Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция

Описание работы

Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.

Работа содержит 1 файл

Лекции деньги и кредит.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

Среди экономистов-практиков  использования монетарной теории в  формировании экономической политики, прежде всего, следует отметить Р.Дорнбума и Дж. Сакса (США), Л. Бальцеровича (Панама), В.Клауса (Чехия), Е.Гайдара (Россия).

Практическая реализация монетарных рецептов сводится к реализации следующих мер общего характера:

    1. обеспечение невмешательства государства в экономическую деятельность, в т.ч. независимость банковской системы от правительства;
    2. обеспечение свободной конкуренции в ценообразовании;
    3. либерализация внешнеэкономической деятельности;
    4. контроль объема денежной массы путем применения «политики доходов» (сдерживание номинальной заработной платы) и обеспечение таким образом низкого уровня инфляции;
    5. снижение налоговой нагрузки на экономику до уровня, позволяющего финансировать выполнение государством его «естественных», с точки зрения монетаристов, функций (правительственные учреждения, правоохранительные органы, оборона, госбезопасность и т.п.);
    6. снижение бюджетного дефицита до по возможности более низкой величины, что достигается прежде всего сокращением бюджетных расходов: ликвидацией дотаций и субсидий, сворачиванием социальной сферы, которая содержится из бюджета, сокращением количества госслужащих и т.п.;
    7. финансирование бюджетного дефицита исключительно из неэмиссионных источников (например, внутренних и внешних займов).

Эти постулаты для  условий переходной экономики по меньшей мере спорны, а чаще всего  вредны.

Главной мерой монетарной стабилизации считается ограничительная  антиинфляционная политика, осуществляемая путем сдерживания предложения денег и контроля за доходами. Отправным пунктом в монетарном реформировании постсоциалистических экономик является постулат о несовместимости инфляции и роста, а реализация этого постулата состоит из следующих этапов: финансовая стабилизация, институциональные реформы, формирование рыночных институтов, структурные перестройки. Аналогичная схема была положена в основу концепции рыночного реформирования экономики Украины. однако аналитический аппарат, положенный М.Фридманом в основу концепции монетарной политики, делает теоретический фундамент таких стабилизационных мероприятий довольно противоречивым по следующим причинам:

1. Невыясненность влияния  степени монополизации экономики  на динамику цен ставит под сомнение эффективность использования монетарной теории в условиях таких экономик, где эта степень влияния высока (к ним относятся экономики постсоциалистических стран).

2. Монетаризм, претендуя  на истину в последней инстанции,  не рассматривает отдельно возможности ослабления денежных ограничений во время циклических кризисов перепроизводства (пример – период Великой депрессии).

3. Теоретические построения  основоположников монетаризма противоречат не только кейнсианской теории, но и выводам Оукена и Сэмюэлсона, подтвержденным фактическими данными.

4. В монетарной теории  использована гипотеза рациональных  ожиданий, которая в принципе  не адекватна реальности, что  в значительной степени делает монетаризм мистификацией.

5. Все свои теоретические  и практические выводы Фридман сделал на основании анализа экономики США. Между тем нет необходимости убеждать кого-либо (кроме монетаристов), что американская экономика существенно отличается от экономик развивающихся стран.

Итак, на основании несовершенного теоретического анализа монетаризм предлагает всеохватывающие рецепты осуществления экономической политики, возводя их в ранг догмы. Это демонстрирует его манипулятивный, «экспортный» характер и направленность на достижение политических целей.

Роль монетарной политики – это одна из главных частей государственного регулирования рыночной экономики. По нашему мнению, эффективными и действенными инструментами денежно-кредитной политики государства являются:

1. Нормы обязательных  резервов.

2. Процентная политика.

3. Рефинансирование коммерческих банков.

4. Операции с чековыми  бумагами.

5. Поддержание курса  национальной валюты (золотовалютные  резервы).

6. Регулирование импорта  и экспорта капиталов.

При этом необходимо отметить, что денежно-кредитная политика государства – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей действий по регулированию денежного рынка, которые проводит государство через свой центральный банк.

Исходя из этого, целевая  направленность монетарной политики должна заключаться в выполнении задач, поставленных монетарной политикой:

а) стратегические цели –  это цели, которые являются ключевыми  в общеэкономической политике государства: увеличение производства, занятости, стабилизация цен, платежный баланс;

б) промежуточные цели – это изменение некоторых  экономических процессов, способствующих достижению стратегических целей;

в) тактические цели –  это оперативные задания банковской системы для регулирования ключевых переменных: денежная масса, процентная ставка, курс валюты.

Место монетарной политики в общегосударственной экономической  политике приведено на рис. 7.1, а на рис. 7.2 приведены механизмы изменения совокупного спроса и их направленность для увеличения экономического роста государства в переходный период его экономики.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Место монетарной политики в общегосударственной  экономической политике


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.2. Механизмы экономического роста государств в период переходного периода их экономики

7.4. Основные  сведения о монетарной политике  Украины

В последнее время  появилось понимание того, что  жёсткий монетарный курс развития финансовой системы Украины не принёс успехов; напомним, что монетаризм – это  современное направление экономической стратегии в странах с рыночной экономикой, основными положениями которого являются: ограничение вмешательства государства в хозяйственную систему; сокращение бюрократических барьеров на пути потока капитала, рабочей силы и товаров; регулирование экономической конъюнктуры только финансовыми средствами через действующие предприятия.

 Противники монетаризма  считают, что стабилизационная  модель монетаризма не привела к экономическому росту в Украине по следующим причинам:

а) после 1993 г. наступил кризис спроса и инфляция издержек, а сторонники монетаризма начали вводить денежный дефицит;

б) это привело к  торможению роста цен, параличу внутреннего  рынка, подрыву покупательной способности; все эти негативные явления усилились  в связи с либерализацией внешней торговли – переориентацией на импортные товары;

в) оставшись без оборотных  средств и платежеспособных покупателей, многие предприятия остановились или  работали не полностью; они поддерживались экспортом, товарообменом или неоплачиваемыми поставками;

г) дефицит денег –  главная причина упадка производства; подавленная инфляция значительно  более болезненна и для экономической  деятельности, и для свободы, чем  инфляция открытая, и чем более  эффективно подавленная инфляция, тем  больше экономические убытки.

Сторонники монетаризма  заявляют, что стабилизационная модель монетаризма является единственно возможной для Украины. Однако, эмиссионная политика властей в 92–93 гг., поддерживая теоретически стратегически отечественного производителя и рост производства, привела в 1993 г. к неслыхан ной гиперинфляции в 10000% и фактическому падению производства. Где же истина? Причины падения производства и ухудшения жизни не в монетаризме, а в общегосударственной экономической политике, в результате реализации которой необходимо было выполнить следующее:

а) переориентировать  общеэкономическую политику государства  на формирование и развитие малого и среднего бизнеса;

б) устранить непомерное налоговое бремя на производителя;

в) провести реформу цен;

г) провести реформу внешнеэкономической деятельности;

д) провести реформу собственности  и создать средний класс собственников.

Указанные мероприятия  актуальны и в настоящее время, их реализация позволит устранить разрыв между развитием реальной экономики  и финансовой стабилизацией, полученной монетарными методами, что, в свою очередь, позволит перейти к развитию большого бизнеса и экономики в целом. При этом необходимо также решить ещё одну проблему – проблему регионального развития. В настоящее время продуктивные силы страны концентрируются в высокоиндустриальных областях: Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Харьковской и Киевской. Для развития всех других областей Украины необходимо, чтобы каждая область стала территориальным социально-экономическим комплексом; необходима в областном масштабе ориентация не на энергоресурсное, а на постиндустриальное развитие; для организации регионального развития необходимо создание Фондов и Комитетов регионального развития, внедрение регионального хозрасчёта.

При этом необходимо отметить, что кредитные и денежные системы в государстве, как было указано выше, регулируются, в основном, банковской системой, и сама банковская система является доминирующей в экономическом развитии страны. Особенно важными в этом плане являются механизмы формирования денег, денежной системы, кредитов и кредитной системы, а также механизмы управления этими важнейшими составляющими экономического развития страны. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

 

ТЕМА 8. КРЕДИТ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

8.1. Кредитный потенциал коммерческого банка

Вопрос о кредитном  потенциале капитала затрагивает экономически обоснованные границы использования  мобилизованных средств для предоставления кредита и совершения других операций банка.

Мобилизация и концентрация свободных денежных средств – приоритетная функция и экономический базис в деятельности банка. От мобилизации о концентрации зависит количество средств, которые путем кредита и других активных операций вступают в процесс воспроизводства. Не вся совокупность мобилизованных средств свободна для совершения активных операций – это понятие приводит к понятию кредитного потенциала банка. Принципы надежности (платежеспособности) и ликвидности – необходимое условие существования банка; необходимо создавать резерв надежности и ликвидности банка.

Посреднический характер банка носит противоречивый характер. С одной стороны, банк может неограниченно выдавать кредиты, а с другой стороны  они в неограниченном количестве народному хозяйству не нужны.

Теоретически существует возможность бесконечного переноса первоначально созданного дефицита из одного банка в другой и бесконечного роста кредитов, выдаваемых коммерческим банком. Этот процесс носит название мультипликации депозита и экспансии кредита (см. табл. 8.1). Прямым ограничением этому процессу служит обязательный резерв, установленный НБУ.

 

Таблица 8.1

Пример мультипликации депозита

Банки

Депозит

Кредит 

(кол. 2 – кол 4)

Резерв 

(кол. 2 ´ 20%)*): 100%

1

2

3

4

Банк А

1 000

800

200

Банк Б

800

640

160

Банк В

640

512

128

Банк С

512

409,6

102,4

и т.д.

Всего

5 000

4 000

1 000


*) Величина резерва по банку принята на уровне 20%.

 

Граница, до которой можно  мультиплицировать депозит может  быть определена по следующей формуле:

      (8.1)

где D – максимальная сумма депозита (кредита), который можно создать в системе банков; D0 – первичный депозит (кредит); R – резерв платежеспособности и ликвидности на единицу депозита; принято, что R  = 0,2 (20%).

Подставляя значения D0 и R из табл. 8.1, получим значения максимального уровня депозита и кредита:

а) максимальный уровень  депозита: здесь – величина первичного депозита;

б) максимальный уровень  кредита: здесь – величина первичного кредита.

Любой коммерческий банк, принимая депозит, должен определенную его часть держать как резерв платежеспособности и ликвидности, с тем чтобы иметь возможность  по первому требованию вернуть деньги.

Информация о работе Сущность и функции денег