Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция

Описание работы

Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.

Работа содержит 1 файл

Лекции деньги и кредит.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

Оперативные факторы  успеха деятельности коммерческого  банка могут быть следующими: 1) ориентация на клиента; клиент всегда прав; 2) стратегия  затрат – линия на экономию затрат; 3) создание информационных систем; 4) сотрудничество с иностранными банками; 5) уменьшение банковского риска; 6) организация внутреннего банковского аудита; 7) переход на новую технологию банковского обслуживания.

11.3. Организация  коммерческих банков

Коммерческие банки  начали создаваться в Украине с 1989 года; вначале они создавались как отраслевые – Укрсоцбанк, Укрстройбанк, Укрмежвузбанк, Энергобанк и др. До этого в СССР были государственные специализированные банки – Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк. Коммерческие банки создавались вначале как дочерние банки этих специализированных банков; возникали в это время и кооперативные банки – Демос банк, Градобанк и др. В дальнейшем пайщиками и учредителями коммерческих банков становились коммерческие структуры и частные лица; особенно этот процесс усилился после 1992 г., когда государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур. Постепенно статус коммерческих банков получили и государственные банки и появились как бы новые коммерческие банки – Укрсоцбанк, АПБ «Украина», Проминвестбанк и др.

Коммерческие банки  могут быть частными и государственными, универсальными и специализированными, международными, республиканскими и региональными; государственные банки в Украине – это УкрЭксимбанк и Сбербанк.

Порядок создания коммерческих банков в Украине регулируется следующими законами: «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных товариществах», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О предпринимательстве», «Об аудите», «Об иностранных инвестициях», «О земле» и др.; разработано и утверждено «Временное положение о создании, регистрации коммерческих банков и осуществлении надзора за их деятельностью». В соответствии с этими документами учредителями коммерческих банков могут быть украинские и зарубежные физические и юридические лица, кроме Советов различного уровня, политических партий и профсоюзным организаций. Юридический статус банков – кооперативы, ООО, открытое или закрытое акционерное общество. Уставной фонд банков регулируется положениями, приведенными в указанных и других законах. Для регистрации коммерческий банк должен предоставить учредительные документы (учредительный договор, устав); информация о выпуске акций регистрируется в Минфине и публикуется в соответствующих газетах. Учредительное собрание принимает и утверждает учредительные документы, выдвигает и утверждает кандидатуры председателя правления и главного бухгалтера. Указанные документы должны пройти согласование в региональном управлении НБУ. После этих процедур банку выдают соответствующие лицензии на выполнение определенных работ.

Приведем примерный  перечень основных документов, которые  банк должен предоставить в соответствующие  органы, и которые необходимы для  открытия этого банка. это следующие документы:

- заявление о регистрации с подписью уполномоченного по открытию банка;

- учредительный договор;

- устав;

- протокол учредительного  собрания;

- бухгалтерские балансы  учредителей;

- экономическое обоснование  создания и бизнес-план;

- вывод аудиторской  комиссии;

- сведения о профессиональности председателя правления и главного бухгалтера;

- копия платежного  поручения об уплате госпошлины;

- копия отчета о  проведении открытой подписки  на акции;

- справка о наличии  помещения.

Для открытия филиала  необходимы следующие документы:

- ходатайство о регистрации  филиала и экономическое обоснование  его открытия;

- решения собрания  акционеров;

- положение о филиале;

- вывод регионального  управления НБУ;

- документы о соответствии помещения;

- сведения о профпригодности  руководства и обеспеченности  кадрами.

Для организации банковской структуры с иностранным капиталом  необходимы следующие документы:

а) для учредителя –  юридического лица:

- решение уполномоченного органа иностранного учредителя;

- письменное согласие  контрольного органа иностранного  государства;

- копии уставов иностранных  учредителей;

- извлечение из торгового  реестра иностранного государства;

- справки из банков, где обслуживается иностранный учредитель;

- вывод аудиторской  фирмы;

б) для учредителя –  физического лица:

- подтверждение первоклассного  банка о платежеспособности учредителя;

- рекомендации не менее  двух юрлиц или граждан с  известной платежеспособностью.

Детальное рассмотрение этих документов происходит в установленном законом порядке, а сейчас здесь лишь отметим, что они не полностью и отнюдь не точно характеризуют деятельность банка; существует разработанная целая система показателей и нормативов, которые в значительной более полном объеме характеризует банковскую деятельность.

Регистрация банков –  это момент соответствующей записи в «Республиканской книге регистрации банков и кредитно-банковских структур».

Указанные выше документы  вместе с документами, определяющими  статус банка, передаются в НБУ, где и рассматриваются департаментом регистрации и лицензирования банков. Банки могут образовывать филиалы и представительства. Филиал банка – это банковская структура, которая не есть первое лицо. действует на основе головного банка, имеет свой субкорсчет и МФО и осуществляет банковскую деятельность. Представительство – это банковская структура, которая не является юридическим лицом, действует на основе Положения, выступает от имени головного банка и им финансируется; оно не имеет права осуществлять банковские операции.

Лицензирование банковской деятельности – это официальное  разрешение по осуществлению определенных банковских операций. Для этого необходимо, чтобы действия банка удовлетворяли  требованиям НБУ. Лицензирование банковской деятельности производится для того, чтобы можно было ответить на следующие вопросы:

а) каково количество необходимых  банков, каковы темпы увеличения банковской системы;

б) каков должен быть уставной фонд, чтобы защитить интересы вкладчиков;

в) кто может быть собственником нового банка и могут ли быть при этом ограничения;

г) кто руководит банком;

д) каким образом банк удовлетворяет требования населения, какие новые услуги он может предоставить.

Для получения соответствующих  лицензий банку необходимо выдерживать следующие критерии: а) минимальный размер уставного фонда; б) финансовое положение учреждения; в) перспективы деятельности нового банка; г) профессиональная пригодность руководства. НБУ выдает лицензии на расширение деятельности действующим банкам при следующих условиях: а) уставной фонд соответствует нормам; б) формирование резервного фонда соответствует законодательным и нормативным актам; в) формирование резервов по кредитам производится в соответствии с нормами; г) банк выполняет экономические нормативы; д) обеспечена стабильная прибыльная работа банка; е) состояние кредитного портфеля не угрожает деятельности банка; ж) формирование фонда гарантий физических лиц производится в соответствии с нормами; з) позитивные рекомендации аудитора; и) лицензируемые банковские операции не могут негативно оказать влияние на деятельность банка; к) отсутствуют нарушения банком действующего законодательства.

Новые банки для получения  лицензии подают следующие документы: а) ходатайство банка о новых  лицензиях; б) бизнес-план на первые три года работы; в) профпригодность руководителей соответствующих подразделений; г) заключение – вывод регионального управления относительно технического обеспечения.

Лицензии могут быть отозваны в следующих случаях:

а) определение недостоверных данных, на основании которых была выдана лицензия;

б) задержка начала действия лицензии более чем на 1 год после  выдачи;

в) появление угрозы интересам  кредиторов и вкладчиков;

г) выявление нарушений  банковского и другого законодательства;

д) убыточная деятельность банка более 3 месяцев;

е) нарушения экономических  нормативов либо 3 месяца подряд, либо 6 месяцев в году;

ж) осуществление операций, на которые не выдано лицензий;

з) недостоверная информация о деятельности банка либо недостоверная  отчетность.

Если лицензия аннулируется, то в тот же день приостанавливается деятельность банка в определенном направлении, и в течение 3-х дней лицензии возвращаются; если это не сделано, то могут быть забраны все лицензии решением Правления НБУ. При этом за 2 недели учредители должны решить, что делать с банком, если и этого не сделано, то Правление может решить ликвидировать банк.

Цель деятельности коммерческого  банка – получение прибыли (валовая, операционная, чистая и др.); источники  получения дохода для этого –  это кредиты, операции с иностранной валютой, операции с ценными бумагами, гарантии, поручительства, расчетное и кассовое обслуживание, доверительские, консультационные, аудиторские, лизинговые, факторинговые и др. услуги, операции с драгоценными металлами и др. Как и для кадого предприятия, в банке существуют определенные расходы: зарплата, начисления, канцтовары, содержание помещения, охрана, сигнализация, амортизация; выплата процентов по вкладам и депозитам, межбанку, плата за услуги НБУ, реклама, командировки, почтовые и многое другое. Кроме того, как и любое другое производственное предприятие, банк формирует определенные фонды: резервный, амортизационный, основных фондов, фонд накопления и фонд потребления и др.

Кредитно-банковская система  имеет жизненно важное значение для государства, поэтому она служит объектом надзора со стороны НБУ. Надзор способствует обеспечению устойчивости и предотвращению банкротства банка; ограничению концентрации капитала в руках одного банка. Для более эффективного надзора существуют некоторые экономические нормативы, которые необходимо соблюдать банку; основные из них следующие: минимальный размер уставного фонда и платежеспособность, характеризующие достаточность его собственных средств для защиты интересов владельцев; показатели ликвидности банка, характеризующие способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства за счет имеющихся средств, максимальный размер риска на одного заемщика, а также размер обязательных резервов, размещенных в НБУ.

11.4. Регулирование банковской деятельности и ее контроль

Под регулированием банковской деятельности понимают создание соответствующей правовой базы (законы), которая регулирует деятельность банков и утверждение положений, которые регламентируют деятельность банков. Под контролем деятельности банков понимают мониторинг следующих процессов: создание новых банков и их структурных подразделений; деятельность банков; реорганизация и ликвидация банков.

Государство берет на себя регистрацию и контроль за банковской деятельностью по следующим причинам:

1) достижение стабильности  денежного обращения и национального  валютного баланса, что создает новые платежные средства (деньги);

2) сохранение денежных  вкладов; банки – это доверительные  общества, они должны создать  гарантии;

3) банки являются угрозой дестабилизации экономической обстановки в стране, поэтому платежеспособность и ликвидность банков играет существенную роль в стабилизации экономических отношений в стране;

4) банки являются посредниками, поэтому управление кредитными рисками и создание резервов играют существенную роль в стабилизации экономических отношений в стране;

5) банки играют значительную  роль в экономике и они подвергаются  наибольшим образом различного  рода рискам;

6) банки формируют  платежную систему страны, на их счетах формируются огромные массы денег;

7) создание эффективной  системы регулирования и самим  банком, чтобы к ним было доверие народа.

Основные задачи регулирования  и контроля заключается в следующем:

    1. обеспечение стабильности и надежности банковской системы;
  1. защита интересов вкладчиков;
  1. создание конкурентной среды в банковском секторе экономики;
  2. обеспечение открытости и прозрачности в банковском секторе;
  3. поддержка профессионализма в банковском секторе.

Раньше деятельность банков контролировалось правительством. Создание системы регулирования и контроля НБУ необходимо по следующим причинам:

  1. нестабильный характер экономики переходного периода;
  2. незавершенность трансформации банковского сектора;
  3. недостаточный опыт коммерческой деятельности банков;
  4. рисковая практика деятельности банков;
  5. недостаточный уровень банковского капитала и резервов;
  6. контроль и аудит не корреспондируются с внутренней банковской деятельностью.

Информация о работе Сущность и функции денег