Субфедеральные займы в РФ. Развитие и перспективы рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить субфедеральные займы в РФ: развитие и перспективы рынка.
Задачи работы:
– раскрыть понятие, сделки, организации выпуска субфедеральных займов;
– изучить понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ;
– охарактеризовать законодательное регулирование рынка субфедеральных ценных бумаг;
– раскрыть особенности организации рынка субфедерального рынка ценных бумаг.

Содержание

Введение 3
1. Субфедеральные займы: понятие, сделки, организации выпуска 5
2. Понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ 11
3. Законодательное регулирование рынка субфедеральных ценных бумаг 15
4. Особенности организации рынка субфедерального рынка ценных бумаг 20
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Субфедеральные займы 38 ИГЭА.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

Рынок муниципальных  ценных бумаг является одним из наиболее эффективных инструментов бюджетной политики нецентральных органов власти. Преимущества заимствования на фондовом рынке очевидны. Среди основных стоит выделить удешевление стоимости заемных средств, диверсификацию источников заемных средств, относительную простоту регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций.

Значимость рынка муниципальных  ценных бумаг как одной из составных частей финансового рынка подтверждается следующими данными: в США они занимают около 17% рынка долговых инструментов (1,3 трлн долл. в абсолютном выражении), в Японии – 11% (310 млрд долл.), в Германии – 12,5% (76 млрд долл.).

Привлечение денежных ресурсов путем эмиссии долговых обязательств позволяет субфедеральным и местным органам власти решать задачи финансирования кассовых разрывов бюджета, целевых программ, стимулировать развитие региональных финансов.

Реструктуризация российской экономики увеличила финансовые потребности органов власти всех уровней и способствовала активному развитию рынка субфедеральных облигаций.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется. Но для того, чтобы территориальные власти успешно справлялись со своими задачами необходимы денежные средства. Поэтому перед органами власти субъектов РФ стоит вопрос о поиске альтернативных источников для покрытия своих дефицитов, а также для финансирования программ, находящихся в их ведении. Одним из таких источников являются заимствования.

Как видно, эта проблема очень актуальна для субъектов  РФ, от ее решения зависит как экономическое положение субъекта, так и его дальнейшее развитие. А т. к. этот финансовый инструмент возник в 1992 г., то рынок займов субъектов РФ еще довольно молодой, неустоявшийся, а следовательно, существует множество проблем, связанных с выпуском самих облигаций, с их размещением, вторичным обращением и т. д.

Цель данной работы –  изучить субфедеральные займы в РФ: развитие и перспективы рынка.

Задачи работы:

– раскрыть понятие, сделки, организации выпуска субфедеральных займов;

– изучить понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ;

– охарактеризовать законодательное  регулирование рынка субфедеральных ценных бумаг;

– раскрыть особенности  организации рынка субфедерального  рынка ценных бумаг.

 

1. Субфедеральные займы:  понятие, сделки, организации выпуска

Субфедеральные и муниципальные  облигационные займы представляют собой совокупность экономических  отношений между территориальными органами власти (органами власти субъектов стран и органами местной власти), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых территориальные органы власти выступают в качестве заемщиков на рынке ценных бумаг.

Как экономическая категория  субфедеральные и муниципальные  облигационные займы находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и имеют особенности как финансов, так и кредита.

В качестве звена финансовой системы субфедеральные и муниципальные облигационные займы обслуживают формирование и использование централизованных денежных фондов территориальных органов власти, т.е. территориальных бюджетов и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредитных  отношений, субфедеральные и муниципальные облигационные займы предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности: через определенный период времени владелец облигаций получает обратно предоставленные взаймы средства вместе с процентами.

Субфедеральные и муниципальные  облигационные займы отличаются от других видов кредита. Как правило, дополнительные финансовые ресурсы, привлекаемые в результате размещения субфедеральных и муниципальных облигаций для покрытия бюджетного дефицита, не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей. Если при предоставлении банковского кредита юридическим лицам в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары на складе, незавершенное производство и др. (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании финансовых ресурсов территориальными органами власти на рынке ценных бумаг обеспечением займа, как правило, служит имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Под займами органов  власти субъектов РФ мы будем понимать ценные бумаги, выпускаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки. В дальнейшем мы их будем называть субфедеральными займами.

Классификация субфедеральных займов:

1) Займы по целям  заимствования делятся на:

- целевые, ориентированные  на инвестиционный сектор экономики;

- нецелевые, ориентированные  на финансовый (фиктивный) сектор;

2) По характеру решаемых  задач эмитируемые в России  займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:

- инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;

- социальные - для финансирования  мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;

- бюджетные - для текущего обслуживания  местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.

3) По сроку обращения субфедеральные  займы представлены:

- краткосрочными выпусками (до 1 года), на их долю приходится 21 %;

- среднесрочными выпусками (1-5 лет), на их долю приходится 64 %;

- долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого  распространения из-за высокого  уровня инфляции.

4) В зависимости от модели  займа выделяют:

- жилищные займы; 

- телефонные займы; 

- арбитражные займы; 

- ГКО-подобные займы; 

- “сельские” облигации или  агрооблигации;

- инвестиционно-промышленные займы;

- социально-экономические займы.

5) В зависимости от характера  обеспечения займы делятся на следующие виды:

- облигации общего покрытия (общего  займа) - обеспечиваются средствами бюджета/отдельными его статьями и имуществом/частью имущества, находящегося в собственности эмитента;

- доходные облигации - обеспечиваются  доходами/имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;

- обеспечением по облигациям  смешанного (“двойного”) покрытия  выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.

6) По видам займы представляют собой:

- облигации со сроком погашения  более года.

- краткосрочные долговые  обязательства эмитируются на  срок до года, не преследуют  инвестиционных целей и предназначены  для финансирования текущих расходов. В свою очередь они подразделяются на:

- долговые обязательства  по типу ГКО, т. е. дисконтные  ценные бумаги, выпускаемые в  безналичной форме. 

- краткосрочные облигации  по типу ГКО, до последнего  времени их выпускали субъекты РФ. Они являются дисконтными именными ценными бумагами и выпускаются в безналичной форме отдельными траншами сроком от 2 до 24 месяцев через аукционную форму продажи. Целями выпуска данных обязательств является финансирование текущих расходов бюджета. Подобные обязательства эмитируются государственными органами многих развитых стран;

- казначейские сертификаты,  в данное время выпускаются  Минфином Республики Саха (Якутия). Эмитент определяет их как  краткосрочные долговые обязательства с имущественным залогом (в виде золота), со сроком на 1 год для покрытия части бюджетного дефицита. Погашаются путем оплаты рублевого эквивалента стоимости 50 г золота пробы 0,9999 или путем передачи соответствующего количества золота. По сути они аналогичны Золотым сертификатам Минфина РФ 1993 г. выпуска;

- краткосрочные конвертируемые  долговые обязательства, выпускались Новосибирской областью. Размещались они с дисконтом по единой курсовой шкале и на срок 9 месяцев. Особенность их заключается в том, что они могут быть конвертируемы в акции (паи) объектов муниципальной собственности на аукционах по приватизации;

- казначейские облигации,  например эмитируемые правительством  Кабардино-Балкарской Республики. Республиканские казначейские облигации аналогичны КО, эмитируемым Минфином России. Они могут быть погашены денежными средствами или налоговым освобождением.

7) По источникам получения  доходов и обслуживания долга  займы подразделяются на:

- имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;

- финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции);

- бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет. Часто в стремлении расширить доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию различных источников получения доходов - комбинированным займам.

8) По форме выплате  дохода (погашение облигации) выделяют:

- займы с денежной формой погашения;

- займы с натуральной  (неденежной) формой погашения.

Система управления заимствованиями  представляет собой взаимосвязь  бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:

- сохранение объема  государственного долга на экономически  безопасном уровне;

- сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;

- обеспечение исполнения  обязательств государства в полном  объеме по как можно более  низкой стоимости на средне- и  долгосрочную перспективу.

Управление государственным  долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Основные параметры  и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.

Упомянутая выше взаимосвязь  определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

Бюджетный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил казначейское исполнение федерального бюджета и ввел принцип единства кассы, предусматривающий зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов через единый счет бюджета.

Реализация принципа единства кассы по учету доходов  и средств федерального бюджета способствует повышению эффективности управления средствами федерального бюджета и позволяет обеспечить сокращение заимствований для покрытия кассовых разрывов бюджета посредством оперативного управления поступлениями и платежами федерального бюджета.

Информация о работе Субфедеральные займы в РФ. Развитие и перспективы рынка