Статус, структура и задачи Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: провести анализ устройства банковской системы Российской Федерации и определить роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
провести ретроспективный анализ становления двухуровневой банковской системы в Российской Федерации;
определить правовой статус и функции Банка России;
рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Работа содержит 1 файл

18. Статус, структура и задачи Центрального банка РФ..docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических  задач. Выполняя распределительную  функцию, государственные и муниципальные  финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами  и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

    Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

      Структура финансовой  системы РФ с  точки зрения управления включает  

    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

      Институциональная структура финансовой  системы РФ состоит из разных  уровней. На федеральном уровне институциональная структура включает:

    • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
    • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • Счетную палату Российской Федерации;
    • Федеральную таможенную службу;
    • Федеральную службу по финансам и рынкам;
    • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    На  уровне субъектов  РФ:

    • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
    • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
    • главные управления Банка России субъектов Федерации;
    • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
    • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
    • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
    • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    На  муниципальном уровне:

    • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
    • управления (департаменты, отделы) финансов;
    • аппарат Департамента контроля Минфина России;
    • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
    • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
    • городские (районные) налоговые службы;
    • счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
    • городскую (районную) таможню.

    На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией  по финансам, департаментом финансов.

    Финансовая  система Российской Федерации в  соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие  звенья:

    • государственный бюджет;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • фонд страхования;
    • фондовый рынок;
    • финансово-кредитную систему;
    • финансы предприятий различных форм собственности7.

    Рассмотрим  основные звенья финансовой системы.

§3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы

    Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты  и местные бюджеты.

    Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

    Бюджет  субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты  крупных городов (например, таких, как  Москва и Санкт-Петербург).

    Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра.

    Государственные внебюджетные фонды.

    В современном экономическом словаре  даются следующие определения внебюджетных фондов: денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Также под государственными внебюджетными фондами понимают средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников8.

    Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит - это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

    При государственном кредите государство  выступает не только заемщиком, но и  кредитором. Правительство может  предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной  ссуды). Предприятиям агропромышленного  комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может  выступать также в форме гарантированных  обязательств федерального правительства  под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

    Фонд  страхования.

    Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению.

    До 1990 г. страхование в России было построено  на началах государственной монополии. Это означало, что только государство  могло совершать операции по страхованию  и давать гарантированные обязательства  по возмещению ущерба, понесенного  организациями или гражданами в  результате стихийного бедствия или  несчастного случая. Все страховые  операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное  и личное страхование позволяла  в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные  на эти цели9.

    В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. Рынок побуждает государственные  страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время  наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

    Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности.

    Фондовый  рынок.

    Среди звеньев финансово-кредитной системы  фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так  как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи  специфических финансовых активов - ценных бумаг.

    Задача  фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с  высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его  особенность заключается в том, что участники фондового рынка  рассчитывают на получение более  высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

    Финансово-кредитная  система.

    Финансово-кредитная  система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную  политику государства и все аспекты  финансового рынка. Финансово-кредитная  система связывает финансовую и  кредитную системы, первичный и  вторичный рынки.

    Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а  также система кредитных учреждений.

    По  этому звену рассматривается  банковская система РФ.

    Банковская  система - совокупность разных видов  взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих  в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится  центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

    Финансы предприятий различных  форм собственности.

    Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь  основой единой финансовой системы  страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного  продукта и национального дохода.

    
    От  состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования10.

      Характеристика звеньев  финансовой системы:

  Бюджетное звено Кредитное звено Страховое звено Фондовое  звено
Задачи Обеспечение функций  органов государственной власти

Обеспечение определенных уровней экономического и социального  развития страны

Повышение эффективности  использования денежных средств Обеспечение непрерывности  процесса производства  Обеспечение  процесса перелива капитала в  отрасли с высоким уровнем  экономического развития 

 Инвестирование  расширенного производства

Методы  формирования доходов Принудительное  изъятие части дохода юридических  и физических лиц под контролем  государства в соответствии с  законом  Мобилизация временно свободных денежных средств Обязательное  страхование - принудительное изъятие  части дохода юридических и физических лиц Добровольное  Страхование - добровольные взносы
Методы  использования фондов Безвозмездное финансирование Основан на принципах: возвратности срочности платности Возмещение  ущерба Долевые ценные бумаги: безвозмездно в обмен на постоянный доход
 

Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального банка РФ