Субфедеральные займы в РФ. Развитие и перспективы рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить субфедеральные займы в РФ: развитие и перспективы рынка.
Задачи работы:
– раскрыть понятие, сделки, организации выпуска субфедеральных займов;
– изучить понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ;
– охарактеризовать законодательное регулирование рынка субфедеральных ценных бумаг;
– раскрыть особенности организации рынка субфедерального рынка ценных бумаг.

Содержание

Введение 3
1. Субфедеральные займы: понятие, сделки, организации выпуска 5
2. Понятие, цели, задачи выпуска ценных бумаг субъектов РФ 11
3. Законодательное регулирование рынка субфедеральных ценных бумаг 15
4. Особенности организации рынка субфедерального рынка ценных бумаг 20
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Субфедеральные займы 38 ИГЭА.doc

— 399.00 Кб (Скачать)
    • порядка возникновения обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Как установлено п. 2 ст. 817 ГК РФ, государственные (муниципальные) займы являются добровольными. Поэтому в качестве единственного основания возникновения обязательств по ценным бумагам может выступать решение эмитента.

Тем не менее, учитывая публичность  возникающих при этом отношений, законодателем в ст. 111 БК РФ установлены ограничения по возникновению обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам, обеспечивающие соблюдение принципа сбалансированности доходной и расходной части бюджета.

Осуществление государственных  и муниципальных заимствований допускается только в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете на текущий финансовый год следующих значений:

    • предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;
    • предельного объема заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При этом предельный объем  заемных средств, направляемых субъектом  Российской Федерации и муниципальным  образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать:

    • для субъекта Российской Федерации - 30% объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
    • для муниципального образования - 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

Последствием несоблюдения вышеуказанных требований является также недействительность (ничтожность) договора займа.

Например, в постановлении  ФАС Дальневосточного округа от 1 апреля 2003 г. по делу N Ф03-А04/03-1/289 судом при  рассмотрении иска областного государственного унитарного предприятия "АГРО" к Администрации Завитинского района Амурской области, СПК "Иннокентьевка" о взыскании 860387 руб. 41 коп. отмечена правомерность признания недействительным договора поручительства судом первой инстанции при превышении предельного размера дефицита бюджета.

 О признании договора  недействительным в судебном  порядке в данной ситуации  можно говорить, скорее, как об  исключении. Порядок заключения  договора государственного (муниципального) займа, предусматривающий обязательную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг Министерством финансов РФ в большинстве случаев исключает возможность злоупотребления со стороны региональных органов власти.

 

4. Особенности организации  рынка субфедерального рынка  ценных бумаг

Развитие бюджетного федерализма в России, начавшееся в начале 90-х годов, сопровождалось распределением между тремя уровнями власти налоговых поступлений и делегированием регионам и местным органам власти все больших полномочий в области финансирования расходов.

Становление российского  рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг происходило в условиях слабой законодательной отрегулированности этого сегмента фондового рынка.

Рынок субфедеральных и  муниципальных ценных бумаг в 90-е  гг. по своим масштабам значительно уступал рынку ГКО/ОФЗ. Так, в 1997 г. эмиссия ГКО/ОФЗ составляла 360 млрд. руб., а субфедеральных и муниципальных облигаций – 29 млрд. руб. По надежности и минимальному уровню риска субфедеральные долговые обязательства находились на втором месте – после федеральных ценных бумаг. Ликвидность их, однако, была невелика: сохранялась определенная региональная ограниченность. Инвесторы вынуждены были держать их в своем портфеле до погашения.

Возникновение рынка  субфедеральных ценных бумаг было связано  с тем, что администрация субъектов Федерации, лишившись поддержки из федерального центра, стала оформлять свои долги в виде облигаций нецелевого назначения, т.е. предусмотренных для покрытия дефицита регионального бюджета, а также для финансирования программ жилищного строительства, развития телефонной сети и др. Контроль за выпуском субфедеральных и муниципальных облигаций осуществляли Минфин РФ, местные законодательные и исполнительные власти.

В конце 1997 г. российский рынок субфедеральных облигаций  сильно пострадал от азиатского финансового кризиса: с него “ушло” много иностранных инвесторов. Еще больший удар нанес ему кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Почти все регионы вынуждены были прекратить погашение и выплату процентов по займам. В настоящее время идут переговоры о реструктуризации внутреннего и внешнего долгов субъектов Федерации.

В России в 90-е гг. многие муниципалитеты также стали выпускать  свои облигации. Они характеризовались  заметным разнообразием. Как и в  других странах, они подразделялись на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечивались всем бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носили целевого инвестиционного характера, а предназначались для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги были аналогичны ГКО и размещались подобным же образом. Они пользовались определенным успехом на фондовом рынке, хотя и таили в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.

Все же по количеству выпущенных облигаций доходные (целевые) займы явно преобладали. Муниципалитеты выпускали их под конкретный инвестиционный проект и погашали доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов составляли жилищные займы, а также другие займы, имевшие социальную направленность (предназначенные для развития социальной инфраструктуры).

Муниципальные облигации  эмитировались в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные облигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широкого распространения.

Почти во всех случаях  гарантами муниципальных займов являлись сами эмитенты. Исключение составляли жилищные займы, гарантами которых  выступала региональная администрация, а в некоторых случаях – коммерческие банки.

По составу эмитентов  рынок субфедеральных и муниципальных  облигаций РФ (СМО) является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности — рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

В условиях централизации  доходов отказ регионов и муниципалитетов  от облигационных займов равносилен отказу от идеи ускорения социально-экономического развития. Это определяет острую потребность в притоке заемного капитала с целью создания современной инфраструктуры и улучшения качества жизни населения, которые являются необходимыми условиями повышения инвестиционной привлекательности региона и предпосылки прихода туда частного капитала.

Активность субъектов  РФ на рынке публичных заимствований  в настоящее время пока остается на невысоком уровне. Об этом свидетельствует исследование, проведенные экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» на основании данных Минфина РФ. Согласно результатам исследования, в настоящее время публичные заимствования в качестве источника финансирования дефицита бюджета использует незначительное число регионов, а доля облигаций в структуре долга по стране в целом невысока.

На 1 июня 2011 года доля ценных бумаг в суммарном объеме государственного долга регионов РФ составляет 36%. Это не много, учитывая, что возможности по получению дешевых государственных денег сокращаются, а возможности по получению банковских кредитов ограничены. В первую очередь, ограничение возможности по банковскому кредитованию касается регионов с высокими потребностями в заемных средствах – не каждый банк может прокредитовать регион в объеме 1 млрд руб. и более. В то же время, облигационный заем на такую сумму – обычная практика.

В кризисный и посткризисный  период основным источником финансирования дефицитов бюджетов регионов стали бюджетные кредиты Минфина РФ, выдаваемые на 3 года по очень привлекательной ставке – ¼ от ставки рефинансирования ЦБ. Но уже с 2011 года стоимость заимствований была увеличена до ½ ставки рефинансирования, а с 2012 года Минфин такой инструмент использовать не будет (за исключением чрезвычайных ситуаций).

Эта модель вписывается  в общую стратегию государства. Президент РФ Дмитрий Медведев в  своем бюджетном послании отметил, что в условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов.

Это означает, что регионы  будут вынуждены самостоятельно искать источники обеспечения сбалансированности своих бюджетов на открытом рынке и по рыночным ставкам. В связи с этим можно ожидать увеличения активности на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций, тем более, что многие регионы уже имеют хорошую публичную кредитную историю и опыт привлечения средств на открытом рынке.

На основе данных Минфина  РФ эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости составили рейтинг регионов по объему задолженности по ценным бумагам на 01.06.2011 года, из которого видно, что в настоящее время 26 субъектов РФ имеют в структуре государственного долга ценные бумаги. Их суммарный номинальный объем составляет 397.9 млрд. руб.

Наибольший долг по ценным бумагам традиционно у Москвы, который превышает суммарный  долг по ценным бумагам всех остальных  регионов и составляет 231.5 млрд руб. Если рассматривать долю облигаций в общем объема госдолга субъекта РФ, то лидером является Республика Коми – доля составляет 76.7%. Москва по этому показателю занимает второе место с долей 74.4%. Так же довольно активно использует облигации как инструмент финансирования дефицита бюджета Тверская область, где на долю долга по ценным бумагам приходится 72.7% государственного долга.

В 2012 году обострится проблема погашения тех бюджетных кредитов, которые были взяты в 2009 году по низкой ставке (объем составил 170 млрд руб.). В купе с потребностью в финансировании дефицитов возникнет проблема рефинансирования долгов, поскольку многие регионы привлекали государственные деньги сроком на 3 года.

Эксперты «РИА-Аналитика» полагают, что основным источником заемных средств для регионов станет рынок облигаций, причем список регионов, эмитирующих ценные бумаги существенно расширится. Значительное число субъектов РФ, не имеющих в настоящее время облигаций в структуре долга, имеют положительный опыт работы на открытом рынке ранее, и при этом обладают высокой надежностью как заемщики. В связи с этим можно ожидать активизации рынка региональных и муниципальных облигаций уже, начиная с конца 2011 года. С одной стороны, это позволит регионам получить заемные средства. С другой стороны, банки, которые являются основными покупателями региональных бумаг, смогут найти применение избыточной ликвидности, которая сформировалась к настоящему времени, за счет заемщиков с низким коэффициентом риска.

По оценке экспертов «РИА-Аналитика», в ближайшие два года доля ценных бумаг в структуре государственного долга субъектов РФ превысит 50%.

В 2010 г. ситуация на российском рынке региональных (субфедеральных и муниципальных) облигаций определялась, с одной стороны, потребностью региональных бюджетов в заемных средствах для рефинансирования накопленной задолженности и финансирования текущих дефицитов бюджетов, с другой – федеральной поддержкой10, предоставленной регионам РФ. Привлечение бюджетных кредитов в 2009-2010 гг. позволило регионам РФ диверсифицировать долговые портфели и уменьшить зависимость от займов, привлекаемых на фондовом рынке. Кроме того, законодательные ограничения11 сдерживали выход муниципальных образований и субъектов РФ на первичный рынок долговых ценных бумаг. По экспертным оценкам, значительная часть региональных бумаг в 2010 г. по-прежнему удерживалась в портфелях инвесторов и не торговалась на вторичном рынке, что определяло умеренный темп прироста объема вторичных торгов по сравнению с 2009 годом.

По данным Минфина  России, номинальный объем внутреннего  облигационного долга субъектов Российской Федерации на 1.01.11 по сравнению с 1.01.10 увеличился на 7,8%, муниципальных образований субъектов Российской Федерации – на 16,1% (табл. 4.1).

Региональные эмитенты, в первую очередь Москва, в 2010 г. активно доразмещали выпуски своих облигаций, частично размещенные в 2006-2009 гг.

 

Таблица 4.1

Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (млрд. руб.)

Показатель

На 1.01.09

На 1.01.10

На 1.01.11

Прирост за 2010 г., %

Долговые  обязательства субъектов Российской Федерации

268,88

377,75

407,23

7,8

Долговые  обязательства муниципальных образований субъектов РФ

9,52

7,12

8,27

16,1

Всего

278,40

384,87

415,50

8,0


 

Несмотря  на потребность регионов РФ в ресурсах, объем средств, привлеченных на рублевом рынке облигаций в рассматриваемый период, был существенно меньше, чем в 2009 году. На биржевом (ФБ ММВБ, СПВБ) и внебиржевом сегментах рынка в 2010 г. было размещено 17 новых выпусков и доразмещено 9 выпусков облигаций суммарным объемом 104,9 млрд. руб. по номиналу (в 2009 г. – 26 новых выпусков суммарным объемом 121,6 млрд. руб.). Основной объем первичных размещений региональных облигаций по-прежнему осуществлялся на ФБ ММВБ – в 2010 г. он составил 100,1 млрд. руб. по номиналу (95% суммарного объема размещения).

Информация о работе Субфедеральные займы в РФ. Развитие и перспективы рынка