Структура банковской системы РБ и факторы её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая любимого.docx

— 72.46 Кб (Скачать)

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Проблемы и перспективы  развития банковской

     системы РБ 

     В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из:

     - Национального банка Республики  Беларусь; 

     - коммерческих банков.

     Национальный  банк Республики Беларусь был образован  в 1991 года. В частности, Верховный  Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном  суверенитете Белорусской Советской  Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 года объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский  банк Госбанка СССР и республиканские  специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских  специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года".

     Национальный  банк Республики Беларусь является Центральным  банком республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет  право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назначается Верховным Советом, его заместители и члены правления — Президиумом Верховного Совета.

     Национальный  банк Республики Беларусь самостоятелен  в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных законом  и своим Уставом, утверждаемым Верховным  Советом Республики Беларусь. Он ежегодно представляет Верховному Совету отчет  о своей работе.

     Государственные органы не имеют права вмешиваться  в деятельность Нацбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответственности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

     Национальный  банк имеет уставный, резервный и  другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств. На январь 1994 года Нацбанк располагал собственным капиталом в размере около 300 миллиарда рублей (данные приведены до деноминации в августе 1994 года).

     Председатель  правления Национального банка  участвует в заседаниях Кабинета Министров Республики Беларусь с  правом совещательного голоса. Нацбанк совместно с правительством ежегодно разрабатывает и представляет в Верховный Совет основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также отчет о ее реализации за истекший год.

      Национальный  банк предпринимает меры по ограничению  темпов инфляции. Воздействие на монетарные факторы инфляции он осуществляет, с помощью экономических регуляторов, используемых в мировой практике. Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:

     - банкира;

     - экономического советника правительства;

     - финансового агента правительства;

     - представляет Республику Беларусь  во всех организациях, в том  числе международных, по вопросам  денежно-кредитной политики и  лицензирования банковской деятельности.

     Национальный  банк оказывает банковские услуги иностранным  правительствам, зарубежным банкам и  финансовым органам. В качестве представителя  Республики Беларусь может брать  на себя обязательства и осуществлять операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.

     Предприятие-поставщик  предоставляет отсрочку платежа  за свой товар (услуги), предприятие-покупатель передает кредитору вексель как  долговое свидетельство и обязательство  платежа. Однако, эта форма кредита  не получила широкого распространения  в республике.

     Национальный  банк имеет исключительное право  и несет исключительную ответственность  за выработку и проведение политики в области обменных курсов, в частности, в его задачу входит:

     - издание нормативных активов  в отношении операций с иностранной  валютой;

     - поддержание резервов иностранной  валюты и распоряжение ими;

     - выдача и отмена лицензий на  проведение банковских операций  с иностранной валютой;

     - надзор и регулирование деятельности  дилеров, включая банки.

     Национальный  банк имеет право выдавать гарантии-поручительства, в том числе гарантии от имени  Республики Беларусь по внешним займам.

     Он  не осуществляет непосредственно кредитование субъектов хозяйствования, но ему  принадлежит исключительное право  предоставления кредита правительству  и местным органам власти.

     При этом законодательно установлено, что  совокупная сумма кредитов правительству  и местным органам не должна превышать  пяти процентов от размера валового национального продукта данного  финансового года.

      Национальный  банк издает обязательные для исполнения всеми банками нормативные акты и определяет объем статистической отчетности. В целях обеспечения  нормального функционирования коммерческих банков Национальный банк устанавливает:

     - минимальный размер уставного  фонда; 

     - обязательные экономические нормативы;

     - определяет порядок страхования  депозитов и вкладов.

     Национальный  банк Республики Беларусь может:

     - осуществлять рефинансирование  банков путем предоставления  им краткосрочных кредитов в  рамках регулирования денежной  массы в обращении;

     - выступать кредитором в последней  инстанции, оказывая кредитную  помощь платежеспособным банкам  без соответствующего обеспечения  в целях поддержания их ликвидности.

     В случае систематического нарушения  установленных нормативов, убыточности, возникновения положения, угрожающего  интересам кредиторам банка, неисполнения предписаний Национального банка  он может применять предусмотренные  законодательством меры, включая  обращение в суд о признании  банка экономически несостоятельным  или банкротом.

     Национальный  банк тесно сотрудничает с МВФ, Мировым  банком и ЕБРР, имеет корреспондентские  счета в ряде зарубежных стран. По поручению Верховного Совета или  по предложению правительства берет  на себя в качестве представителя  республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.

     Он  сотрудничает с иностранными банковскими  контрольными органами в различных  формах. В соответствии с законодательством  Национальный банк может участвовать  в международных банковских фондах, союзах и ассоциациях.

     Он  представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, а также предприятий и организаций.

     В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в городе Минске, 13 подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум. Центральный аппарат состоит из департаментов, управлений и отделов.

     Второй  уровень банковской системы в  Республике Беларусь составляют коммерческие банки. По состоянию на 5 марта 2010 года в РБ действует 32 коммерческий банк (Приложение А), а также 8 представительств иностранных банков (Приложение Б). В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки оказывают хозяйствующим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги.

      Коммерческие  банки получают право юридического лица с момента их регистрации  в Национальном банке и осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций. Банки  независимы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмешиваться. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения  и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного  вознаграждения.[12]

     Современная банковская система Республики Беларусь предполагает присутствие на рынке  коммерческие банков, как зарегистрированных на территории РБ, так и банков, зарегистрированных в других государствах, уставной капитал  которых состоит частично или  полностью из иностранных средств.

     В рамках банковской системы РБ сформирована также система банковского надзора, которая построена по мировым  стандартам, которая выполняет функции  лицензирования деятельности банков, контроля на основании отчётных документов, а также инспекционных проверок и при необходимости реструктуризации либо ликвидации существующих банков и банковских организаций.[8]

     Роль  банковской системы в экономике  любой страны чрезвычайно велика. Строгое "разделение властей", то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между  Центральным банком и коммерческими  банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики  страны.

     Кризисные процессы в сегодняшней экономике  существенно осложняют положение  в банковском секторе Беларуси. Возможности  получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения  банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение  банков, а наименее устойчивых из них  приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают  доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста  нестабильности, слабая предсказуемость  государственной экономической  политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов. 
 
 
 
 

      Заключение 

     Банковская  система - одно из высших достижений экономической  цивилизации, которую изобрел и  построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения  и всей экономики в целом.

     Банковская  система существует только тогда, когда  в стране имеется достаточное  количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют  некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую  систему страны.

     Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и  физическим лицам, а так же выполняют  различные расчетные, гарантийные  и иные операции.

     Банковская  реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации  Государственного Банка СССР, из состава  которого было выделено несколько государственных  специализированных банков. Несколько  позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х -- 90-х годов стала  формироваться двухуровневая структура  банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.

Информация о работе Структура банковской системы РБ и факторы её развития