюзов 2/3 предприятий  региона в бюро норм труда префектуры с просьбой о повышении минимальной  заработной платы до уровня, достигнутого на этих предприятиях, рабочим остальных  предприятий. Региональный минимум  заработной платы пересматривается один раз в год.

      В США государство вообще не несет  никаких обязательств по регулярному  пересмотру минимума заработной платы, осуществляя его сугубо по своему усмотрению.

      Первым  общенациональным правовым актом о  труде в США было законодательство о справедливом труде, принятое в 1938 г. В нем содержались положения  о введении минимума зарплаты (уровня, ниже которого не может опускаться почасовая заработная плата), регламентировании  оплаты сверхурочных и введении ограничений  на детский труд. Минимальная зарплата должна была гарантировать разумную оплату каждому работнику и уменьшить  уровень бедности. Вначале этот минимум  был равен 25 центам в час и распространялся  на 43% всех рабочих и служащих (без  управленческого персонала). К ним  относились прежде всего работники  крупных фирм (производственные, горные и строительные), деятельность которых выходила за пределы одного штата. Минимальная зарплата и доля рынка труда, где она вводилась, со временем увеличивались. К апрелю 1991 г. ее размер составил 4,25 долл. в час, и она охватывала 88% всех работников (без управленческого персонала).

      Непродуманное законодательное установление минимальной  заработной платы чревато негативными  последствиями, затрудняющими достижение главной цели - уменьшения уровня бедности.

      Так, введение минимума заработной платы, не подкрепленное предварительными расчетами, может отрицательно повлиять на занятость, привести к уменьшению числа рабочих  мест, особенно среди молодежи. Результаты анализа, проведенного в США в 1988 г., свидетельствуют, что 10%-ный рост минимальной заработной платы привел к уменьшению занятости среди молодежи на 1-3%.

      Оценки  результатов повышения минимальной  зарплаты, сделанные в 1990 и 1991 г., не выявили негативного воздействия  на уровень занятости. Возможно, сказалось  то обстоятельство, что к этому  времени уровень минимальной  заработной платы был наиболее низким в целом по экономике, соответственно, это повышение затронуло относительно небольшое число работников.

      В США доля минимума заработной платы составляет от 35 до 50%. В развивающихся странах это соотношение, естественно, иное. Так, в Зимбабве решение правительства о введении минимальной заработной платы (1980 г.) вызвало волну увольнений по всей стране. Официальные лица заявили, что число уволенных только в Солсбери превысило 5 тыс. человек еще накануне введения закона в силу. Сильнее всего эта мера ударила по домашней прислуге, для которой минимум был установлен в размере 45 долл. Много рабочих и служащих было уволено с торговых и промышленных предприятий, минимум для которых был установлен в размере 105 долл.

      Важный  момент - степень охвата работников различных отраслей экономики законодательно установленным минимумом зарплаты. (Сегодня в США их доля составляет 88% всей рабочей силы.) В 1965 г. более  трети работников не имели гарантированного минимума зарплаты. В числе "неохваченных" отраслей были розничная торговля, обслуживание, сельское хозяйство. В  этих же секторах и сегодня закон  о минимуме зарплаты применяется  недостаточно широко. Прежде всего  это касается работников малых предприятий.

      В США в 1990 г. было принято законодательство, вводящее особый подминимум зарплаты для молодежи (специальный федеральный  минимум для молодежи, установленный  в апреле 1990 г. в размере 3,35 долл., был увеличен до 3,61 долл. год спустя. Он охватывал лиц от 16 до 19 лет  и действовал в течение первых шести месяцев их трудовой деятельности). В результате увеличилась численность  молодых людей, занятых на производстве. В 1993 г. срок действия закона об особом минимуме зарплаты для молодежи истек. Противники этого закона, включая  и профсоюзы, считают, что более  низкая зарплата для молодых людей  по сравнению со взрослыми работниками  приведет к тому, что работодатели станут нанимать молодых людей за счет сокращения числа взрослых рабочих. Однако очевидно, что подменять молодежную безработицу "взрослой" бесперспективно. По оценкам, каждые четыре рабочих места  для молодых вытесняют одно рабочее место для взрослого.

      Установление  эффективного минимума заработной платы  может повлечь за собой повышение  производительности труда. Увеличение ставок в связи с установлением  минимума заработной платы, по всей видимости, побудит фирмы использовать труд низкооплачиваемых более эффективно, в результате чего производительность труда возрастет. Более высокая  зарплата, как известно, мотивирует работников к более продуктивному  труду.

      Макроэкономические  показатели, характеризующие уровень  и динамику заработной платы, привлекают внимание не только специалистов по рынку  труда, но и представителей государственных  ведомств, политических организаций  и средств массовой информации. Макропоказатели  заработной платы фигурирую при  рассмотрении целого ряда проблем, имеющих  как экономическую, так и социальную и даже политическую окраску –  уровня жизни населения, распределения  доходов, инфляции и так далее. К  сожалению, при обсуждении этих и  других проблем социально-экономического развития страны зачастую используются неточные или не в полнее адекватные показатели заработной платы, не в полной мере отражающие процессы, происходящие на рынке труда. Это обусловлено, с одной стороны, некоторыми общими недостатками современной российской статистики, с другой – наличие  различных индикаторов, характеризующих  разные аспекты формирования и изменения  оплаты труда.

      Наиболее  распространенным является показатель среднемесячной начисленной заработной платы. Этот показатель охватывает относительно узкий сегмент рынка труда: во-первых, он относится только к работникам гражданских организаций с юридическим  лицом, во-вторых. Он не учитывает целый  ряд трудовых доходов, также относящихся  к оплате труда. Тем не менее, учитывая популярность данного показателя, именно с него лучше всего начать рассмотрение макроэкономических индикаторов заработной платы.

      Этот  показатель рассчитывается Росстатом  на основе отчетов по труду, предоставляемых  гражданскими предприятиями и организациями  с юридическим лицом , за исключением  предприятий, отчитывающихся в централизованном или в особом порядке раз в  год. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата рассчитывается на основе данных о фонде оплаты труда  и общей численности работников.

      Как известно в СССР динамика потребительских  цен в принципе не оценивалась. Первые попытки учета экономики потребительских  цен стали предприниматься только в конце 1980-ых годов; эти оценки использовались, в частности, при построении баланса  народного хозяйства. В начале 1990-ых годов появились первые экспериментальные  оценки индекса потребительских  цен, однако методика их построения и  сбора информации были еще крайне несовершенными. Особенно отчетливо  это проявилось в 1991-1992 годах, когда произошел не только резкий скачок цен, но и столь же резкое изменение структуры потребления.

      Фактически  методика сбора информации и построения индексов цен, соответствующая международным  стандартам, была разработана Госкомстатом России лишь к 1995 году, и только с  этого времени мы располагаем  относительно надежными оценками инфляции на потребительском рынке. Динамика цен в первой половине 1990-ых годов  и особенно в 1991-1992 годах, остается неопределенной, и имеющиеся оценки варьируются  в широких пределах. Эта неопределенность обусловлена в первую очередь  нехваткой первичной статистической информации и ныне является неустранимой. То есть исследователи уже никогда  не узнают, какими были темпы прироста среднегодовых цен в первой половине 1990-ых годов, и всегда будут вынуждены  ограничиваться весьма примерными оценками.

      Более полные данные о заработной плате  оцениваются в рамках Системы  Национальных Счетов (СНС), а более  полную информацию о численности  получателей заработной платы дают Обследования населения по проблемам  занятости (ОНПЗ).

      Сумма начисленной и скрытой заработной платы образуют фонд заработной платы  в статистике СНС.

      В российских условиях оценка скрытой  заработной платы может быть сделана  только на уровне экономики в целом, без разбивки по секторам, видам  экономической деятельности и так  далее, что ограничивает возможности  дезагрегированного анализа заработной платы. Тем не менее, на макроуровне  оценки скрыто оплаты труда можно  считать относительно точными.

      В Таблице 1 представлены оценки позволяющие  сопоставить величину заработной платы  по отчетности гражданских предприятий  и по данным СНС. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.

Г

о

д

ы

Гражданские организации Вся экономика (СНС-ОКОНХ) Вся экономика (СНС-ОКВЭД) Вся экономика
Фонд  начисленной заработной платы (млрд. руб.) Число работников (млн. чел.) Средне-месячная начисленная заработная плата (руб.) Фонд  заработной  платы (СНС) млрд. руб. В том  числе Фонд  заработной  платы (СНС) млрд. руб. В том  числе Число наемных  работников (ОНЗП), млн чел. Средне-месячная заработная плата (СНС-ОКОНХ, ОНЗП), руб. Средне-месячная заработная плата (СНС- ОКВЭД, ОНЗП), руб.
Фонд  НЗП Фонд СЗП Фонд НЗП Фонд СЗП
(1)=(2)х(3)х12 (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11)=(4)/ (10) (12)=(7) /(10)
1999 934,7 51,158 1522,6 1536,5 1011,5 525,0       56,115 2281,7  
2000 1367,1 51,238 2223,4 2304,0 1494,0 810,0       58,512 3281,4  
2001 1968,1 50,613 3240,4 3109,4 2115,9 993,5       59,853 4329,2  
2002 2648,4 50,615 4360,3 4055,4 2806,4 1249,0 4067,1 2818,1 1249,0 61,477 5497,2 5513,0
2003 3291,3 49,882 5498,5       5032,2 3536,8 1496,4 61,522   6817,7
2004 3973,4 49,130 6739,5       4615,3 4420,2 1995,1 62,189   8596,4
2005 4947,9 48,197 8554,9       8034,0 5483,0 2551,0 62,871   10648,7
2006 6137,4 48,096 10633,9       НД НД 3184,4 63,517   НД

Информация о работе Сравнительный анализ заработной платы и доходов населения в России и развитых странах