Статус, структура и задачи Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: провести анализ устройства банковской системы Российской Федерации и определить роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
провести ретроспективный анализ становления двухуровневой банковской системы в Российской Федерации;
определить правовой статус и функции Банка России;
рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Работа содержит 1 файл

18. Статус, структура и задачи Центрального банка РФ..docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    Банк  России в пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, независим  в своей деятельности. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций  и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону. В случае же вмешательства  в его деятельность Банк России информирует  об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации 

    Для регулирования денежно-кредитной  сферы по вопросам, отнесенным к  его компетенции федеральными законами, ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Но нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным  законам и вступают в силу со дня  их официального опубликования в  официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»). Нормативные  акты Банка России не имеют обратной силы, но могут быть обжалованы в  установленном законом порядке16.

    Банк  России не может участвовать в  капиталах кредитных организаций, если они не обеспечивают его деятельность, а так же его учреждений и организаций. Однако согласно закону, это положение  не распространяется на участие Банка  России в капиталах Сберегательного  банка Российской Федерации (Сбербанка  России), Внешторгбанка, а также ряда кредитных организаций, созданных  на территории иностранных государств: Донау-банка АГ (Вена); Ист-Вест Юнайтед  банка (Люксембург); Коммерческого банка  для Северной Европы – Евробанка (Париж); Московского Народного банка  Лтд (Лондон); Ост-Вест Хандельсбанка  АГ (Франкфурт-на-Майне)17.

    Банк  России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка  России, Внешторгбанка, Коммерческого  банка для Северной Европы – Евробанка, Московского Народного банка  Лтд, Ост-Вест Хандельсбанка АГ в  объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. Уменьшение долей  участия Банка России в данных кредитных организациях ниже указанного уровня может осуществляться только в случае принятия по данному вопросу  специального федерального закона.

    Банк  России может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, при этом его взаимоотношения  с кредитными организациями иностранных  государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а  также межбанковскими соглашениями.

    Банк  России имеет уставный капитал в  размере 3 млрд. рублей и создает  за счет своей прибыли резервы  и фонды различного назначения в  размерах, необходимых для осуществления  своих функций, а также, независимо от прибыли и убытков, - фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования  этих фондов и резервов определяется Советом директоров Банка.

    Высшим  органом Банка России является Совет  директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России. В его  состав входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность  Государственной Думой по представлению  Президента РФ сроком на четыре года. В  случае досрочного освобождения от должности  Председателя Банка России Президент  Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность  в двухнедельный срок с момента  освобождения.

    В случае отклонения предложенной на должность  Председателя Банка России кандидатуры  Президент Российской Федерации  в течение двух недель вносит новую  кандидатуру. Одна кандидатура не может  вноситься более двух раз.

    Государственная Дума имеет право освободить от должности  Председателя Банка России по представлению  Президента Российской Федерации.

    Члены Совета директоров назначаются на должность  сроком на четыре года Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом  Российской Федерации.

    Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов  от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии  Председателя Банка России или лица, его заменяющего18.

    
     

    Председатель  и Совет директоров:

    • разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
    • устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
    • утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;
    • принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
    • определяют правила работы кредитных учреждений;
    • утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;
    • осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.

    В целях обеспечения деполитизации  деятельности ЦБ его Председатель и  члены Совета директоров не могут  быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а  также членами Правительства  Российской Федерации, они не могут  состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

    Отчетный  период Банка России устанавливается  с 1 января по 31 декабря включительно. Банк России ежегодно не позднее 15 мая  представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом  директоров.

    Отчетность  ЦБ состоит из его баланса и  счета прибылей и убытков. Структура  баланса Банка России устанавливается  Советом директоров. Баланс отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их источники и  другие операции Он состоит из пассивов – обязательств банка, т.е. источников формирования его капитала и активов  – его требований, характеризующих  состав, размещение и использование  находящихся в распоряжении банка  ресурсов. Операции ЦБ отличаются от аналогичных  операций коммерческих банков, что  отражает их специфику (особые задачи и функции центральных банков) и отражаются в его балансе.

§3.  Денежно-кредитная  политика как важнейшая  функция Центрального Банка

    Важнейшей функцией центрального банка любой  страны является разработка и реализации единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства путем воздействия на количество денег в обращении.

    Денежно-кредитная  политика является комплексным экономическим понятием, отражающим достаточно широкий круг проблем современного общества и требующий больших усилий и специальных знаний для проведения ее эффективной организации и проведения. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредита. Для достижения этой цели Центральный Банк РФ использует различные инструменты и методы, состав которых изменяется и расширяется с развитием денежно-кредитных отношений. Необходимость регулирования вытекает из задач экономической политики государства19.

    Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ не оказывает  прямого воздействия на состояние  реального сектора экономики. Его  главная задача – создать объективные  предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и  последующей их трансформации в  производительные инвестиции. Под такими объективными предпосылками, которые  находятся в компетенции ЦБ, следует  понимать финансовую стабильность и  противодействие инфляции, поддержание  устойчивости денежной системы и  стабильного курса национальной валюты.

    Денежно-кредитная  политика Центрального Банка играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушения экономических  законов при ее разработке и реализации могут повлечь за собой тяжелые  экономические последствия.

    Правовой  основой денежно-кредитной политики (ДКП) в России является закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», который предусматривает  ежегодное представление в Государственную  Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год.

    Объектом денежно-кредитного регулирования является объем и структура денежной массы, находящейся в обращении.

    Воздействие ЦБ на денежную массу осуществляется путем проведения процентной политики и политики ликвидности. Процентная политика предусматривает воздействие на уровень процентных ставок в стране посредством изменения ставки рефинансирования, учетной ставки, и др. ставок по операциям ЦБ. Политика ликвидности означает использование ряда инструментов ДКП с целью воздействия на ликвидность банковской системы.

    В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической  политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

    Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и  в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю)20.

    Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции (таргедирование (от англ. target — цель) — установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки)21, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

    Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже в 2007 году обусловили более  высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению  инфляции на траекторию снижения.

    Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок  кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над  инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.

    Таким образом, ЦБ РФ имеет статус юридического лица, получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. ЦБ РФ выступает в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. В пределах предоставленных полномочий ЦБ РФ независим в своей деятельности, органы государственной власти власти и МСУ в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти и МСУ, всех юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального банка РФ