Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мире роль денег возросла в огромной степени. Если еще сто лет назад денежные отношения охватывали сравнительно небольшую часть населения Земли, целые регионы и континенты практически не знали денег или имели их зачаточные формы, то современный мир полностью и абсолютно находится во власти денег. Число субъектов денежных отношений в настоящее время составляет величину порядка десяти миллиардов. Деньги из своей сравнительно подчиненной роли как средства обмена в современном мире стали самостоятельной силой, решающей судьбы людей, государств и целых континентов. Деньги решают множество проблем — экономических, политических, социальных, военных, криминальных, управленческих и т.д. Фактически, деньги в современном мире являются главным средством превращения человеческой общности в цивилизованное общество.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение и анализ самостоятельной роли денег в современном обществе; показать суть подходов к анализу денег и их роли в экономике изложенных в трудах К. Маркса, Дж. М. Кейнса, М. Фридмена; выяснить факторы, влияющие на спрос и предложение денег, рассмотреть вопросы регулирования и законы денежного обращения; раскрыть функции денег и проанализировать, на сколько эффективно деньги выполняют свои функции в условиях инфляции; оценить денежную политику, проводимую в российской экономике с начала 90-х гг. и по настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
1 Сущность и возникновение денег……………………………………
1.1 Происхождение денег…………………………………………….
1.2 Основные положения «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса…………………………………………...
1.3 Концепция денег М. Фридмена………………………………….
1.4 Сущность, функции и виды денег……………………………….
1.5 Спрос на деньги и предложение денег…………………………..
1.6 Денежная масса и денежное обращение………………………...
1.7 Деньги и инфляция……………………………………………….
2 Монетаризм и Россия…………………………………………………
2.1 Бюджетная политика правительства 1992-1998 гг. ……………
2.2 Денежно-кредитное регулирование в России на современном этапе………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………........
Библиографический список…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовой Деньги и их функции в современном обществе2.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, проблему стерилизации притока капитала следует решать на основе комплекса мер, операции же на открытом рынке являются лишь одним из его обязательных элементов. Рассмотрим перечень мер, которые теоретически могли бы способствовать решению проблемы, оценим возможность их практической применимости и обоснованности.

     1. Усложнение и удорожание выдачи центральным, банком ликвидности коммерческим банкам. Эта мера направлена не столько на стерилизацию избыточной ликвидности, сколько на ограничение других ее источников. Теоретически она могла бы быть применена в России, но коммерческие банки привлекают средства Банка России лишь в небольших объемах. Более того, последний целенаправленно работал над совершенствованием механизма предоставления ликвидности .коммерческим банкам, делая этот механизм по возможности удобным и привлекательным. Поэтому вряд ли стоит менять принципы, сложившиеся в последние годы.

     2. Повышение нормы обязательного резервирования. Это простой 
и широко используемый инструмент, но его применение ограничено 
соображениями развития банковской системы. Обязательное резер- 
вирование является по своей сути особым налогом на банковскую 
деятельность, и его повышение может негативно сказаться на состоя- 
нии банковской системы, особенно малых и средних банков. Эта мера может рассматриваться преимущественно как временная. Так, 14 мая 2007 г. Банк России был вынужден повысить нормы резервирования с 3,5 до 4% по обязательствам перед физическими лицами в рублях и до 4,5% по остальным обязательствам.

  1. Введение норматива капитализации банков по отношению к обязательствам перед нерезидентами. В российской практике такого норматива не существует, но примеры его использования можно найти в ближнем зарубежье (например, в Казахстане с апреля 2007 г.). Суть норматива — увязать внешние заимствования коммерческих банков с размером их собственных средств. На практике это будет означать ограничение внешних заимствований банковской системой.
  2. Повышение депозитных ставок центрального банка. Этот инструмент во многом схож с операциями на открытом рынке. Он способствует стерилизации притока капитала лишь до тех пор, пока депозитные ставки не сравняются с процентными ставками по свободно обращающимся государственным облигациям. Перейдя этот рубеж, депозиты центрального банка могут сами начать способствовать дополнительному притоку капитала.

     5. Использование валютного свопа. В рамках валютного свопа центральный банк соглашается продать валюту по текущему курсу и одновременно обязуется выкупить ее в определенный момент времени по заранее согласованному форвардному курсу. Это позволяет центральному банку «передвинуть» избыточную ликвидность в будущее. Форвардный обменный курс должен быть достаточно благоприятным для коммерческих банков, с тем чтобы своп был коммерчески привлекательным. В принципе цена и форвардный курс свопа могут быть смоделированы таким образом, чтобы создать устойчивый отток капитала в необходимый промежуток времени. При этом общая стоимость свопа для центрального банка будет неизбежно выше рыночных процентных ставок, что и является его основным недостатком. Кроме того, необходимо заранее оговаривать невозможность повторного появления законтрактованной валюты на внутреннем рынке, а для этого необходимы либо доверительные отношения с коммерческим банком, либо развитая система мониторинга, а лучше и то и другое.

     6. Привлечение иностранных и международных организаций к размещению своих ценных бумаг на внутреннем рынке. Эта мера позволит создать дополнительные инвестиционные инструменты в национальной валюте и тем самым «связать» избыточную ликвидность.

     7. Введение депозитных требований  на внешние заимствования. Суть этого требования состоит в обязанности заемщика заморозить на некоторое время на счету центрального банка часть привлекаемых им средств в иностранной валюте. Это — своего рода налог на внешние заимствования. Необходимо отметить, что после либерализации валютного регулирования (1 июля 2007 г.) действующее российское законодательство не предполагает введения подобных требований. Однако теоретически такая мера позволяет снижать приток капитала, не затрагивая процентные ставки. Депозитная норма может быть различной в зависимости от вида заимствований. Например, она должна, быть выше для спекулятивного краткосрочного заимствования. К недостаткам такой меры можно отнести фактическое удорожание средств для заемщиков, что может привести к неэффективному перераспределению инвестиционных ресурсов. Тем не менее, применение подобной меры в Чили оказалось достаточно успешным. Любопытно, что в Бразилии в начале 1990-х годов была применена более жесткая модификация этой схемы — введение пятипроцентного налога на привлекаемые из-за рубежа средства для уравновешивания стоимости заимствования внутри страны и за рубежом. В результате популярное до введения налога размещение бразильских облигаций за рубежом резко сократилось [12,13].

     Не  все перечисленные меры применимы  в современных российских условиях по причинам экономического, законодательного и политического характера. Но в любом случае придется выбирать наиболее приемлемый комплекс мер по стерилизации притока капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной курсовой работе были рассмотрены  различные подходы к анализу денег и их роли в экономике, изложенных в трудах К. Маркса, Дж. М. Кейнса, М. Фридмена.

     Изложены  основные факторы, влияющие на спрос и предложение денег, рассмотрены вопросы регулирования денежного обращения и законы денежного обращения.

     Приведены функции денег, проанализированы, насколько эффективно деньги выполняют свои функции в условиях инфляции.

     На  основе изученного материала оценена логичность и эффективность денежной политики, проводимая в российской экономике с начала 90-х гг. и по настоящее время.

     Рассмотрен перечень мер, которые теоретически мог бы способствовать решению проблемы денежно-кредитного регулирования в России, и оценена возможность их практической применимости и обоснованности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

  1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.
  2. Экономическая теория. Учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачёвой. – М., Юрай-Издат, 2006. – 557 с.
  3. Экономическая теория. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. – 544 с.
  4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М., Республика, 1992. – 399 с.
  5. Маркс К. Капитал. Т.1 Гл.3
  6. Кейнс Дж. М. «Трактат о деньгах».
  7. Фридмен М. Количественная теория денег. М., 1996.
  8. Усоскин В. М. «Денежный мир» Милтона Фридмена.
  9. Олсевич Ю. Монетаризм и Россия: проблемы современности. Вопросы Экономики. 1997, №8, с.36.
  10. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996, с. 222.
  11. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис. Вопросы экономики. 1998, №11, с.12.
  12. Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию. Вопросы экономики. 2007, №7, с.4-17.
  13.   Улюкаев А. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. Деньги и кредит. 2006, № 5, с. 3-8.

Информация о работе Сущность и функции денег