Территориальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность территориальных финансов и их роли в развитии страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав территориальных финансов;
- определить роль территориальных финансов;
- проанализировать законодательную основу;
- раскрыть сущность территориальных бюджетов.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 5
1.1 Территориальные финансы: сущность и состав 5
1.2 Законодательная основа территориальных финансов 9
Глава 2. Территориальные бюджеты 13
2.1 Территориальные бюджеты как главная финансовая база территориальных органов власти 13
2.2 Роль финансовых ресурсов предприятий в развитии территорий 18
2.3 Муниципальные внебюджетные фонды 23
Аналитически-практическая часть 25
Глава 3. Анализ бюджета Санкт-Петербурга за 2010-2012 года 25
3.1 Основные статьи доходов бюджета 25
3.2 Основные статьи расходов бюджета 27
Решение расчетных задач 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая Падалко 942.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Увеличение  выручки от реализации продукции  — одно из главных условий роста  финансовых ресурсов коммерческих организаций. Структура выручки от реализации определяется производительностью  труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов. 2. Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации, конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). 3. В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов. Факторами, влияющими на долю внереализационных доходов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организации, являются степень дифференциации ее активов, доходность вложений в эти активы, степень надежности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и другие. 4. В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов. Привлечение средств на финансовом рынке предприятием, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации. Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно, только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости. 5. Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее, коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. 6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредителей).[2]

Такая форма  участия средств ведомств вызвана  ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов было посильно многим, в том числе и мелким предприятиям. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-зайстройщиков. Выходом из такого положения стало объединение на долевых началах средств предприятий для строительства объектов инфраструктуры. Все чаще средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств. Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие коммерческие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А это усиливает нагрузку на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры. Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения коммерческих организаций они, в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах, будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств хозяйствующих субъектов в территориальных финансах. Однако далеко не все, хозяйствующие субъекты способны напрямую оказывать значительное влияние на развитие территории (особенно это касается небольших предприятий). Проблема усугубляется фактически полным отсутствием какой либо законодательной базы регулирующей и обязывающей коммерческие организации участвовать в развитии территории. Кроме того, многие небольшие предприятия попросту не могут оказывать сколько-нибудь существенного влияния на социально-экономическое развитие региона. На современном же этапе, когда весь мир столкнулся с неблагоприятными последствиями финансового кризиса, даже наиболее крупные градообразующие предприятия часто не справляются со своими задачами по обеспечению стабильного социально-экономического развития регионов и городов. Как уже было сказано ранее, далеко не все коммерческие предприятия способны напрямую воздействовать на социально-экономическое развитие региона. Однако это не означает полного отсутствия косвенного влияния. Такое влияние проявляется, прежде всего, в тех налогах, которые платит хозяйствующий субъект и которые поступают в федеральный региональный и местный бюджеты.

2.3 Муниципальные внебюджетные фонды

Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться  за счет следующих источников[2]:

    • Добровольных взносов юридических и физических лиц;
    • Доходов от аукционов;
    • Штрафов за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
    • Штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Муниципальные внебюджетные фонды создают на основе решений местных представительных органов власти. На основе решения  исполнительные органы власти открывают  в банках счета для хранения средств.

Для управления фондом создается коллегиальный  орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Орган  принимает решение об использовании  средств.

Средства, полученные за счет взносов предприятий должны использоваться на создание объектов общерегионального назначения.

Создание таких  фондов содействует концентрации средств  предприятий и местных органов  по развитию социально-бытовой инфраструктуры, укреплении. Финансовых ресурсов местных органов власти, усилению их материальной заинтересованности в результатах своей хозяйственной деятельности и др.

Вывод: территориальные  бюджеты – бюджеты, которые в  бюджетную систему федерального государства, за исключением федерального бюджета. Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая – целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных бюджетов заметную долю составляют неналоговые доходы (от использования или продажи собственного имущества), а также бюджетные ссуды, субсидии и дотации от бюджетов более высокого уровня.

 

Аналитически-практическая часть

Глава 3. Анализ бюджета Санкт-Петербурга за 2010-2012 года

    1. Основные статьи доходов бюджета

Проект закона "О внесении изменений в Закон  Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривает снижение доходов бюджета на сумму более 10 миллиардов рублей.

По информации бюджетно-финансового комитета, в  результате изменений собственные  налоги Санкт-Петербурга в 2012 году уменьшаются  на 10 миллиардов 472 миллиона рублей, общие  доходы бюджета составят 378,9 миллиарда рублей. Однако, несмотря на выпадающие доходы, расходы городского бюджета возрастут на 12 миллиардов рублей за счет федеральных поступлений и остатков средств бюджета Санкт-Петербурга, сформировавшихся в 2011 году. Таким образом, расходы бюджета составят 430,4 миллиарда рублей, дефицит бюджета - 51, 5 миллиарда рублей.

По данным чиновников, бюджет города в текущем году сохранит свою социальную направленность, однако средства пойдут и на реализацию различных  инвестпроектов. 

Общий объем доходов, запланированный на 2012 год, составляет 374,6 миллиарда рублей. По сравнению с 2011 годом доходы бюджета формально сокращаются на 6,3 миллиарда рублей или на 1,6%.

На это повлияло перераспределение части доходных источников в пользу федерального бюджета. Полиция отныне будет содержаться за счет федеральной казны.

В то же время  объем налоговых и неналоговых  доходов, то есть собственных доходов, увеличивается в следующем году на 8,7%. А если не учитывать доходные источники, которые передаются в  федеральный бюджет – то на 9,2%.

Основными источниками  поступлений в доходную часть  бюджета Санкт-Петербурга остаются налог на прибыль организаций  и налог на доходы физических лиц, которые в 2012 году составят соответственно 120 и 125 миллиардов рублей или 66% в сумме доходов бюджета. За последнее время эти налоги стали основными источниками пополнения бюджетов для наиболее развитых российских регионов. В Санкт-Петербурге прирост ожидается на уровне 7% по сравнению с 2011 годом. Такая динамика связана с поступательным развитием городской экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, а также ростом легальных доходов граждан. Так называемая «серая зона» сокращается, все наших горожан хотят получать «белую» зарплату и, естественно, платят с нее налоги.

В соответствии с действующими финансовыми планами и принятыми ранее обязательствами город планирует на 2012 год заимствования в некритичных объемах. Взятые в долг деньги будут направлены, прежде всего, на решение неотложных задач – строительство дорог и развязок, детских садов и поликлиник, строительство других объектов инфраструктуры, включенных в Адресную инвестиционную программу. В 2013-2014 годах правительство города не планирует увеличивать размер долговых обязательств.

Объем дефицита бюджета Санкт-Петербурга и соответственно источников погашения дефицита бюджета в 2012 году составляет 29,6 миллиарда рублей. Это существенно ниже, чем бюджетный дефицит 2011 года – он сейчас составляет 51,1 миллиарда рублей. При этом сальдо привлечения государственного долга Санкт-Петербурга на 2012 год составляет 25 миллиардов рублей, что, в принципе, соответствует уровню текущего 2011 года.

3.2 Основные статьи расходов бюджета

Заксобрание города приняло поправки в бюджет, из которого исключены расходы на финансирование проектов, одобренных экс-губернатором Валентиной Матвиенко.

Во втором чтении приняло поправки городского бюджета на 2012 год. Без финансирования остались несколько крупных проектов, разработанных при прежнем губернаторе Валентине Матвиенко.

Бюджет скорректировал преемник Матвиенко — Георгий Полтавченко.

Из бюджета исключены  расходы на покупку оборудования для строительства Орловского тоннеля (3,5 млрд рублей), Ново-Адмиралтейского  моста (1,5 млрд рублей) и возведение моста в районе острова Серный (1 млрд рублей). В мэрии Санкт-Петербурга заявляли, что стоимость проектов очень высока и указывали на необходимость изучить их целесообразность в том виде, в котором их подготовила Матвиенко.

С учетом поправок доходы бюджета северной столицы в 2012 будут  на уровне 387 млрд рублей, расходы — 418,3 млрд рублей, дефицит — 31,3 млрд рублей.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга в 2012 году планируется увеличить  на 12,4 млрд рублей, расходы — на 14,1 млрд рублей.

По итогам 2010 года доходы городского бюджета выросли к 2009 году на 9,9% до 346,9 млрд рублей.Расходная часть бюджета была на уровне 358,5 млрд рублей, дефицит составил 11,6 млрд рублей.

По данным комитета финансов Санкт-Петербурга, государственный внутренний долг города по состоянию на 1 октября 2011 года был на уровне 8,52 млрд рублей (рост на 28,8% к 1 января 2011 года). На 35,3% он состоял из ценных бумаг Санкт-Петербурга (3 млрд рублей), остальные 64,7% приходились на бюджетные кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ (5,52 млрд рублей). У города нет государственного внешнего долга. К 1 октября расходы бюджета на обслуживание внутреннего долга составили 121,8 млн рублей (8,8% от плана).

Общий объем  расходов, планируемый на 2012 год  составляет 404,2 миллиарда рублей.

Самые большие  средства в объеме 95 миллиардов рублей или 23% от всех расходов будут направлены на решение дорожно-транспортной проблемы. 

Статьи расходов представлены в зависимости от значимости той  или иной проблемы для бюджета  Санкт-Петербурга. Кроме того, изменения  в федеральных законах и выпадение  значительной части средств из зоны видимости бюджетного учета, делают некорректным прямое сравнение показателей 2011 и 2012 годов по целому ряду отраслей. В такой ситуации правильнее отталкиваться от конечного потребителя бюджетных средств, а не складывать, как говорят в школе, «километры с тоннами».

Самая большая  доля – 23 % всех расходов – отводится  на решение дорожно-транспортной проблемы. Инвестиции последних лет дали заметный результат. Однако петербуржцы продолжают жаловаться на пробки, на перебои в  работе наземного транспорта, на состояние дорог. Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов, и результаты общественных слушаний «Народного бюджета».

Информация о работе Территориальные финансы