Территориальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность территориальных финансов и их роли в развитии страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав территориальных финансов;
- определить роль территориальных финансов;
- проанализировать законодательную основу;
- раскрыть сущность территориальных бюджетов.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 5
1.1 Территориальные финансы: сущность и состав 5
1.2 Законодательная основа территориальных финансов 9
Глава 2. Территориальные бюджеты 13
2.1 Территориальные бюджеты как главная финансовая база территориальных органов власти 13
2.2 Роль финансовых ресурсов предприятий в развитии территорий 18
2.3 Муниципальные внебюджетные фонды 23
Аналитически-практическая часть 25
Глава 3. Анализ бюджета Санкт-Петербурга за 2010-2012 года 25
3.1 Основные статьи доходов бюджета 25
3.2 Основные статьи расходов бюджета 27
Решение расчетных задач 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая Падалко 942.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

За территориальными органами власти закреплено право без  согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать  их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные отраслевые и межотраслевые органы управления местным хозяйством. В Законе определены права территориальных органов власти в области планирования и материально-технического снабжения. Территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают планы социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения планов. В числе новых прав территориальных органов власти следует отметить право на их участие во внешнеэкономических связях. Такие связи осуществляются ими на принципах валютной самоокупаемости. При этом территориальные органы власти способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ и услуг.[1]

В Законе "О  местном самоуправлении в РСФСР" вопросы финансов местного самоуправления выделены в отдельный раздел, в котором зафиксирован ряд новых положений. В частности, определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления. Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления. В Законе закреплены очень важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. 

В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за территориальными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих  расходов. Впервые минимальный размер местных бюджетов определяется, исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти. Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. 

Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования  средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать  сверх централизованно устанавливаемых  норм расходы на содержание жилищно- коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

Итак, территориальные финансы являются одной из частей финансов государства, и им присущи многие из их черт. Условием существования в экономике финансов является наличие денег и денежного обращения. Финансы, в том числе и территориальные, призваны обеспечивать потребности субъектов хозяйствования и органы управления в денежных средствах для выполнения ими хозяйственных и административных функций. Этим предопределяется объективная необходимость существования территориальных финансов. Поэтому территориальные финансы функционируют в форме денежных средств, поступающих в денежные фонды: бюджеты административно-территориальных образований (республик, областей, городов, районов и т.д.), территориальные внебюджетные фонды. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется.

     

 

Глава 2. Территориальные  бюджеты

 2.1 Территориальные бюджеты как главная финансовая база территориальных органов власти

Финансовой  базой территориальных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные этим органам дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.[2]

Территориальные бюджеты выполняют следующие  функции:

    • Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
    • Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
    • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют территориальные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы  заложены принципы самостоятельности  территориальных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные, или  закрепленные доходы представляют собой  средства, принадлежащие субъекту бюджетному права, т.е. полностью или твердо в фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основу собственных  доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных  и региональных бюджетов в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Через регулирующие доходы государство предоставляет  территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы. К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Собственные доходы территориальных бюджетов включает следующие налоги и сборы[2]:

    • налоги на имущество;
    • доходы от приватизации (собственности, принадлежащей субъектам РФ и муниципальным образованьям);
    • земельный налог;
    • средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов;
    • платежи за использование недрами и природными ресурсами;
    • прочие налоги, сборы и другие поступления, содержащие местные налоги и сборы.

Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся  расходы территориальных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызвали  необходимость наделения этих бюджетов дополнительными средствами, это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов вызвали необходимость  наделения этих бюджетов дополнительными средствами, это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления от:

    • налога на добавленную стоимость;
    • акцизов;
    • налога на прибыль (доход) предприятий;
    • налога на доходы физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы  расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

Существующая система  регулирования территориальных  бюджетов имеет ряд преимуществ. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты  независимо от производительности местных  источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц.

В то же время используемый метод регулирования территориальных  бюджетов имеет недостатки. Основной – наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов. Это выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава.

Так как темпы роста  расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов 9несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация  и субвенции как методы  наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники  лишены стимулирующих средств, они создают у территориальных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабевает финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая  все негативные стороны дотации  и субвенции, полностью исключить  их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. Дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств. 
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации, социально-бытовой инфраструктуры являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражается на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов территориальных бюджетов.

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. 
       Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. 
Растут расходы территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов и т.д. 
       Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условия жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

2.2 Роль финансовых ресурсов предприятий в развитии территорий

Решение вопросов социального характера не является прямой задачей коммерческой организации, но в условиях высокой конкуренции между работодателями за высококвалифицированные кадры часть финансовых ресурсов направляется на социальные программы, ориентированные на работников и членов их семей. Кроме того, в современной рыночной экономике принято направлять часть прибыли коммерческих организаций на благотворительность. Особенности финансов коммерческих организаций определяются организационно-правовой формой предприятия.         Организационно-правовая форма юридического лица устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут состоять в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников. Рассмотрим более подробно особенности финансов различных форм коммерческих организаций. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, что зафиксировано в учредительных документах. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В собственности общества с ограниченной ответственностью находится обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, от своего имени оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом ООО не отвечает по обязательствам своих участников. Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Особенностью такого общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом.

Информация о работе Территориальные финансы